Как нивелировать недостатки IT-образования?

По прогнозам, приведенным в «Российской газете», через 10 лет российская экономика будет нуждаться в двух миллионах IT-специалистов: разработчиков, аналитиков, администраторов баз данных, менеджеров продуктов и других. С другой стороны, эксперты говорят о перенасыщенности IT-рынка фрилансерами, не имеющими релевантных образования и опыта. То есть, остро ощущается необходимость в специалистах с фундаментальным образованием и прикладным опытом.

Быстро эта проблема не решается.

«Просто увеличить количество технических факультетов и обучающихся на них студентов – не получится. Во-первых, далеко не все крупные технические вузы заточены на подготовку специалистов, ориентированных на развитие в бизнес-среде. Традиционное обучение исключительно С++ и Delphi идет вразрез с потребностями рынка, где все больше востребованы молодые специалисты с современным стеком технологий: Go, Java/Spring, Scala, Python/Big Data, Swift», – Ксения Иванова, кадровый холдинг АНКОР.

Необходим кардинальный пересмотр образовательных программ и вовлечение крупных IT-компаний в сотрудничество с вузами, считают участники рынка. По сути, это сотрудничество уже началось. Снизу.

Mail.Ru Group, «Яндекс», петербургская First Line Software и другие российские IT-гиганты запустили свои образовательные проекты. Не отстают от них и крупные игроки финтех-рынка, например «Альфа-Банк» в партнерстве с HackerU, «Тинькофф» и другие, ведь финансовая отрасль относится к тем областям, где критически важна разработка качественных продуктов. Компания Compass Plus, международный провайдер программных продуктов в области электронных платежей и розничного банкинга, испытывает те же проблемы, что и ее «коллеги», поэтому запустила собственный образовательный проект, создав частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования – ЧОУ ДПО «Информационные технологии финансовой индустрии».

Но, чтобы привлечь абитуриентов на IT-специальности, нужно начинать со школы. В открытой Compass Plus Школе программирования ученики 9–11 классов изучают языки программирования, знакомятся с работой программиста и основами проектной деятельности. Далее обучение идет по программам высшего образования.

В рамках образовательного проекта Compass Plus эту функцию взяли на себя два крупнейших технических вуза Челябинской области – Магнитогорский государственный технический университет, где для участников образовательного проекта классическое техническое образование дополняется изучением выпускаемых Compass Plus программных продуктов, и Южно-Уральский государственный университет в Челябинске, где студенты проводят исследования по тематике работы Compass Plus.

«Опыт методической работы преподавателей, помноженный на огромный практический опыт разработчиков, несомненно, приносит свои результаты», – Алена Замышляева, зав. кафедрой прикладной математики и программирования ЮУрГУ.

Тут вступает в игру второй компонент подготовки «профи» – получение релевантного прикладного опыта. Участники образовательного проекта с первого курса принимаются в компанию стажерами. Перед тем как «получить назначение» в одно из подразделений компании, ребята проходят собеседование, что помогает определить их склонности и сильные стороны. У каждого стажера есть наставник, который учит и направляет. Это помогает не только получить действительно актуальные знания, но и окунуться в реальную жизнь профессионального сообщества. Ежедневно после занятий в вузе студенты проводят несколько часов «на производстве», выполняя не только учебные и тестовые, но и реальные задачи. Спектр приложения способностей стажеров чрезвычайно широк: например, разрабатывают утилиты для анализа мониторинговых данных в Отделе технологических платформ Департамента разработок, занимаются версионным тестированием в Отделе обеспечения качества Департамента клиентов, пробуют силы в администрировании информационных систем в IT-департаменте компании, а также набираются знаний и опыта в Бюро продуктов персонализации, Отделе интернет-приложений, Отделе внутрибанковских продуктов, Отделе фронтальных разработок и других подразделениях.

«Если говорить о процессе стажировки в целом, у многих стажеров хорошо видны положительные изменения в технической компетенции и в уровне самостоятельности и личной мотивации начиная со второго года. Вероятно, к этом сроку стажеры „входят в ритм“, немного осваиваются в новой для них обстановке и начинают активно расти», – Дмитрий Сафонов, начальник Отдела технологических платформ Департамента разработок Compass Plus, наставник стажера.

На заре своего существования, в начале 10-х годов нынешнего века, образовательный проект Compass Plus слегка пробуксовывал: не видя перспектив для получения конкурентоспособного образования и достойного трудоустройства, талантливые, увлеченные ребята устремлялись в большие города. По данным городского управления образования, ежегодно Магнитогорск теряет более половины выпускников, подавляющее большинство которых в город не возвращаются. Учитывая, что южноуральские школьники традиционно сильны в точных науках (ни один список победителей и призеров «Всеросов» по математике, физике, информатике не обходится без упоминания южноуральцев), можно себе представить, какие демографические, кадровые, финансовые потери несет регион. Чтобы Магнитогорск и расположенный в нем Центр разработки программных продуктов и ресурсный центр Compass Plus – по сути, ядро компании – не терял потенциал, Compass Plus постарался изменить ситуацию.

Теперь магнитогорская молодежь увидела реальные перспективы. Сравните: с момента старта образовательного проекта в 2012 году и в последующие несколько лет Школа программирования ежегодно набирала в среднем по 20 слушателей; в 2017 году было подано 120 заявок, принято 62 человека; а в 2018/19 году выразили желание учиться уже более 300 старшеклассников, по итогам испытаний к учебе приступили 140 человек. Не факт, что все они станут программистами, но неблагоприятная тенденция сломлена: компании есть из кого выбирать, а у местных ребят появилась альтернатива – они могут, не уезжая из дома, получить востребованную специальность и, что особенно важно, гарантированное трудоустройство.

Бывшие слушатели курса «Информационные технологии финансовой индустрии» трудятся в различных подразделениях Compass Plus, принося ощутимую пользу. В числе наиболее успешных – выпускница ЧОУ 2015 года Анастасия Каменева, внесшая существенный вклад в разработку версии приложения MobiCash для Windows 10, а также завершивший обучение годом ранее Николай Попов, принявший участие в разработке платформы RadixWare. Громко заявил о себе выпускник 2015 года Денис Марков, который после окончания обучения занялся решением задач, связанных с интеграцией межхостовых сервисов и разработкой клиринговых интерфейсов для TranzAxis, и уже успел побывать в служебных командировках в Англии и в Бразилии.

И это только первые ласточки. Для перспективных выпускников выстраиваются отдельные карьерные траектории, включая предоставление возможностей для обучения в бизнес-школах и на специализированных профессиональных курсах, а для особо талантливых – для освоения магистерских программ российских и европейских университетов.

С 2019/20 учебного года проект получит новое развитие.

«Сегодня мы решили приступить ко второй стадии, которая в самом начале обсуждалась, – это готовить так называемых «экспатов», некий инженерный состав, который можно потом предлагать покупателям наших продуктов», – Юрий Колякин, генеральный директор Группы компаний Compass Plus.

Кроме обучения по специальной программе, к подготовке и реализации которой будут привлекаться ведущие специалисты отрасли, будущие варяги будут проходить стажировку на производственных площадках партнеров проекта из числа клиентов Компании – в процессинговых подразделениях, в составе команд по поддержке продуктов и сопровождению проектов. Подготовленные самым тщательным образом, «экспаты» будут на тендерной основе предлагаться клиентам и партнерам Compass Plus.

Вообще, такие образовательные проекты чрезвычайно затратны – и в финансовом отношении, и в плане человеческих ресурсов. Чтобы учить на перспективу, нужно четко представлять себе, какие вызовы встанут перед компанией в будущем и какими способами можно будет их преодолеть. Для такого понимания необходимы не только светлые головы квалифицированных специалистов, но и большие временные затраты, ведь сотрудникам компании приходится заниматься не только своей основной деятельностью – программированием, поддержкой продуктов, внедрением проектов, но и обучением будущих коллег, что опять-таки требует многого: начиная от компьютерных классов и заканчивая специально разработанными программами. Компания готова нести такие расходы, потому что ощущает свою ответственность перед будущим.

Будучи социально-ориентированной компанией, Compass Plus чутко реагирует на вызовы общества. Сейчас во всем мире существенно возросла роль женщин. Этому способствует не только современный тренд на установление партнерских отношений между мужчинами и женщинами, но и цифровизация экономики, предоставляющая большой выбор инструментов для расширения экономических прав и возможностей женщин.

Тенденция преобладания мужчин в IT-сфере характерна для многих компаний. По результатам опроса, проведенного СNews – российским интернет-порталом по информационным технологиям, ПО и телекоммуникациям, в «Лаборатории Касперского» на должностях, требующих технической подготовки, заняты около 18 % сотрудников женского пола. В «Яндексе», в департаментах разработки и эксплуатации, около 25 % сотрудников-женщин. В компании Parallels доля женщин составляет примерно 15 %, в «Рамблере» – около 10 %. В ABBYY почти половину сотрудников, связанных с разработкой продуктов, составляют женщины. В Compass Plus примерно такое же соотношение: свой вклад в работу департамента разработки вносит 41 % сотрудниц.

Такая дискриминация по половому признаку приводит к значительной потере мирового дохода.

«При наиболее оптимистичном сценарии, если бы женщины участвовали в экономических процессах наравне с мужчинами, это увеличило бы мировой ВВП на 26 %, что составляет около 28 трлн долларов», – Анна Нестерова, основатель и председатель совета директоров Global Rus Trade, руководитель рабочей группы от России по цифровой экономике Делового совета БРИКС.

В США ситуация с женщинами-«технарями» мало отличается от российской, поэтому некоторые компании открывают специальные программы по поддержке молодых женщин в получении образования в технологической сфере: например, такая программа есть у IBM.

В Microsoft Research, подразделении Microsoft по взаимодействию с образованием и наукой, также имеется программа по привлечению женщин к обучению техническим специальностям. Программа запущена из-за банальной нехватки технических специалистов, но эта причина не единственная.

«Когда в команде есть и мужчины, и женщины, в ней представлены взгляды на одни и те же проблемы и явления под самыми разными углами, что создает наилучшие условия для появления инноваций», – Рейн Джонсон, руководитель Microsoft Research.

В России это мнение находит свой отклик.

«Компания – это живая система, а в любой системе важна гармония и баланс, который в том числе поддерживается и за счет уравновешивания разных подходов, мнений, различий, в том числе и гендерных», – Татьяна Соловьева, директор по работе с персоналом «Лаборатории Касперского».

В образовательном проекте Compass Plus доля девушек среди стажеров компании составляет примерно 50 %. По мнению кураторов, нет существенной гендерной разницы между программистами, хотя, по некоторым оценкам, юноши чаще генерируют идеи, а девушкам больше удается тонкая работа, вроде визуализации интерфейсов и работы с документами. Надо сказать, специалисты Compass Plus не одиноки в этих своих впечатлениях.

«Кто лучше пишет программы, девушки или мужчины, – большой вопрос. Отсутствие ошибок в программах часто важнее скорости их выполнения. С аккуратностью и добросовестностью прекрасной половины конкурировать довольно сложно», – профессор Михаил Якобовский, завсектором «ПО вычислительных систем и сетей» ИПМ им. М. В. Келдыша РАН.

Во многих странах существуют специальные проекты по привлечению к работе в IT-сфере девушек профориентационного возраста, например проект Made With Code, запущенный Google вместе с MIT и общественным организациями. Он призван показать школьницам положительные стороны программирования.

В нескольких регионах России стартовал пилот «Девушки решают» – составленный с учетом мировых практик повышения цифровой грамотности курс по созданию презентаций, сайтов, ведению SMM. Цель проекта – показать девушкам возможности использования технологий в построении карьеры.

«Цифровая экономика предлагает равный доступ к технологиям, но не является гарантией умения их использования. Именно поэтому необходимо разработать программы переквалификации и дополнительного образования», – Екатерина Иноземцева, генеральный директор «Сколково Форум», куратор проекта «Женщины в цифровой экономике. Проект STEM».

Compass Plus поддержал и этот тренд: недавно в компании успешно завершился проект IT4EVA по привлечению женщин к веб-программированию и мобильной разработке.

По словам кураторов проекта, IT4EVA преследовал несколько целей, основная – заполучить новых сотрудников, но помимо этого Compass Plus решил доказать, что вопреки сложившимся стереотипам среди женщин есть немало тех, кто обладает определенными способностями и необходимыми качествами личности для работы в IT-сфере. К участию в проекте привлекались женщины и девушки, имеющие техническое образование и желающие сменить вид деятельности.

«Выбирая специальность, люди, даже будучи заинтересованными в профессии, порой поддаются каким-то внутренним мотивам или внешнему давлению и поступают на другие специальности, но со временем возвращаются к желанному делу, преодолевая любые барьеры. Каждый человек может сменить вид деятельности, для этого требуются желание, потенциальные способности и условия, которые помогут этим способностям проявиться. Такие условия и создал Compass Plus при реализации проекта IT4EVA. Дополнительными стимулирующими факторами послужили тренд на цифровизацию всех сфер деятельности и растущая среди женщин популярность на занятость в IT-отрасли», – Наталья Ращупкина, директор частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Информационные технологии финансовой индустрии».

После входного тестирования 47 % отобранных соискателей прошли интенсивный 3-месячный курс обучения и после итоговой проверки 55 % прошедших «спецподготовку» получили от Compass Plus предложение о трудоустройстве.

Участницы IT4EVA входят в компании в одну проектную команду, которая успешно занимается мобильной и веб-разработкой, связанной с реализацией одного из проектов Compass Plus – платежного приложения MobiCash. Выдвинутые перед началом проекта предположения оказались верны.

Программа IT4EVA успешно завершена, а образовательный проект набирает обороты, но компания не собирается останавливаться на достигнутом. Если вас заинтересовал этот опыт, Compass Plus готов к диалогу!

33
1 комментарий

Чтобы нивелировать недостатки российского IT-образования, оно для начала должно существовать

3
Ответить