Что сделать, чтобы рейтинг в обучении не был тупой гонкой за баллами
Есть заблуждение, что любой корпоративный рейтинг повысит у сотрудников мотивация учиться — чтобы выиграть соревнование. Так тоже бывает, но есть нюансы.
По простой логике рейтинг должен закрывать базовую потребность — получить признание в своём сообществе. Например, Кирилл на восьмом месте в рейтинге сотрудников в корпоративном университете: система признаёт, что его статус выше, чем у Павла и Юлии. А если у них с Павлом тёрки на работе, Кирилл удовлетворяет потребность доминировать над коллегой. Но над Кириллом есть ещё семь человек. Чтобы получить абсолютное признание, ему нужно больше учиться и занять первое место.
На самом деле, это так не работает.
Рейтинг отражает реальную потребность
Кирилл будет стремиться к абсолютной победе, только если его единственная мотивация — это самоутверждение за счёт коллег. Если же для него социальное признание — это новые возможности или привилегированный доступ, мотивации просто подниматься по строчкам не будет.
Чтобы рейтинг работал, он должен отражать реальную потребность целевой аудитории. Например, в кейсе СберУниверситета лидеры направлений хотели повысить свой статус в профессиональной области, а для этого важно общаться с топовыми экспертами. Мы разработали систему четырёх лиг: набрав нужное количество баллов за обучение, участники поднимаются выше. Главная привилегия высшей лиги — возможность бизнес-ланча с крутым экспертом.
Рейтинг транслирует ценности обучения
Когда компания мотивирует сотрудников рейтингом, есть соблазн давать дополнительные баллы за не-образовательные «достижения»: скорость, вопросы экспертам, обсуждения в чате.
Это ловушка.
Например, Кирилл решил быстро подняться в рейтинге, но без особых усилий — то есть сжульничать. Вместо вдумчивого прохождения каждого курса Кирилл вслепую пролистывает их, задаёт 10+ вопросов в чате и начинает обсуждения, которые даже не читает. Но баллы копятся, и его позиция растёт.
Другие сотрудники видят это и негодуют: они смотрят каждую лекцию и проходят сложные тесты, а Кирилл получает баллы просто так. В их глазах система рейтинга становится нелегитимной, а мотивация учиться и доверие к компании падают.
Рейтинг должен подчёркивать самоценность обучения. Так, для одной трейдинговой компании мы сделали геймификацию обучения с рейтингом и наградами. Заказчик хотел давать дополнительные баллы за вопросы куратору, но мы его переубедили: люди будут гнаться за баллами и спамить вопросами, хотя по сути спросить им нечего. Виртуальные деньги — только за обучение.
Как сделать рейтинг легитимным
Если давать баллы за всё подряд, рейтинг никого не замотивирует. Поощряйте только те действия, которые совпадают с ценностями обучения. Вот что это бывает чаще всего:
- Получать знания и навыки. Баллы даются за изучение материалов, тесты и задания.
- Соблюдать дедлайны. Добавьте баллы тем, кто уложился в срок, сохранив качество.
- Выработать привычку учиться регулярно. Награждайте за то, что человек понемногу учится каждый день целый месяц.
Это статья из цикла про геймификацию корпоративного обучения. Ещё мы писали про:
- Сторителлинг без картонных героев
- Виртуальные награды и социальные потребности сотрудников
- Игровые интерфейсы и мотивацию в онлайн-обучении (скоро)