Конец эпохи удалёнки: почему корпорации возвращают сотрудников в офис?

Сегодня сотрудники Amazon протестуют против отмены удаленки, команды Яндекса возвращается в офисы, VK запрещает работать из-за границы. Неужели это конец эпохи удаленной работы?

Конец эпохи удалёнки: почему корпорации возвращают сотрудников в офис?

Рынок труда напоминает бушующее море: одни тренды быстро сменяются другими, трансформируются стратегии поведения руководителей и соискателей, даже формат работы нестабилен. Еще недавно мы рассказывали об эксперименте в Великобритании с четырехдневной рабочей неделей, результаты которого поразили: прибыль компаний-участниц выросла в среднем на 1,4 процента, на 57% снизилось количество увольнений; 39% сотрудников испытывали меньше стресса.

По итогам этого эксперимента напрашивается вывод: чем меньше работы – тем выше эффективность. Но тренд, о котором мы говорим сегодня, кажется, захлестнет «отдыхательную» эйфорию сотрудников – компании массово возвращают очный формат работы. Не успели мы порадоваться за то, что пятница стала новой субботой, как нас заставляют ехать в офис.

Недавний опрос SuperJob показал, что сотрудники на удаленке есть только в 4 из 10 компаний России. До ковида дистанционно персонал работал у каждого третьего работодателя, в разгар пандемии - в 59% предприятий. Больше всего удивляет доля сотрудников, которых до сих пор отпускают на удаленку. «В 7 из 10 компаний, сохранивших дистанционный характер работы, менее 10% от штатной численности составляют работники на удаленке», — рассказали эксперты Superjob. Чаще всего в офис не ходят программисты (39%) и HR менеджеры (19%).

По данным наших опросов, более половины опрошенных компаний, которые работают удаленно, планируют полностью или частично вернуться в офис.

Отмечает заместитель генерального директора «Работа.ру» Александр Ветерков

Разбираемся в том, кто и почему решил вернуть очный формат работы, кому нужно выходить из онлайна в реальность и почему [кажется] мир оказался не готов к фулл-тайм работе из дома, а удаленка, возможно, умирает.

Конец эпохи удалёнки: почему корпорации возвращают сотрудников в офис?

Кадровое IT агентство RecruitIT помогает компаниям находить Digital и IT специалистов, а соискателям – построить карьеру мечты, получить желаемый оффер и разобраться в трудностях на работе. Подписывайтесь на наш VC и телеграм-канал, чтобы первыми читать новые статьи и получать свежие вакансии.

Ожидания и реальность: желания сотрудников не совпадают с бизнесом

Эпоха удаленной работы, а также последние события в России отразились на желаниях соискателей. По данным исследований, 53% сотрудников желают работать в офисе 3 дня в неделю или меньше. Согласно опросу HeadHunter в ноябре 2022 года 37% респондентов и вовсе бы хотели переехать в другую страну, а в IT секторе каждое второе резюме стоит с пометкой «хочу релоцироваться».

Из инстаграм*-профиля thetestersfamily (запрещён в России) 

В 2022 году с проблемой отъезда персонала столкнулись три четверти российских компаний, следует из октябрьского исследования группы по работе с персоналом ANCOR. Российский бизнес открывает подразделения в Казахстане и других странах ближнего зарубежья, где начинают подбор персонала (но руководители не говорят об этом открыто). А теперь и по всему миру пошла волна запрета на удаленку.

Любовь сотрудников к удаленке оказалась невзаимной со стороны компаний. Работать из офиса предлагают: Apple 3 дня в неделю; Илон Маск в Twitter 40 часов в неделю; Amazon 3 дня в неделю; «Яндекс» в гибридном формате; Disney в очном формате.

Руководители по-разному мотивируют свои решения, посмотрим, кто и как это объясняет.

Маск считает, что сотрудники на удаленке просто притворяются, что работают. Поэтому если они не хотят «проводить минимум сорок часов в неделю в нашем учреждении», могут просто «притвориться, что работают где-то еще».

Исполнительный директор Amazon отмечал преимущества удаленки и заявлял: «Нет универсального подхода к тому, как каждая команда работает наилучшим образом», – но передумал, что повлекло глобальные протесты.

«Наша работа подразумевает совместную деятельность. Люди должны друг друга видеть, знать, доверять. Поэтому домик в деревне у нас всегда будет доступен, но вдобавок к тому, что люди работают вместе в офисах. Нам надо за несколько месяцев стянуться в наши хабы», — по данным The Bell заявил на хурале бывший глава группы в России Тигран Худавердян (покинул пост из-за санкций, но остался в руководстве «Яндекса»).

В начале 2023 года о запланированном на март переходе на очный формат работы также сообщили в Disney. «В таком творческом бизнесе, как наш, ничто не может заменить способность общаться, наблюдать и творить с товарищами, которая появляется благодаря тому, что мы физически вместе», – заявил глава компании Disney Роберт Айгер.

Почему компании отказываются от удаленки?

Тренд на возвращение очного формата назревал достаточно давно, можно сказать уже вскоре после появления удаленки. Когда ковидные ограничения стали смягчатся, а туманные перспективы в экономике обрели реальные и не столь красочные очертания, технологические гиганты, а вслед за ними и компании поменьше перешли к действиям. В первую очередь – начали массово сокращать сотрудников, проводить ревизию эффективности труда и заново приучать специалистов работать в офисе, а не за коктейлем на берегу моря.

Конец эпохи удалёнки: почему корпорации возвращают сотрудников в офис?

Работодателям быстро стало понятно, что формат работы из дома далек от совершенства. Мы в RecruitIT проанализировали десятки интервью менеджмента топовых компаний, которые возвращают людей в офис и выделили основные причины.

  • Спад вовлеченности и рост «тихо уволившихся»

В 2022 в США впервые за десятилетие снизилось количество вовлеченных в работу сотрудников — с 36% в 2020 году до 32%, подсчитало агентство Gallup. Именно благодаря работе из дома в Америке зародился тренд на «тихое увольнение»

– модель поведения, когда сотрудник выполняет минимум обязанностей и старается вовсе свести на нет хоть любые действия. И так происходит до тех пор, пока компания сама не захочет его уволить. Подробнее об этом феномене писали здесь.

Дома никто не следит, чем именно ты занимаешься и незаметно филонить проще. Ситуацию усугубило и то, что компании старались не увольнять специалистов в период нестабильности и туманных перспектив в экономике.

Компаниям приходится разрабатывать новые методы оценки эффективности сотрудников, Так в мае прошлого года Google представила новую систему GRAD (Googler Reviews and Development). Компания поменяла свой подход, чтобы сделать оценку производительности менее обременительной для сотрудников. С GRAD обзор проводится раз в год вместо двух, как это было ранее.

Продвижения будут проводиться два раза в год, и мы продолжим инвестировать в новые методы карьерного роста для сотрудников Google за счет внутренней мобильности

Говорят в Google о том, как будет работать GRAD.
  • Удаленка – вызов для компании во всем фронтам

Согласно исследованиям, удаленка в два раза повышает вероятность того, что сотрудники будут имитировать работу, производительность при онлайн формате работы снижается на 33%, чувство вовлеченности на 44%, вероятность, что сотрудник останется в компании на 54%. В 1,24 раза повышает вероятность эмоционального истощения сотрудников.

Не все компании были готовы к таким поворотам, но кто-то пытался всеми силами исправить ситуацию. Такие корпорации, как Linkedin, Meta, Microsoft, Google стали даже нанимать в команду специалистов новой роли – Chief Remote Work Officer.

Это взгляд на элементы команды именно через призму удаленки: что нужно модернизировать или изменить, чтобы усовершенствовать инфраструктуру <...> Несмотря на то, что у нас были правильные процессы для работы, после Covid-19 возник пробел. Нужна была согласованная стратегия для установления более глубоких связей, как лично, так и виртуально

Поясняет Чейз, который работает на позиции Chief Remote Work Officer в компании
  • Налоговая нагрузка

Массовые переезды сотрудников коснулись многих стран. Например, в Армению за весь 2022 год переехало больше 100 тысяч россиян — они обеспечили четверть от прироста экономики страны.

Одна из основных проблем работы из-за рубежа для обеих сторон — потеря сотрудником статуса налогового резидента России. Работник теряет этот статус, если находится в России менее 183 дней в течение 12 месяцев. Это влечет увеличение НДФЛ с 13%, которые действуют для налоговых резидентов, до 30%. Некоторые компании вынуждены в связи с этим повышать заработную плату, чтобы сотрудник получал на руки ту же сумму, что и прежде. Другие — перекладывают обязанность на сотрудника, не меняя размер его заработной платы до вычета налогов.

В любом случае удаленка из-за границы это головная боль для бизнеса, поэтому проще вернуть всех в офис.

  • Сложности с оплатой

Для многих вызовом становится платить специалисту за рубежом: новые санкции усложняют переводы даже тем сотрудникам, кто работает из соседнего Казахстана. Недавно Bereke Bank (является официальным правопреемником ДБ АО «Сбербанк») перестал выдавать наличные с карт «Мир» подсанкционных банков – а это значительная часть банковского сектора России: «Сбер», ВТБ, «Тинькофф», «Альфа-банк». Санкционный режим не намерены нарушать и в «Золотой короне»: платежная система перестанет обслуживать переводы с карт, выпущенных банками, на которые наложены ограничения. Все это усложняет жизнь как самим удаленщикам, так и работодателям. Подробнее об этом мы писали здесь.

  • Потеря контакта

«Команды, как правило, лучше связаны друг с другом, когда они чаще видятся лично. Есть что-то особенное в том, чтобы общаться лицом к лицу, смотреть в глаза и видеть, что коллега полностью погружен в тему обсуждения.» – считают в Amazon.

Потеря контакта между сотрудниками в компании и утрата общего ощущения корпоративной культуры в период удаленной работы значительно повлияли на решение топов вернуть очный формат. Создать ощущение целостности и командной работы, когда каждый сидит за своим компьютером, часто даже из разных стран, – непростой вызов.

Малоизвестный факт заключается в том, что у некоторых из лучших изобретений были свои прорывные моменты, когда люди оставались на собрании и прорабатывали идеи на доске, или вместе возвращались в офис по дороге со встречи, или просто заглядывали в офис товарища по команде позже в тот же день с еще одной идеей

Комментирует преимущества работы в офисе глава Amazon Энди Джесси.

Кому стоит вернуть офисный формат, а кому можно продолжать работать удаленно?

Несмотря на внушительный список причин, не всем компаниям нужно сломя голову возвращать людей в офисы. Начните с анализа.

Первый и главный критерий – если вы заметили значительный спад эффективности работы, разобщенность команды или кто-то из ваших сотрудников встал на путь «тихого увольнения» (как это распознать читайте тут) – вам пора переходить как минимум к гибридному формату работы.

«Эффективны на удаленке те, кто перешел на такой формат работы из офиса. Например, работали до пандемии, потом ушли в онлайн или уже во время пандемии частично поработали в живом формате.» – считает владелец рекрутингового агентства для IT и Digital специалистов Александр Крюков.

Удаленный формат стал отличной возможностью для стартапов и небольших компаний оптимизировать расходы на офис, покрытие обедов сотрудникам, обеспечение корпоративного транспорта. Для малого бизнеса это весомая экономия, поэтому стартапы будут продолжать работать онлайн.

Удаленка будет продолжать развиваться, многие компании поняли, что это выгодно, вопрос в том, как мотивировать сотрудников, чтобы они приносили результат, а не пили чай и не лежали на диване весь день. Гибрид – самый лучший вариант, в то же время удаленка сильно развивает географию. Когда в компании есть хороший real-time onboarding [действия компании, нацеленные на адаптацию сотрудника на новом рабочем месте] удаленка может существовать. В офис нужно возвращать бизнес, когда люди не видят друг друга и компания не эффективна

Убежден основатель агентства по подбору персонала Александр Крюков

Карьерный рынок еще долго будет искать то «золотое сечение», которое будет максимально полезно как для сотрудников, так и для компаний. Впереди нас ждут новые эксперименты с форматом работы, перевод в офис и обратно в онлайн, компании будут учиться оптимизировать расходы и в то же время максимально использовать человеческий ресурс, сохраняя ментальное здоровье специалистов.

Хотите умело лавировать в этом океане рынка труда – приходите на нашу карьерную консультацию. Разберем ваши сильные и слабые стороны, научим презентовать себя и построим понятный и реализуемый карьерный путь к желаемому доходу. Если вы владеете компанией и хотите собрать сильный коллектив, который сможет и в офисе и дома работать на все сто – оставляйте заявку на подбор. Закрываем позицию в среднем за 18 дней, первых кандидатов покажем день в день.

Как вы считаете, сколько еще продержится удаленка? Возможно ли полное возвращение в формат 5/2 в офисе в большинстве корпораций?

55
8 комментариев

Потеря мотивации это одна сторона, другая сторона медали 2 часа до работы в общественном транспорте в один конец.

6
Ответить

а это уже называется транспортная доступность. Она не согласовывается с соискателем, при приёме на работу. Есть работа, есть рабочее место - будьте любезны находиться там, где вас ждут и создали все условия для того, что бы вы приносили прибыль предприятию.

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Работаю в довольно крупной компании, которая перешла на 100% удаленку в начале 2020 года, с ковидом, с тех под появлялся в офисе раз 5. Для себя сделал вывод, что эффективность и продуктивность выросла, но требования к управлению тоже выросли, причем значительно. Компании со слабым менеджментом в удаленку не смогут.

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

У меня такое ощущение, что часть сотрудников желающих работать на удалёнке - не изучала экономику. В смете любых работ, если есть возможность, то производитель работ запихивает туда всё что угодно. Вплоть до городских бань. То есть если грамотно составить смету, то можно без проблем обосновать цену товара в миллион. И работяга в этой схеме, это лишь 1/3, а может и вообще 1/10 в ценовом эквиваленте. Чем меньше расходов на бытовуху (содержание офиса, корпоративы, проезды на транспорте и т.п.), тем меньше и смета. И на чём спрашивается работодатель будет получать свой дополнительный процент?
Плюс не стоит забывать, что уже имеющиеся офисные площади нужно содержать (охрана, отопление, налги и так далее).

1
Ответить

Тут все было сказано о компаниях, но о сотрудниках как будто бы вообще забыли. Мне лично представляется важным у коллег узнавать что они хотят видеть как мы, со стороны работодателя, можем им помочь адаптироваться снова к офису и тд. Важная задача стоит в первую очередь у HR, который будет проводить веллбиинг опросы, особенно если компания крупная и придется обрабатывать большое число ответов.

Ответить