Карьера
BinaryDistrict Russia
7244

Предотвратить, а не тушить: как бороться с выгоранием в команде

Первыми сгорают лучшие. Руководитель может сделать так, чтобы этого не произошло.

В закладки
Аудио

Григорий Савенок, руководитель по пользовательскому опыту и интерфейсам МегаФона и спикер курса Project Management in IT в Binary District, рассказывает, как строить взаимодействие, чтобы сотрудники не выгорели.

За годы работы я не раз наблюдал, как выгорают крутые спецы, однажды прошел через это и сам. Восстановившись и набравшись опыта, я стараюсь следить, чтобы с моими сотрудниками все было в порядке, и хочу поделиться наблюдениями и лайфхаками.

Парадокс профессионального выгорания в том, что оно возможно только на любимой работе. Можно годами трудиться не на своем месте и не столкнуться с этой проблемой. А самые большие энтузиасты, наоборот, страдают первыми. Особенно актуально это для IT-сферы, где люди с головой погружаются в работу.

Выгорание подкрадывается незаметно, постепенно. Руководитель, как правило, уверен, что заметит и поймет происходящее с сотрудниками, но это иллюзия.

Зачастую даже в ситуациях, когда проблемы очевидны, невозможно угадать их причину. Скажем, налицо все признаки того, что дизайнер начинает выгорать, а на деле он страдает от несчастной любви, и работа — единственное, что его спасает.

И наоборот, человек работает все больше, а успевает все меньше, нервничает, окончательно выбивается из сил, а никто этого не замечает, пока тот не делает серьезную ошибку. Да и то, если сотрудник проверенный, факап спишут на случайность или особенно сложный проект. И все начнется заново — пока человеку не станет совсем плохо или он не облажается по-крупному.

Жидкость для розжига: что способствует выгоранию

  • Усталость во всех ее проявлениях. Физическая, психологическая, усталость от людей. Усугубляется невозможностью переключиться и по-настоящему расслабиться: ни дома на выходных, ни в отпуске в Таиланде.
  • Рутина. Монотонный труд, в котором больше нет ни интереса, ни вызова, ни потенциала для развития. Когда человек идет на работу с мыслью: «Опять то же самое». Например, неделями пилит одни баннеры, и они начинают мерещиться в каждом углу, причем чем дольше о них думаешь, тем сильнее ненавидишь. Правда, амбициозный специалист вряд ли пройдет этот путь до конца — уволится раньше.

  • Нездоровая атмосфера. Сильно демотивируют неустроенные корпоративные процессы, негативная внутренняя культура. Например, сотрудник хорошо делает свою работу, а руководство систематически творит с ее итогами что-нибудь ужасное: интегрирует в сырой продукт, портит, просто теряет.

А если все эти факторы сложатся… Бинго! Выгорание почти обеспечено.

Противопожарная сигнализация: как защитить команду

Для эффективной профилактики профессионального выгорания требуются системные меры: нужно создать рабочие условия, в которых риск выгорания минимизирован, сконструировать среду, где будет интересно и приятно работать.

1. Свой проект

Избавиться от рутины полностью не получится, но можно дать каждому сотруднику важный проект, который бы требовал погружения. В идеале он должен длиться несколько месяцев, состоять из разнообразных подзадач и соответствовать ожиданиям. Такая работа компенсирует рутину.

Хорошо, если это будет продукт, закончив который, можно сказать: «Вот оно — работает и приносит пользу!». Здорово, если это будет нечто цельное, готовое к работе. Проект, которым можно гордиться, показывать друзьям и знакомым.

Те, кто изо дня в день имеет дело с диджитал-средой, получают особое удовольствие от материального воплощения трудов, даже если это нечто, казалось бы, незначительное. Самые матерые дизайнеры радуются, увидев свои работы на реальных объектах — на корпоративном мерче, на билбордах.

2. Ориентированность на результат

Когда на работу требуется пунктуально приходить в одно и то же время и ни минутой позже, сотрудники начинают так же относиться к окончанию рабочего дня. Каждый раз, задерживаясь всего лишь на 10-15 минут, человек воспринимает это как переработку.

Другое дело, когда главным показателем становятся не часы, просиженные за столом, а результат. Задержка становится не насилием, а сознательным решением, а человек способен сделать больше, чем под бдительным контролем.

3. Общение и отдых

Если причина проблемы в корпоративной культуре, лечить ее нужно изменением правил коммуникации внутри отдела, департамента, всей компании, если она небольшая.

Очень важно, как и в каких ситуациях коллеги взаимодействуют друг с другом. Командная работа прокачивается не только разработкой проектов, но и неформальным общением, хорошим совместным отдыхом. Обедайте вместе, ходите в кино, устраивайте праздники. Порой стоит просто взять и заказать в офис пиццу или накормить команду пончиками. Такие мелочи сами по себе мало чего стоят, но вместе со временем создают дружескую атмосферу.

Таким же образом работает офисная среда с уютными спотами, мягкими креслами, настолками — всем тем, что мы привыкли видеть на фото из штаб-квартир крупных IT-компаний. Эти элементы хорошо действуют на сотрудников, особенно на тех, кто недавно переехал и еще не освоился на новом месте.

4. Менеджмент здорового человека

У описанных мер есть оборотная сторона. Создавая комфортную рабочую среду, невольно повышаешь риск переработок. Когда вокруг сплоченная команда, в которой все друзья, а в офисе такие классные условия, что наружу и выходить не хочется, люди заражаются энтузиазмом от окружающих и погружаются в работу с головой. Так недолго уйти в рабочий марафон всей командой: забыть про перерывы, выходные и отпуска — и в результате выгорать один за другим.

Использовать такой энтузиазм, чтобы опережать планы и сворачивать горы — сильный соблазн. Поэтому руководителю особенно важно трезво оценивать сроки выполнения задач и вовремя притормаживать тех, кто жестко перерабатывает, даже если в краткосрочной перспективе это приносит компании пользу.

Без переработок не обойтись, но их должно быть как можно меньше. Овертаймы необходимо всегда компенсировать выходными. Если сотрудники постоянно проводят на работе больше 40-50 часов в неделю — это просчет руководителя. Перерабатывая, коллеги прикрывают бестолкового менеджера.

Экстренные меры: если сотрудник выгорел

Если поощрять диалог, внимательно выслушивать соображения, пожелания и критику сотрудников, они будут знать, что с вами можно открыто делиться проблемами. Тогда, почувствовав неладное, человек сам придет и расскажет, что выгорел. Это лучше, чем если он будет продолжать страдать молча.

Проблема в том, что для срочных мер в такой момент уже поздно. Все, что остается руководителю — позаботиться о том, чтобы вывести сотрудника из болезненного состояния, дать понять, что об увольнении речи не идет, а затем отправить в отпуск и разгрузить на ближайшие пару месяцев. Тогда возвращение пройдет плавно, но специалист выпадет из команды и вернется к прежнему рабочему ритму нескоро. Гораздо эффективнее не расхлебывать последствия выгорания, а предотвращать его.

Важно не просто следовать перечисленным советам, но и придерживаться презумпции профессионализма, уважать, слушать сотрудников и правильно рассчитывать загрузку. Создать обстановку, в которой люди будут работать продуктивно — и не на пределе возможностей — не так сложно, как может показаться.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "BinaryDistrict Russia", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 24, "likes": 53, "favorites": 138, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 56768, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 28 Jan 2019 12:47:46 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 56768, "author_id": 128754, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/56768\/get","add":"\/comments\/56768\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/56768"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
24 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
19

- Это Григорий Савенок
- Ух, ты! Григорий Савенок!
- Кто это?
- Он учит не выгорать и не шалить

Привет, я Григорий Савенок
Я пришел вам напомнить, что вы должны РАБотать с энтузиазмом
Пожалуйста, берегите нашу компанию
На суше или воде
С энтузиазмом РАБотай везде!
Пнятненько?

Ответить
0

Оч смешная картинка)) Но, если серьезно, в курпных проектах действительно сложно избежатиь выгорания, что наблюдения, что советы - в целом по делу. Хотя бы частично у них есть потенциал помочь.

Ответить
4

Это верно, но статья явная нативочка. Весь ее смысл сосредоточен в первом абзаце, а остальное - вода

Ответить
14

По теме прочитал в своё время много книг и как автор тоже в своём примере тоже сгорал несколько раз, но обобщая тему в пришёл к выводу, что как птица Феникс мы должны сгорать - это просто нормальная хрень. Т.е. не надо к этому относится трагический, как мы после сна чувствуем себя лучше, организму просто надо время закинуть в архив\оптимизироваться.

Время - вот единственное решение на мой взгляд. Можно отвлечься, съездить отдохнуть, найти новое хобби или тупо тратить время на новые игры на компе - вообще не важно, но нужно дать время. Мы не роботы и надо просто перевернуть следующую страницу жизни или просто стать взрослее. Как то так...

Ответить
1

Найти руководителя, который позволить взять отдых - это уже большая победа. Обычно отношение к работникам - как к шестеренкам. Сломалась - выкинул и поменял.

Ответить
0

Многие почему то не различают разницы команды и шестеренок(сотрудников). Для меня важна моя команда, а вот шестеренкам кто тупо работает по мануалам у меня отношение такое, что могу легко уволить или поменять, если они свою функцию не выполняют...Для команды почти ничего не жалко, потому что также относятся к тебе прежде всего и твоим проектам. Никогда не понимал, зачем обычному сотруднику который систематический опаздывает, которому надо всё разжевать, контролировать и еще косячит - давать привилегий как тем кто в команде (не важно руководитель или нет).

Ответить
3

Не надо перефразировать мои слова. Шестеренка, часть команды, личность - это все об одном. А ты мало того, что разделил понятия, которые я подразумевал, так еще и наделил одну из этих групп негативными качествами.

Ответить
–4

я вообще ничего от вас не перефразировал. Написано от себя свои мысли по вашей теме про выкинул и поменял. Такие комменты на VC это не наезд, не перефразировка, не вопрос-ответ, не дискуссия, а просто диалог...вы сами странно воспринимаете коммент. Тип моего коммента совсем другой и не надо на "ты" переходить.

Ответить
10

Очень сложная тема на самом деле. Даже дело не в интересах работодателя и сотрудника. Выгорание - это ответ психики на заданный темп, то есть рано или поздно, как в физкультуре, вы поймёте, что больше не можете и надо остановиться, чтобы передохнуть. Это нормально. Входить обратно после отдыха нужно плавно, стараясь не создавать вокруг себя рутину.

Отдых. В отдыхе не должно быть ни единого звонка с работы. ни возможности подключиться к почте или рабочему столу. Полная изоляция от работы и рабочих процессов, иначе не получится переключиться полноценно (бывало, что уезжал почти на месяц, но всегда был доступен дистанционно - отдохнул ли я? Нет).

Свой проект? Это хорошо. На работе, где тебя будут дёргать по другим делам - увеличение энтропии. Видел на работе и приступы психозов. Вроде бы свой проект, но ты ещё отвечаешь на 100500 совершенно левых вопросов и запросов. Когда им заниматься? Правильно, никогда. Либо изолируешься и делаешь, либо не делаешь.

Что делать, чтобы не выгорать?
1. Работать только на работе в обозначенные часы - дисциплина. Подключаться к работе внеурочное время только, когда реально горит так, что полыхает;
2. Не работать с мудаками, которым не нужен результат вашей деятельности, а нужна усталость (увы, и в IT такое встречается часто);
3. При сидячей работе желательно больше двигаться вне её. Причём желательно, чтобы это были какие-нибудь командные игры: хоккей, футбол (дают бОльший заряд бодрости в отличие от зала). Зал менее полезен, но всё хорошо в меру;
4. Учиться отдыхать (это непросто для многих), перестать рефлексировать на то, что не стоит вашего внимания. Ходить в отпуски за яркими впечатлениями, то есть возвышаться над рутиной.

Ответить
0

Поддерживаю) Работодатель.. он может создать благоприятные условия, допустим. Но как ты сам реагируешь на ситуации каждый день, как ты вообще осознаешь себя в этой деятельности - зависит только от самого человека. Плюс ко всем рекомендациям добавлю, что надо не только отдыхать, а рефлексировать на тему того, чем ты занимаешься, медитировать. Не знаю, на сколько это всё популярно) Но медитация реально способна помочь. Или, если кто не любит этого слова - просто посидеть помолчать, проанализировать себя изнутри. Дело в том, что когда быстрый темп - тебя начинает "Забирать", и уже непонятно, ты руководишь процессом или процесс тобой, так вот чтобы быть "на коне") -надо просто включать осознание - анализировать и корректировать тактику. И даже если профессия не творческая и всё "поставлено на конвейер" -все равно корректировать тактику, твоего отношения к происходящему.. Еще кто-то выше сказал, что круто выгорать как феникс, а потом восстанавливаться - тоже подход, и кому-то так нравится. Но если хочется плавных изменений, при сильном желании - можно выгорание отодвигать, то есть стрессы по чуть-чуть проживать, корректировать, а не накапливать до предела и взрываться.

Ответить
2

На практике, самый простой способ избежать выгорания, доступный линейным руководителям, проджектам и другим менеджерам начального уровня, не имеющим возможности разбрасываться ресурсами - это ротация между проектами. У вас три проекта и десять человек - сделайте так, чтобы они переходили туда-сюда. Не механически, а по необходимости. Пока человек работает с энтузиазмом - не надо дёргать. Если видно, что он заскучал - предложите ненадолго окунуться в смежные проекты.
Лично для меня самого это всегда отлично срабатывало.

Ответить
1

Чаще всего (опять же, не всегда, а именно ЧАЩЕ всего), "по необходимости" случается редко. То есть, руководитель теоретически может знать, что сотрудникам надо менять сферу деятельности, но задач столько, что не уследить. Получается, "поработай полгода тут, а потом на месяц вот туда". Особенно в больших компаниях это проблема. Этим должен, по идее, эйчар заниматься, но найти хорошего кадровика - проблема.

Ответить
0

Ну по идее в группах разработчиков для этих целей должны быть тимлиды. Вообще в любой проектно-ориентированной организации у специалистов одного профиля есть свой "профессиональный" начальник, ответственный за технологию и общие решения: тимлид, старший, боцман, как хотите называйте. Вот он и должен это видеть. Эйчар может этим заниматься, но это должен быть какой-то очень специфический эйчар, имеющий плотный контакт с людьми. Может такое и бывает, не знаю.

Ответить
0

Наличие тим-лида чаще всего означает, что компания очень большая. А бригадир (пусть тим-лид для компании до 50, например, человек будет зваться бригадиром :)) как правило отвечает за рабочие показатели и вряд ли будет тратить личное время на то, чтобы выяснить, что не так с моральной составляющей сотрудника. В идеале, конечно, должен быть психолог (штатный психолог за рубежом - частая практика), но у нас в силу менталитета я такое видел редко, поэтому я и упомянул эйчара.

Ответить
1

А статьи на тему как правильно отдыхать (вне отпуска) Григорий Савенок не предлагает?

Ответить
1

Интересно почитать эту статью особенно в тот момент, когда выгорел и сидишь дома с отключённым телефоном, чтобы не заёбывали с работы.)

Ответить
1

Ипотека отлично исцеляет выгорание, фигачишь дальше да и все

Ответить
1

Можно временно потерять мотивацию, это скорее "затухание", а не "выгорание", после завершения очередного проекта.
Потом просто получаешь новый проект, новые задачи, желательно на вырост и при хорошей оплате с достаточным отдыхом - нет никаких причин рассуждать про что-то подобное.
Жжёшь дальше ещё жарче.

Ответить
0

Наверно в мегафоне, в "пользовательском опыте", очень хорошо, если есть возможность выдавать "свои проекты" (при этом, как мы знаем, каких-то видимых значимых результатов в мегафоне практически нет, и видимо не ждут/не требуют), но , к сожалению, "обычно" экономика этого не позволяет. "выжать и выбросить" - основа достижений. Главное немного потратиться на онбординг - чтобы фрешмены быстрее входили в курс и начинали тянуть лямку вместо выбывших.

Ответить
1

В теории это все, конечно, здорово - свой проект и всё такое. Но если ты, условно, продавец, какие могут быть проекты?

Ответить
1

По повышению эффективности воронки продаж. (с) Сова

Ответить
0

У продавцов, даже в небольших компаниях, как правило, всё равно есть специализация: либо продуктовая, либо региональная. Если есть возможность, попробуйте поменяться продуктами, взять какое-нибудь другое направление, на худой конец, если совсем нет никаких вариантов - попробуйте поиграть принципиально новым образом, продавать иначе, используйте другую тактику и стратегию продаж.

Ответить
0

Сперва про "усталость от людей" и потом стандартное: "Обедайте вместе, ходите в кино, устраивайте праздники"...

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }