Карьера
Kristina Latypova
1260

Кем ты хочешь стать, когда исполнится 30?

Однажды в королевстве Кремниевой долины стало мало принцев (разработчиков) и очень много принцесс (технологических компаний). Принцессы очень страдали по этому поводу, равно как и их инвесторы.

В закладки

Стэнфорд, КалТех и прочие приличные учебные заведения выпускали мало принцев, так как учить их долго и дорого. В 2011 году и возник первый Coding Bootcamp, школа, которая за 3–4 месяца превращала менеджера в принца (разработчика). Вот про это явление и расскажем.

“Бизнесу нужны программисты прямо сейчас. У бизнеса нет ресурсов, чтобы взращивать новых разработчиков, а у профессионалов, которые пытаются сменить профессию, нет времени, чтобы получать степень в университете. Отправляйтесь в буткэмп.”

Роберт Дафнер
Salesforce.com

Сначала про людей: историки и бухгалтеры могут кодить

В мире всегда было достаточно примеров людей, которые рано или поздно жалели о своем карьерном выборе. А еще в мире всегда было достаточно тех, кто не останавливался на сожалении, а “брал и делал”, менял свою карьеру на 180 градусов. Однако эти примеры — скорее, исключение из правил.

В какой момент исключение становится правилом? Когда феномен превращается в индустрию, когда на его основе начинают строить бизнес, когда менять карьеру на 180 градусов становится нормальным.

Мем из интернета

Понятие “boot camp” изначально использовалось среди военных — буткэмпами называли лагеря интенсивной подготовки для новобранцев. Со временем понятие перекочевало в сферу образования, в частности, в программирование.

CEO и сооснователь калифорнийского буткэмпа Codeup, Майкл Гридли, отметил, что возраст его типичного студента — от 25 до 35 лет, он построил карьеру в индустрии, которая более не пользуется спросом, либо не приносит желаемого дохода.

Например, как рассказывает один из учеников Нью-Йоркского буткэмпа программирования, среди его одногруппников были: японский иммигрант, работающий бухгалтером; студент колледжа, который клялся, что его брат только что получил классную работу программиста в большой финансовой компании, (и, видимо, не мог смириться с успехом родственника и тоже пошел учиться— прим. ред.) и студентка-медик, которая прекратила учебу в медицинском университете, когда узнала о своей аллергии на формальдегид. Также, среди его одногруппников было еще много людей, чьи предыдущие профессии были “либо слишком унылыми и тупыми, либо им слишком мало платили”.

Я лично знаю человек 100, которые характеризуют свою работу либо как “унылую и тупую”, либо как “низкооплачиваемую”, либо и так и так. Уверена, вы тоже таких знаете. Но “часики тикают”, ничего не меняется.

А теперь давайте посмотрим, через что проходят ученики буткэмпа, чтобы все-таки сменить профессию:

  • Уволиться с работы, ведь теперь ему предстоит проводить 5 дней в неделю в кэмпе (а в некоторых кэмпах учеба проходит и 6 дней в неделю)
  • Заплатить от $9 000 до $17 000 за курс обучения (в России это от 150 тыс. рублей)
  • Обеспечивать себя и свое существование в течение 3 месяцев как минимум, а иногда еще плюс пары месяцев на поиск работы

Представляете, что должно происходить с человеком, чтобы он пошел на такие изменения?

В России карьера ограничена социальными предубеждениями

А чем руководствуются работодатели в России, когда принимают решение о найме? Я обратилась к опытному HR консультанту, Ирине Семеновой, которая не один год проработала в кадровых агентствах и международных компаниях.

“Нужно понять, почему человек все меняет. Недостаточный заработок — это вопрос не о смене профессии, а о получении дополнительных навыков.”

Ирина Семенова
HR консультант

Допустим, человек работает маркетологом в российской компании и получает 50 тысяч рублей в месяц. Если человек пойдет и выучит английский (то есть получит дополнительный навык), то сможет устроиться в международную компанию, где ему уже будут платить 100 тысяч рублей.

Иными словами, существуют другие способы зарабатывать больше денег, нежели переквалифицироваться. А вот разочарование в профессии — это весомая причина изменить карьеру.

В общем и целом компании не любят кандидатов без опыта. Каждый работодатель ищет специалиста для определенных задач. Если компания выводит на рынок новый продукт, то ей нужен тот, кто уже выводил на рынок новые продукты — она покупает компетенцию.

Несмотря на это, люди все равно меняют профессию. Но делать это внутри компании (большой корпорации, например) значительно проще, так как кандидат для работодателя уже не является “котом в мешке”.

И нет ничего противоестественного в смене профессии. Люди возрастной категории “от 25 до 35” — это те самые миллениалы, поколение Y, которые могут и умеют адаптироваться к изменениям, как рынка труда, так и профессии. И если в Европе и США изменение профессии — явление естественное, то в Россию подобное “мироощущение” только приходит. Надо понимать, что это культурное изменение, которому будут долго и упорно сопротивляться.

И они уже сопротивляются — вы, ваши друзья, семьи, родители, выражая это в социальном неодобрении. “Мне не нравится моя профессия, я хочу ее поменять” в нашем обществе воспринимается как профессиональный провал или неудача, а не как стремление к самореализации.

Что же удивляться, что многие разочарованные в профессии люди так ничего и не меняют.

Буткемпы — это только маленькая часть четвертой индустриальной революции

Трансформация мировой экономики, движимая технологиями — именно так характеризует четвертую индустриальную революцию World Bank.

Пока эта революция наступает, возникают различные мифы и предубеждения. Один из самых распространенных мифов — развитие технологий приведет к массовой безработице. Да, но нет.

Да: Кажется, очень логично: автоматизация повторяющихся задач приводит к тому, что выполняющие эти задачи люди будут удалены из уравнения — и это касается любой сферы. Например, согласно Future Job Report 2018, около 50% компаний ожидают, что автоматизация приведет к некоторому уменьшению количества сотрудников к 2022 году.

Но нет: Но на самом деле происходит переквалификация, одни навыки и компетенции сменяются другими. В том же Job Report 2018 утверждается, что 38% компаний ожидают, наоборот, увеличения количества сотрудников, но уже в области управления продуктивностью и контроля автоматизации.

В этом контексте буткэмпы — лишь инструмент переквалификации. Ведь там обучают всецело практическим навыкам, и таких специалистов на рынке требуется много.

Тем не менее, все мы должны понимать, что такие отчеты формируются на основе опросов, а опросы — это мнения, или, грубо говоря, массовые предсказания. А, как мы знаем, из нас так себе предсказатели.

Растущие рынки и предпринимательская среда

Справедливо отметить, что рынок найма разработчиков и программистов — рынок со своими особенностями:

  • Разработчиков на рынке в принципе мало, а открытых вакансий много — отсюда средняя зарплата от 100 тысяч рублей.
  • Если ты не Яндекс или Google, а, например, страховая компания, то ты должен понимать, что программисту работать на тебя не так интересно, как на первые две компании. Так что платить придется больше.
  • На этом чудесном рынке стартапам разной степени зрелости приходится труднее всего — бренда за ними нет, на разработчика-суперзвезду денег тоже нет, а задачи нужно выполнять быстро. Ничего не напоминает? Привет, Кремниевая долина.

World Bank в своем отчете “Coding Bootcamps: Building Future-Proof Skills Through Rapid Skills Training” рассматривает рынок буткэмпов и их выпускников в связке развивающихся экономик и предпринимательской среды, что не удивительно, так как “бум стартапов” генерирует спрос, а рынок труда не заставляет ждать с ответом.

“По мере того как стартапы растут и масштабируются, им необходимо больше сотрудников с базовыми навыками, чтобы реализовывать и расширять свою деятельность. Базовые навыки в ИТ (например, разработка сайта, приложения и т.д.) можно получить с помощью относительно краткосрочного интенсивного обучения — что и привело к появлению буткэмпов программирования.”

Отчет World Bank, “Coding Bootcamps: Building Future-Proof Skills Through Rapid Skills Training”, 2017

Не удивительно, что происходит генерация рабочих мест там, где это сделать дешевле и/или где для этого есть человеческий ресурс, а именно — в развивающихся экономиках:

  • Американский буткэмп Hack Reactor, школы full-stack разработки которого расположены не только в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Остине, но и в Иордании, Найроби (Кения).
  • Некоммерческий буткэмп Laboratoria, расположенный в Мехико (Мексика), Лиме и Арекипе (Перу), Сантьяго (Чили), где обучаются HTML5, CSS3 и JS малоимущие женщины с 18 до 35 лет.
  • И множество других коммерческих и некоммерческих школ в Гонконге, Бейруте (Ливан), Колумбии, Бразилии и т.д.

И если голоса в вашей голове сейчас воскликнули: “А при чем тут Россия?”, то срочно их остановите, ибо Россия — та сама развивающаяся экономика с такой же развивающейся предпринимательской средой и относительно недорогой умной рабочей силой.

Так что, дамы и господа, программирование и буткэмпы — это не модная фишка/идея из Калифорнии, а неотъемлемая часть новой индустриальной революции и развивающейся предпринимательской среды.

Еще немного трансформации

Одно из ключевых отличий буткэмпа от онлайн-курсов (помимо очных занятий) — буткэмпы, как бы так сказать, “заморачиваются” с вашим трудоустройством. Некоторые школы непосредственно ищут работу своим студентам, некоторые — активно консультируют по этому поводу. И это абсолютно справедливо, так как зачем вам платить за навык, который потом не окупится.

Сей факт приводит к еще одной трансформации — Coursera, Udemy и им подобные товарищи двигаются в сторону трудоустройства своих подопечных, а LinkedIn, например, фокусируется на обучении и получении необходимых навыков.

Не быть голословными

Интервью с основателем одного первого в России буткэмпа для разработчиков Elbrus Coding Bootcamp, Георгием Бабаяном, можно послушать в моем подкасте — #toosexytobetrue на SoundCloud, Apple Podcasts или на Яндекс.Музыке.

Ну а вообще, подписывайтесь на мой телеграм канал (или просто в поиске в tg вбейте "toosexytobetrue"), чтобы настигать будущее раньше, чем будущее настигнет вас.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Kristina Latypova", "author_type": "self", "tags": ["toosexytobetrue"], "comments": 6, "likes": 0, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 65253, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 22 Apr 2019 13:29:43 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 65253, "author_id": 277402, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/65253\/get","add":"\/comments\/65253\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/65253"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

Заплатить от $9 000 до $17 000 за курс обучения (в России это от 150 тыс. рублей)

Это в каком году такой курс был?

Ответить
0

Это просто разные цены на рынке, их не надо друг в друга переводить. В Калифорнии цены определяют школы, в России тоже, но это уже другие школы. Плюс, у нас еще спрос другой, например в США к концу 2017 года должны были выпучиться 25 тысяч студентов буткэмпов (https://news.elearninginside.com/world-bank-report-highlights-benefits-of-coding-bootcamps-going-global/). В России еще такого спроса на буткэмпы просто нет.

Ответить
0

Сравнивать школы в разных странах нецелесообразно в данном конкретном случае

Ответить
0

да что вы говорите))

Ответить
0

буткэмпы эти чертовски забавная тема, в Штатах давно популярна, удивлён что к нам её ещё никто не притащил.
я пять лет назад в разгар кризиса среднего возраста уже было собрался и чуть не поехал - звучит как мечта - вернуться в студенческие годы и прожить семестр снова студентом, да ещё американским, да прям как молодёжном сериале - там кампус у ребят в горах Юты, тебя плотно учат разработке (iOS или web), в свободное время катаешься на горном велосипеде и бродишь по окрестным горам и достопримечательностям пешком(летний поток), зимой - лыжи/борд плюс всякие активности.
семейные и личные обстоятельства изменились, не поехал... но до сих пор темой активно интересуюсь по инерции...

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }