Бизнес в Японии: что важно знать?
Тарик Альхаурани, директор по развитию бизнеса KYOCERA Document Solutions Russia
Как меняется японский рынок: к чему нужно быть готовым бизнесмену, который хочет работать в Японии
Как трансформируется рынок
Япония вслед за западными странами становится более открытой — это одно из важнейших изменений, произошедших с японским рынком за последние годы.
Сегодня Япония по праву считается страной частного предпринимательства. Благодаря активной поддержке малого бизнеса со стороны государства и лояльности к бизнесу, почти 99% предприятий относятся к малым. Около половины из них — семейные. При этом практически в каждой сфере малый и крупный бизнес сосуществуют, многие крупные компании делают заказы у небольших подрядчиков. Для Японии характерны длинные технологические цепочки по обслуживанию крупного бизнеса, состоящие из участников малого. В стране есть закон, не позволяющий крупным предприятиям монополизировать свою деятельность и защищающий предприятия малого бизнеса.
Постепенно меняется культура ведения бизнеса и отношение к работе. Благодаря развитию стартапов пожизненный наем становится менее распространенным, трудовая мобильность повышается, а бизнесмены вынуждены чаще идти на риск. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными и не отставать от ведущих международных компаний, японским компаниям приходится отходить от консервативного подхода к работе.
Однако есть аспекты, которые остаются неизменными на протяжении многих лет, например, характерная для консервативной японской культуры ценность длительных и честных отношений с поставщиками и партнерами. Японский рынок и корпоративная культура по-прежнему остаются одними из самых консервативных в мире.
Сегодняшний рынок по большей части характеризуется тремя аспектами: высокими ценами, серьезной конкуренцией и консерватизмом.
Реально ли иностранной компании попасть на японский рынок
Несмотря на то, что японская экономика является одной из самых развитых в мире, Япония имеет весьма низкую инвестиционную привлекательность. Иностранным компаниям надо пройти тернистый путь для выхода на японский рынок. Однако существуют отрасли, где страна более открыта для внешних инвестиций, чем США и Европа, например, телекоммуникационная отрасль.
Помимо трудностей, вызванных существенной разницей в культуре и социальных нормах, первым барьером для иностранной компании станет получение «визы инвестора». Для ее получения необходимо выполнить ряд условий. Первое — минимальный размер уставного капитала должен составлять 2,5 млн рублей. Второе — в компании должно работать минимум два сотрудника, и это должны быть японцы или иностранцы с ПМЖ в Японии, работающие на полной ставке. Третье — компания должна иметь офис в Японии. Четвертое — подать документы в филиал японского Иммиграционного бюро и получить одобрение, этот процесс может занять определенное время.
В 2015 году японские власти запустили новую визовую программу стартап-виз, благодаря которой эти требования выполнять не нужно, а «визу инвестора» можно получить всего за 6 месяцев. Для подачи заявки необходимо заявление, бизнес-план, поэтапное описание развития, резюме, документ о проживании в Японии, подтверждающий ваше намерение жить в стране еще, как минимум, полгода, выписка со счета из банка. Стоит иметь в виду, что в некоторых стратегических зонах страны подать заявку необходимо самостоятельно, в других это возможно сделать через посредника. Однако для стартапов не менее серьезной проблемой могут стать попытки получить инвестиции от крупного бизнеса: японцы крайне консервативны и не склонны рисковать, заключая сделки с малоизвестными компаниями, особенно — иностранными.
Как арендовать офис
Что касается аренды недвижимости, то здесь трудности могут возникнуть по двум причинам. Во-первых, в Японии существует дефицит коммерческой недвижимости из-за высокой конкуренции. Во-вторых, арендодатели в большинстве случаев требуют долгосрочный договор аренды (минимум 5 лет, а иногда и 7 лет) с банковской гарантией, а также необходимо поручительство двух местных менеджеров. Открытие счета для юридического лица может занять полтора месяца.
Что еще важно знать
Для успешного процветания бизнеса в Японии понадобятся связи — необходимо заслужить доверие. Одним из самых эффективных решений станет заручиться поддержкой японского партнера с именем. Это позволит укрепить свое положение в глазах потенциальных клиентов, сотрудников и бизнес среды в целом.
Интересны малого бизнеса защищает государство. В стране действует закон, не позволяющий крупным предприятиям монополизировать свою деятельность, поэтому средний и малый бизнес в Японии сильно взаимосвязаны. Таким образом, маленькие предприятия часто работают на более крупные, которые в свою очередь также работают на более крупные компании.
На данный момент в Японии есть немало ниш, требующих внедрения инновационных технологий. Среди них можно назвать, например, логистику и дистрибуцию. Кроме того, стабильный спрос наблюдается на технологии, и многие иностранные ИТ-компании успешно процветают на японском рынке.
ИТ-бизнес считается одним из главных двигателей стремительного экономического роста страны. Его активно поддерживает государство Японии. Правительство выделяет большие бюджеты на развитие сетевых технологий, программисты и веб-разработчики — крайне востребованные профессии на рынке труда.