Как Шакил О'Нил оказался еще более великим, став основателем компаний и инвестором

Шакил О'Нил. Фотография Кристиана Коди
Шакил О'Нил. Фотография Кристиана Коди

От игрока до крупного продавца и девелопера: член Зала славы НБА усовершенствовал искусство превращения одного успеха в другой.

Шакил О'Нил знает, о чем вы думаете. Вы видите его на обложке журнала — он одет в костюм, щеголеватый и изящный — и как бы он вам ни нравился, вы тоже немного проникаетесь его харизмой. Еще один спортсмен-суперзвезда, выдающий себя за гения бизнеса. В конце концов, среди спортсменов модно превращать свое спортивное превосходство в глобальный конгломерат, демонстрировать свои сверхъестественные способности как в зале заседаний, так и на баскетбольной площадке. Сейчас это стало почти обязательно.

Может быть, вы думаете, что О'Нилу просто нужно чем-то занять свое время после окончания карьеры. У него торговая марка: он оплатил за все разработки, нанял сотрудников и одобряет фундаментальные решения в своей компании. Но серьезный предприниматель? Не думаю.

О'Нил знает, что ты так думаешь. Он может даже согласиться с вами.

«Я не самый умный парень в комнате», — говорит он мне раз, два, всего 11 раз за время нашего разговора. «Я не прихожу сюда говорить людям, что делать. Я не пытаюсь вести бизнес. Я не занимаюсь инвестициями. Я знал, что мне нужно многому научиться. Я все еще это делаю ».

Так же он вел себя в предыдущие лесятилетия: несмотря на то, что он ростом 216 см, является членом Зала славы NBA и один из самых узнаваемых людей на планете, он настаивает на том, что он такой же, как и все мы. - не лучше, не хуже.

И, безусловно, подход О'Нила к бизнесу, по крайней мере до недавнего времени, выглядел как пережиток более ранней эпохи бизнеса знаменитостей, который коренился в спонсорстве и лицензионных сделках. Но в последние годы появилась новая модель — во главе с Леброном Джеймсом и развитая Кевином Дюрантом, Патриком Махоумсом и другими — это не столько улыбающийся рекламщик, сколько построение империи. Венчурная компания Дюранта, 35 Ventures, стала одной из первых компаний-инвесторов в Postmates и Coinbase. Продюсерская компания Джеймса SpringHill оценивается в 725 миллионов долларов. Принято считать, что О'Нил не в этой компании.

Шакил О'Нил. Фотография Кристиана Коди
Шакил О'Нил. Фотография Кристиана Коди

Но потом присмотришься и увидишь... Есть огромное количество компаний, частью которых О'Нил владеет, и это часто значительная |часть |: Papa Johns, Five Guys, Krispy Kreme, Auntie Anne's. Он купил долю в компании по подключению дверных звонков Ring задолго до того, как Amazon приобрела ее в 2018 году за 1 миллиард долларов. Даже долю в Google он приобрел в далеком 1999 году, задолго до IPO, когда ее стоимость оценивалась всего в 100 миллионов долларов. О'Нил открыл более сотни франшиз — автомойки, оздоровительные клубы, рестораны — по всей стране. Он основал кинокомпанию Jersey Legends и получил «Оскар» за документальный фильм о великой женщине-баскетболистке Лусии Харрис. Он основал маркетинговое агентство под названием Majority, которое проводило кампании для таких клиентов, как Sprite, GM и CDC.

Одним из самых амбициозных проектов О'Нила была помощь в превращении Authentic Brands Group — холдинговой компании, которая до прихода О'Нила в 2015 году была в основном известна тем, что представляла имущество умерших знаменитостей, таких как Элвис Пресли и Мэрилин Монро, — в глобального игрока. В настоящее время фирма владеет примерно 50 крупными брендами, в том числе Brooks Brothers, Sports Illustrated, Aéropostale и Reebok (последний из которых она приобрела по прямому указанию О'Нила). Его самым большим успехом, или, по крайней мере, самым многообещающим, стала сеть ресторанов быстрого питания Big Chicken, которую он основал в Лас-Вегасе, и теперь она расширилась до 14 кафе в 7 штатах и только в этом квартале откроет еще четыре.

Когда вы разговариваете с людьми, которые умнее вас, это повышает ваш интеллект. Я делаю проекты с умными людьми, которые мне нравятся. Это не сложно.

Сегодня состояние О'Нила оценивается в 400 миллионов долларов, что делает его одним из самых богатых спортсменов в мире. А его докторская степень Университета Барри в Майами (диссертация: «Как лидеры используют юмор или серьезность в стилях руководства») делает его одним из самых недооцененных. «У этого парня есть шестое чувство, — говорит Джейми Солтер, генеральный директор Authentic Brands Group. «Дайте мне еще 10 таких же, как он».

О'Нил отвергает разговоры о том, что он одарен. «Я просто хочу учиться», — говорит он. «Это очень просто. Когда вы разговариваете с людьми, которые умнее вас, это повышает ваш интеллект. Я делаю проекты с умными людьми, которые мне нравятся. Это не сложно. Я не знаю, почему люди в своем сознании делают это таким сложным».

И хотя это правда, что он может не вникать в каждую строку балансового отчета, О'Нил более глубоко погружен в свою работу, чем хотел бы, чтобы вы думали. Фактически, его бизнес-философия удивительно последовательна, несмотря на дикое разнообразие предприятий. Это образ мышления о возможностях и лидерстве, который содержит уроки, применимые ко всем, даже к тем, кто не поднимается на высоту 85 дюймов над землей.

Следуй за своим сердцем

Каждый человек, имевший дело с О'Нилом, заявляет: он как большой ребенок. Четыре разных человека рассказали мне истории о том, как он засунул свое тело в какой-то низенький автомобиль и проехал на нем сквозь толпу потрясенных и восхищенных зрителей. Его безжалостно игривый настрой также был основой его игровой карьеры; больше, как минимум два из его тренеров ворчали по этому поводу.

Фотографии Кристиана Коди
Фотографии Кристиана Коди

О'Нил не способен быть кем-либо, кроме самого себя, и хотя это могло быть ограничением, он превратил это в силу. Среди его деловых интересов нет четкого мотива, нет сквозной линии, кроме его участия. То, что он привносит в них, — это страсть, искреннее стремление к участию. «У меня есть рутинная работа с такими вещами, — говорит О'Нил. «Любая компания, которую я создаю или с которой участвую, должна иметь три вещи. Во-первых, у меня должен быть реальный интерес к продукту. Во-вторых, это должно быть что-то, что, как я вижу, поможет людям. И , может быть, самое главное, я должен получать от этого удовольствие».

Возьмем, к примеру, его участие в General, страховой компании, которая существует с 1963 года и предлагает недорогое автострахование для клиентов с высоким уровнем риска, таких как люди, недавно попавшие в аварию. Когда в 2015 году компания American Family Insurance обратилась к О'Нилу с просьбой о потенциальном партнерстве, он обнаружил, что его компания уже купила General несколькими годами ранее.

«Это то, чем я хотел заниматься, — говорит О'Нил. «Это была единственная страховка, которую я мог себе позволить в колледже. Я не знал, что такое, черт возьми, страховка. Мой отец сказал мне, что я должен купить её для своей машины, и все стоило 300 баксов, а у меня не было 300 баксов». "Поэтому мне дали страховку на 29 долларов, полное покрытие. Обычных людей больше, чем таких избалованных богачей, как я. Самое главное, на чем я сосредотачиваюсь, - это доступность, потому что не у всех есть средства, которые есть у меня. У большинства людей этого нет».

О'Нил не пытается произвести впечатление на бизнес-элиту тем, что находится в его портфеле брендов. Он беспокоится о том, что бренды предлагают покупателям.

История происхождения ресторанов Big Chicken также связана с ранними годами жизни О'Нила. Шак рос в Германии, далее в Нью-Джерси и Техасе в строгой, но любящей семье, которой управляли его мать и его отчим-сержант (его биологический отец не упоминается в биографии). Некоторые из его самых теплых воспоминаний связаны с сидением за столом после похода в церковь, поеданием курицы и проведением времени с семьей. Это было то, что он всегда хотел подарить другим, и эта идея привела к тому, что он основал сеть ресторанов вместе с Джошем Халперном.

«Одна из главных ценностей Шакила — настоящесть, — говорит Халперн. «Он стремился создать концепцию, которая была бы похожа на него самого. Он акционер номер один. Вы заходите в один из наших ресторанов, и вся атмосфера тут похожа на Шакила». Есть сэндвич, названный в честь телохранителя О'Нила, который называется «Дядя Джером», и один, который называется «Большой и неаккуратный», отсылка к его соведущему «Внутри НБА» Чарльзу Баркли. Этот, шутит О'Нил, «небрежный бутерброд для неряшливого парня». Это просто своего рода шутка, которую он сказал Баркли в прямом эфире.

Солтер отмечает, что во многих смыслах Big Chicken является воплощением бренда O'Neal. «Речь идет о ценности и веселье», — говорит он. «Большая курица — это, по сути, то, что Шак любит есть. Это лучший сэндвич с курицей, который вы когда-либо пробовали, потому что это рецепт его матери». И он держит цену на доступном уровне.

По часовой стрелке сверху слева: О'Нил представляет Carnival Cruise Line свою концепцию Big Chicken; пост в Твиттере для Krispy Kreme; О'Нил и General; доставка пиццы для Papa Johns, где он сидит на доске; сервировка супа для оригинального супчика;
По часовой стрелке сверху слева: О'Нил представляет Carnival Cruise Line свою концепцию Big Chicken; пост в Твиттере для Krispy Kreme; О'Нил и General; доставка пиццы для Papa Johns, где он сидит на доске; сервировка супа для оригинального супчика;

У О'Нила есть истории из жизни, которые связаны со всеми предприятиями, которые он создал или в которые инвестировал. Он вложил деньги в технологию Ring, потому что думал о безопасности дома своей семьи. Он стал партнером Authentic Brands, потому что хотел убедиться, что о его семье позаботятся после его смерти — «как они сделали с Элвисом». Это может показаться ерундой — О'Нил просто выбирает то, что ему нравится лично, — но, в конечном счете, весь смысл в том, чтобы выбирать то, что ему нравится. Бренд Shaq ничем не отличается от реального Шакила.

Иными словами: добиться успеха гораздо легче, когда вам не нужно притворяться, будто вы верите в то, что делаете. Это намного проще, когда вы проявляете заботу о клиенте.

Знай свои пределы

Когда О'Нил еще играл за «Лос-Анджелес Лейкерс», он использовал того же финансового консультанта, что и основатель Starbucks Говард Шульц. Однажды в 1998 году, когда команда была в Сиэтле на игре, Шульц позвонил ему. «Шак, ты хочешь открыть Starbucks у себя на районе?» он сказал.

«То, как он это сказал, сбило меня с толку, — вспоминает сегодня О'Нил. «Я ответил ему: «Черные люди не пьют кофе». Никто в моей семье не пил кофе. Я думал, что это не сработает. Он предложил мне долю в компании в размере 10-15 кофеен в Лос-Анджелесе. После того, как я сказал ему «нет», он обратился к Мэджик Джонсон — и Мэджик заключил сделку. " Когда Джонсон продал свои акции Starbucks в 2010 году, он заработал 100 миллионов долларов — 100 миллионов долларов, которые он сразу же вложил в другие свои предприятия. «Что и я бы сделал», — вздыхает О'Нил.

Этот опыт изменил подход О'Нила. До промаха со Starbucks он придерживался прямых рекламных контрактов, когда ему просто платили за то, чтобы он появился и снялся в рекламном ролике. После Starbucks он занимался партнерскими отношениями и сделками с акционерным капиталом. Теперь Шакил хотел быть уверенным, что у него всегда есть доля в любом предприятии, где он работает. Что еще более важно, говорит О'Нил, упущенная возможность Starbucks научила его «следить за тем, чтобы мои умные люди всегда были рядом со мной».

Одно из величайших умений О'Нила как бизнесмена вполне может быть связано с его верой в то, что он сам в этом не силен: он находит людей, которые знают, что делают, и Шакил не мешает им. По его словам, с Big Chicken он знал, чего хотел: недорогой сетевой ресторан с домашней едой, который мог бы служить местом для встреч. Детали, кроме этого, нужно было обговорить, поэтому он нашел людей, которые могли это сделать, в компании под названием JRS Hospitality, которая долгое время управляла ресторанами в районе Лас-Вегаса (где был представлен первый Big Chicken). Халперн говорит, что О'Нил уделяет особое внимание маркетинговым стратегиям и продажам франшиз. «И он обращается напрямую к франчайзи и поставщикам, когда у нас возникают проблемы», — добавляет он.

В свою очередь, О'Нил возвращает все заслуги команде. «Эти парни умнее меня», — говорит он. «У меня нет близких людей. Я доверяю им и всегда рядом, когда я им нужен». Он также придерживается тех же стандартов, которые устанавливает для себя. «Я не совершаю одну и ту же ошибку дважды, — говорит О'Нил. «Я удостоверяюсь, что мои люди тоже это знают».

Любая компания, которую я открываю или в которую вхожу, должна быть чем-то, что, как я вижу, поможет людям. И я должен получать удовольствие от этого.

Как бы ни было забавно представить, как О'Нил входит в зал заседаний и сидит на слишком маленьком для него стуле в окружении людей вдвое меньше его, он, по общему мнению, является постоянным и активным участником заседаний совета директоров своих компаний.

«Он умеет слушать», — говорит Колин Смитон, президент Authentic Brands Group West Coast и давний деловой партнер О'Нила. «Он научился на этом опыте Шульца. Он ничего не упускает».

И, добавляет Халперн, «он задает непростые вопросы. Он хорош в том, чтобы тыкать, находить вещи, которые мы недостаточно продумали, поглощать данные и информацию, которые приходят к нему, и принимать решения на их основе».

Солтер рассказывает историю о том, как О'Нил постоянно докучал ему, чтобы он приобрел обувной бренд Reebok, который спонсировал его в начале его баскетбольной карьеры, но после выхода Шакила на пенсию переживает довольно тяжелые времена. Adidas купил компанию в 2005 году и с тех пор лишил ее уникальности. О'Нил твердо чувствовал, что имя было недоиспользованным активом, и видел возможность вдохнуть в него новую жизнь, точно так же, как он помог сделать это с General. Солтер подумал, что это плохая идея, и говорил это О'Нилу снова и снова. Но в начале 2022 года наконец представилась возможность и с тех пор Reebok выпустила несколько ретро-ботинок Shaq, а так же привлекла внимание любителей кроссовок открытием винтажных магазинов в Нью-Йорке и лицензионным соглашением с комиксами DC.

«Конечно, он был прав, — говорит Солтер. «Это будет одна из лучших сделок, которые я когда-либо заключал. Он тоже это знал. Он просто знал это нутром».

Поймите свою ценность

В 2018 году у Papa Johns были проблемы. Тогдашний президент и главный исполнительный директор Джон Шнаттер был вынужден уйти в отставку из-за плохих финансовых показателей компании в прошлом году (в которых он обвинил стоящих на коленях игроков НФЛ) и после того, как он использовал расистские оскорбления во время телефонной конференции. Выручка сети пиццерий резко упала в течение 2018 года, включая 20-процентное падение в последнем квартале. Этот бренд вошел в кризис.

Компания увидела в О'Ниле потенциальное решение и обратилась к нему тем летом с четким предложением: им нужен был кто-то, кого все знали и любили, и тем лучше, что он был одним из самых известных чернокожих знаменитостей в стране.

О'Нил точно знал, чего он стоит, поэтому взамен потребовал часть компании. «Шак сказал: «Послушайте, мы должны дать людям повод снова поверить в бренд», — говорит Смитон. «Он говорит им: «Если я собираюсь пойти на этот риск, если я собираюсь быть первым меньшинством в вашем совете, я хочу участвовать на самом высоком уровне. "Для него это был огромный шаг в его эволюции. Вскоре после этого он основал Big Chicken".

О'Нил присоединился к совету директоров Papa Johns в марте 2019 года. Он разработал пиццу Shaq под названием Shaq-a-Roni, которая, по сути, представляет собой пиццу пепперони большого размера, продажи которой поддерживают малообеспеченные сообщества. Доллар с каждого проданного Shaq-a-Roni поступает в Фонд Papa Johns, который, в свою очередь, распределяет деньги среди местных организаций, занимающихся проблемой голодающих, сокращением пищевых отходов и другими причинами бедности. О'Нил также начал сам управлять некоторыми франшизами и появляться в рекламе Papa Johns. Он стал самым заметным представителем Papa Johns. Никто больше не видит лица Джона Шнаттера, когда думает о Papa Johns; они видят О'Нила. К четвертому кварталу 2019 года выручка снова выросла на 3 процента. А к третьему кварталу 2021 г. доход Papa Johns составил 513 миллионов долларов, что является рекордным показателем. Прошло чуть более двух лет с тех пор, как О'Нил присоединился к компании.

«Шакил понимает, как общаться с людьми, что является реальным преимуществом, поскольку правление и руководство работали над укреплением нашего бренда, нашей культуры и нашей франчайзинговой системы», — говорит президент и генеральный директор Papa Johns Роб Линч. «По своей сути Шакил — предприниматель». О'Нил мог просто взять чек, но он понял, что именно он может дать компании — как он может помочь в ее восстановлении, делая при этом хорошо для себя.

Веселись

Пока О'Нил рассказывает об этом личном жизненном путешествии, несколько фотографов маневрируют вокруг него, делая снимки, сотрудник службы поддержки постоянно протягивает ему тарелки с едой, а визажист утирает блеск с его лица. Сегодня я встретился с О'Нилом в Атланте, когда он снимал видео для Carnival Cruise Line, еще одного из его многочисленных партнеров по его бренду.

Любой, кто решит провести время со своей второй половинкой на карнавальном корабле в этот День святого Валентина обнаружит, что церемонию будет сопровождать Шак (он главный весельчак Carnival).

Между паузами, чтобы сфотографироваться и ответить на вопросы надоедливого репортера, О'Нил решает разбавить напряженную рабочую обстановку среди команды съемочного персонала, включив на своем телефоне свой плейлист под названием «Заставьте белых людей в комнате работать». Это подборка поп-песен 90-х от таких исполнителей, как Ace of Base, Аланис Мориссетт и Шинейд О'Коннор. Он делает свой первый прогон рекламы Carnival за один дубль, а когда он закончил, он подпрыгивает в воздухе и машет кулаком: "Вот как надо снимать гребаную рекламу. Шак с одного дубля, детка!".

Короче говоря, он отлично проводит время. «Вы должны позволить ему повеселиться», — говорит Смитон. «Это единственный метод, с помошью которого все это происходит». Смитон раньше пытался обуздать О'Нила, но у Шака и так получается отлично. В качестве примера он приводит диджейский бизнес звезды.

Реклама Carnival Cruise Line

О'Нил регулярно ездит на музыкальные фестивали и в клубы, чтобы выступать в качестве DJ Diesel и отрываться так, как вы не увидите, скажем, в клипе Carnival Cruise. Он не получает прибыль от работы ди-джея — одни только полеты иногда стоят в два раза больше, чем он зарабатывает за концерт, — но опыт дает энергию, которая движет всем остальным. «Я скучаю по реву этой толпы, и диджеинг — единственное, что дает мне его», — говорит он. «Я делаю одно из этих шоу и готов снова вернуться к работе».

Я не совершаю одну и ту же ошибку дважды. Я уверен, что они тоже это знают.

Смитон утверждает, что сторонние концерты помогают более широкому продвижению бренда Shaq. «Я сказал ему, что это будет отстой, это утомит его», — говорит он. «Опять я ошибся. Это одна из самых умных вещей, которые он сделал. Он расширил свою фан-базу, стал более актуальным в другой демографической группе. Он просто знает себя, знает, что ему нужно».

И это важно для понимания Шакила О'Нила. Назовите это Дао Шака. Несомненная радость быть собой. Причина, по которой О'Нил считается аутентичным, причина, по которой он хорошо ориентируется в меняющемся мире знаменитостей и предпринимательства, заключается в том, что весело быть Шаком, и мы все хотим быть среди людей, которым нравится быть собой.

О'Нил может придумать идею, которая может показаться эксцентричной - курица, как у моих родителей! Позволь мне жить вечно, как Элвис! Страховка такая же, как у меня в детстве! — но он подходит к ней с таким искренним энтузиазмом и любопытством, с таким неудержимым Шакнессом, что она превращается во что-то, во что верят другие. В какой-то момент он поделился со мной идеей, о которой думал. : «жвачка, которая никогда не теряет вкуса». Для меня это звучит безумно, и теперь я ожидаю, что О' Нил создаст компанию по производству такой жевательной резинки. У него есть способ заставить людей пойти с ним. «Он единорог, — говорит Смитон. «Нет никого, кто не хотел бы попасть в комнату переговоров с Шаком».

В редкий момент спокойствия я спрашиваю О'Нила, что он считает своей конечной целью. Куда это все идет? Что он строит? «У меня достаточно денег», — говорит он. «У меня достаточно вещей. Я просто хочу идти до тех пор, пока не смогу этого делать». Он замолкает всего на секунду, переводит дыхание. «Я никогда не паникую. Я вижу возможности, я получаю удовольствие. Я найду еще и повеселюсь еще. Вот кто я есть. Это все, чем я могу быть».

Фотография Кристиана Коди
Фотография Кристиана Коди

Может быть, О'Нил не считает себя великим предпринимателем. Но что такое предприниматель, как не тот, кто открыт и любопытен, кто понимает свою собственную ценность, кто готов смотреть сквозь крайние трудности, кто собирает и укрепляет команду? Кто такой предприниматель, как не тот, кто вдохновляет других людей идти вместе с ним? Кто такой предприниматель, как не тот, кто не может не воспользоваться возможностями, а затем использовать их, чтобы создать еще больше?

Inc.

Ну и как положено на VC, канал телеграм)))

Туда выкладываю статьи VC и то, что нет в VC. Мысли, идеи, опыт

В закрепленных там всегда актуальные боты для доступа в Dalle и ChatGPT без VPN.

2727
28 комментариев

То-то я думаю - текст явно переводной и слишком длинный для местного блогера

3
Ответить

как будто спортсру читаешь

6
Ответить

А на самом деле - инкком. :)

2
Ответить

Решила посмотреть в интернете, кто это

1
Ответить

Дожили. Шака не знать.

12
Ответить

известная же картинка

4
Ответить