{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

5 уроков о важности soft skills на примере сериала «Офис»

Привет! Меня зовут Яна, я работаю в MobileUp. За прошлый год я провела несколько сотен собеседований на позиции middle, senior и lead. Далеко не все из них привели к офферу, несмотря на сильные хард скиллы кандидатов. И это главная причина, почему я решила написать эту статью.

Я хочу, чтобы каждый талантливый разработчик, аналитик, тестировщик или дизайнер нашёл «свою» команду, а каждая команда нашла «своего» специалиста. И прокачка софт скиллов — именно то, что увеличивает шансы идеального мэтча. Всё, что написано ниже, поможет вам создать положительное впечатление при знакомстве с командой и комфортно влиться в коллектив.

Для наглядности советы буду иллюстрировать примерами из сериала «Офис».

Кратко о ситуации на IT-рынке

Частая история, когда общаешься с разработчиком и понимаешь: «Ну, идеален по хард скиллам!». Ведёшь его дальше по техническому собеседованию — тоже хорошо проходит. Наконец, наступает долгожданная встреча с командой, и на этом всё заканчивается. Спрашиваешь у заказчика: «А что конкретно не устроило?». И получаешь в ответ: «Что-то не то… Не понравился».

Это может казаться несправедливой оценкой. Но это реальность и то, с чем я регулярно сталкиваюсь в работе. Если вы по-прежнему думаете, что софты не важны, и можно выезжать только на хорошем знании инструментов, это не так. При общении на первый план выходят ваши личные качества.

Райан не сделал ни одной продажи, зато устроил в офисе пожар, разогревая питу. Но для босса Майкла Скотта он всё равно любимый сотрудник.

Как же сделать так, чтобы софты гармонично дополняли харды и помогали в построении карьеры?

№1. Проясняйте всё на старте

Неоправданные ожидания — непрояснённые отношения. С этого обычно начинаются все проблемы и расставания.

Разберём на конкретном примере. Разработчик хочет работать на прогрессивном проекте с использованием современных технологий. Но на собеседовании ничего об этом не сказал. Зарплата оправдала ожидания, поэтому он принял оффер и приступил к задачам.

Только проект оказался не совсем «прогрессивным». И теперь разработчику приходится целыми днями развлекаться с легаси. Рутина вгоняет в тоску, и спустя пару месяцев он решается поговорить с руководителем: «Может, как-нибудь разнообразим задачи?». И тут выясняется самое интересное: а разнообразить то их нечем.

Чтобы такого не произошло:

  • выясняйте обязанности и задачи прежде, чем браться за работу;
  • обсуждайте ожидания (по зарплате, по задачам, по технологиям, с которыми предстоит работать и др.) с теми, к кому эти ожидания имеют прямое отношение;
  • не ждите, что вас поймут без слов. Если вы не озвучили какие-то пожелания, вряд ли они будут поняты и выполнены;
  • не забывайте, что все мы разные. Чтобы избежать недопонимания, чётко формулируйте мысль и следите за тем, чтобы она была услышана и правильно понята.

Как делать не надо:

  • делать вид, что согласны на любые условия, лишь бы взяли в команду;
  • соглашаться на работу, которая вам неинтересна. Правило «стерпится — слюбится» здесь не работает;
  • отвечать только «да» или «нет». Односложные ответы не идут на пользу конструктивному диалогу;
  • стесняться задавать уточняющие вопросы. Не бойтесь спрашивать — вам необходимо знать все детали работы до того, как приступите к ней.

Невысказанные ожидания почти всегда приводят к разочарованиям, болезненным отношениям и конфликтам. Вот пример:

Взаимная симпатия Джима и Пэм очевидна зрителю с первой серии. Но героям потребовалось целых 4 сезона, чтобы отправиться на первое свидание. А всё потому что они не могли честно поговорить.

Конечно, это пример не «из офисной жизни». Но он хорошо иллюстрирует, что происходит, когда вы боитесь открыто заявлять о своих желаниях.

Окей, мы прояснили ожидания, и всех всё устроило. Что дальше?

№2. Выстраивайте доверительные отношения

Когда в команде есть доверие, работать комфортнее и спокойнее. Если не любите тотальный контроль — сделайте так, чтобы вам доверяли.

Доверие руководства — это уверенность в том, что вы сделаете свою работу хорошо. Над вами не надо стоять, держа в одной руке кнут, а в другой пряник.

Хотя Джима сложно назвать «сотрудником года» (уж слишком много рабочего времени он тратит на розыгрыши Дуайта), в спорных ситуациях Майкл всегда примет его сторону. Потому что он ему доверяет.

Доверие в команде — это отсутствие вопросов при распределении задач. Вы не спрашиваете себя: «А не делаю ли я больше, чем мой коллега?». Ещё доверие — это про взаимопомощь в коллективе. Когда вы можете без раздумий помочь при первой просьбе своему соратнику по работе и не рефлексировать на тему: «А чем этот лентяй будет заниматься, пока я выполняю его просьбу?».

Помните серию, когда Джим сказал всем, что его вызвали присяжным в суд, а на самом деле просто устроил себе «выходную» неделю с семьей. Конечно, он был разоблачён Дуайтом, и в коллективе едва не назрел конфликт. Но тут вскрылось другое: у Джима и Пэм двое маленьких детей. И неделя дома похожа не на отдых на Багамах, а на работу посерьёзнее той, что он делает в офисе. Все отнеслись с пониманием и отпустили его домой.

Доверие — ещё один показатель вашего профессионализма.

Когда Майкл ушёл из Dunder Mifflin, и Дуайт хотел занять место босса, никто не поддержал его. Потому что ему не доверяют (конечно, небезосновательно). Коллектив органически выбрал Джима — всеобщего любимца и душу компании.

Как завоевать доверие:

  • не критикуйте коллег, как бы этого не хотелось порой;
  • запомните правило «отрицаешь — предлагай». Если что-то не нравится, озвучьте своё решение.
  • всегда соблюдайте обязательства (этот пункт обсудим отдельно).

Как легко подорвать или вовсе потерять доверие:

  • вести себя невежливо и рассуждать в духе: «Зачем тратить слова и улыбки на тех, с кем проводишь какие-то 40 часов в неделю»;
  • обрывать речь собеседника, потому что очень нужно вставить свои комментарии прямо сейчас или поделиться аналогичным примером из своей жизни. Это ведь намного важнее.
  • давать волю эмоциям и раздражаться с полоборота;
  • игнорировать слова собеседника — слУшать, но не слЫшать. А ещё лучше — во время диалога отвлекаться, чтобы задумчиво посмотреть вдаль или проверить сообщения на телефоне.
  • угрожать увольнением, напоминая всем, что вы незаменимы.

Так, доверие мы завоевали или по-крайней мере начали завоёвывать. Теперь переходим к пониманию.

№3. Старайтесь понять своего собеседника

Ключ к дальнейшему общению — стремление понять другого человека. Не бойтесь уточняющих вопросов. Уточнения не демонстрируют вашу глупость, а говорят о вашей заинтересованности.

Как достичь понимания:

  • не ленитесь узнавать интересы и потребности собеседника. Это несложно — достаточно просто быть внимательным;
  • не судите о желаниях или поведении другого человека, исходя из собственного жизненного опыта;
  • признавайте ценность того, что хочет сообщить вам собеседник;
  • примите тот факт, что все мы разные, и различия могут приводить к новым творческим решениям и крутым альтернативам.

Как делать не надо:

  • проецировать интересы и желания собеседника на свои собственные убеждения;
  • всеми силами стремиться показать человеку, как вам неинтересен диалог с ним. Красноречивые гримасы, фразы в духе «фигня какая» и высокомерные интонации — комбо, чтобы собеседник ощутил ваше безразличие. Но вряд ли это поможет стать «своим» в коллективе;
  • сыпать примеры из богатой и насыщенной жизни, эмоционально жестикулируя, быстро проговаривая историю за историей, чтобы собеседник не смог вставить слова.

Ключевая ошибка Майкла — каждый диалог он превращал даже не в монолог, а в бенефис. Так не надо.

Здесь же стоит упомянуть об эмпатии. По оценкам экспертов в области общения, только 10% информации передаётся через слова, 30% — через интонации и 60% — через язык мимики и жестов. Это объясняет важность эмпатичного слушания. И вот его неотъемлемые составляющие:

  • приветливое общение;
  • подмечание, как меняется настроение собеседника во время диалога;
  • символические знаки внимания по праздникам и особым поводам;
  • умение дослушивать и не перебивать;
  • добрые слова, словесная поддержка, похвала.

Вот кадр с Майклом и Пэм из самого первого эпизода, когда своими неуместными шутками он довёл девушку до слёз. А теперь вспомним эпизод, когда Майкл оказался единственным, кто пришёл в галерею, чтобы поддержать её. Это тот самый пример эмпатии.

Только научившись слушать и чувствовать людей, вы заметите, насколько по-разному мы все воспринимаем одни те же вещи. А это важно для качественной коммуникации. Причем не только в работе, но и в жизни.

№4. Делайте то, что пообещали

Выполнение обещаний и обязательств — то, что характеризует вас как надёжного коллегу и помогает выстраивать партнёрские отношения.

Как хорошо:

  • понимать и принимать, что люди строят планы на основе данных им обещаний;
  • не давать ложных обещаний;
  • следить за тем, чтобы слова не расходились с действиями;
  • придерживаться дедлайнов.

Как плохо:

  • обещать и не выполнять — забывать про обещания и искренне удивляться, когда тебя спрашивают о них;
  • переносить дедлайны на своё усмотрение на любой срок.

Кажется, что это банальные вещи. Но почему-то в жизни и работе о них часто забывают.

№5. Ведите себя как зрелая личность

Зрелая личность — это человек, который умеет организовывать свою жизнь и управлять ею. Он способен делать правильный выбор, регулировать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Майкл Скотт образца первого сезона — незрелая личность. Он предстаёт как чудаковатый босс, который постоянно шутит неуместные шутки, доводит своих подчиненных до слёз и всегда исчезает из офиса, когда дело доходит до серьёзных вещей. Пример — эпизод, нужно было выбрать новую программу страхования. Вместо того, чтобы сделать всё самостоятельно, Майкл поручает это Дуайту, что приводит к плачевным последствиям.

Но на протяжении сериала мы видим рост героя. И к концу седьмого сезона Майкл становится той самой «зрелой личностью». Ярче всего это показывает момент, когда он втайне от всех уезжает за день до прощальной вечеринки. Именно это показывает взросление персонажа, который всё время старался быть в центре внимания.

Но вам не нужны семь сезонов, чтобы стать зрелой личностью. Достаточно:

  • говорить правду и подкреплять свои слова действиями;
  • руководствоваться единой системой принципов в общении со всеми;
  • различать понятия «система принципов» и «манера общения». Манера общения может быть разной в зависимости от собеседников и ситуации. Важно уместно её подбирать.

Как делать не надо:

  • разводить сплетни, скандалы и интриги;
  • общаться со всеми — и с коллегами, и с руководством, и с клиенатми — одинаково. Использовать нецензурную брань, обращаться «на ты», придумывать с ходу клички собеседникам и неуместно шутить.

And that’s what she said…

А если вдруг что-то уже пошло не так?

Все мы живые люди и от ошибок не застрахованы. Если уж так произошло, что вы совершили ряд неверных действий и подорвали доверие, самый лучший вариант — раскаяться и признать свою вину. Всё до банальности просто. Но сколько же это требует мужества… И тут вспоминаем про «зрелую» личность.

Как надо делать:

  • искренне извинитесь. Важно: это может сработать только при условии, что вы действительно сожалеете;
  • не оправдывайте свои ошибки ошибками других;
  • помните, что извинения работают только тогда, когда не носят систематический характер.

Как делать не надо:

  • отрицать вину, даже если пойман с поличным;
  • говорить «ничего страшного, подумаешь» и закатывать глаза;
  • демонстрировать полное равнодушие к произошедшему;
  • делать вид, что ничего не произошло.

Коротко о главном

Конечно, вопрос выстраивания коммуникаций гораздо шире и не ограничивается тем, что мы рассмотрели в рамках статьи. Но даже этот набор советов может помочь вам прокачать свои софт скиллы и улучшить отношения с командой.

Автор: Яна Токарева

0
90 комментариев
Написать комментарий...
Не очень хороший человек

Да отстаньте вы от людей. Все люди разные. Кто-то угрюмый, а кто-то улыбается. Узрите, сотрудники! Софт-скиллами вашу личность пытаются деактивировать, чтобы вы были удобным. Лучше бы учили людей воспринимать друг друга адекватно, а то опять делят, на тех у кого правильные софт-скиллы и на тех, у кого не правильные.

Ответить
Развернуть ветку
Solodkin Denis

Дурак – это просто инакомыслящий … или инакочувствующий.
Стругацкие

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vladimir Ivanov

А чё там делить. Есть точка зрения правильная и ваша :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nasha Rasha

Конечно, как же я мог не заметить, что для работы в IT-сфере нужно быть таким же обаятельным и дружелюбным, как персонажи из сериала Офис. Ну, а если ты не умеешь красиво улыбаться и шутить, то можешь сразу забыть о карьере в IT. Ха, а кто бы мог подумать, что софт скиллы оказывают такое влияние на профессиональный успех!

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Ну тут как бы всё норм описано. Кратко - ядовитых и токсичных никто не любит. Если хочешь работать в команде - будь добр быть адекватным. Если ты одиночка - не иди в команду, это не понравится ни тебе ни команде. Ну и почуть от базовой психологии: слушай, призывай ошибки и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Продюсер душнила

Судя по стилю коммента, ты как раз не знаешь, что такое софты и насколько они важны. Скорее всего, у тебя и в жизни есть проблемы с коммуникацией.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Kurt

ПХАХ)) улыбаться))) вспоминаю как удивительно обаятельно улыбался Дуайт)))

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

При чем тут красиво улыбаться и шутить? Речь идет о базовых навыках работы в команде, умении признавать свои ошибки, умении слышать других, умении аргументировать свое мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

Я тут задумался, что в большинстве примеров программной разработки вы вполне может быть правы. Если речь идет о небольшой разработке, которой явное большинство.

Но более-менее серьезные продукты создаются большими командами, где софт-скиллы программистов очень важны для эффективного взаимодействия с командой.

Меня лично не интересует клепать сайты, поднимать CMS, раскрашивать кнопки или там ваять отчеты, поэтому софт-скиллы для меня как для программиста очень важны.

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Бегите, глупцы!

По моему опыту софт скилы - это как минимум 90% успеха в любой карьере. Пока сам не попросишь повышения (или нахуй не уволишься) - никто его не даст, или даст, но сильно ниже рынка. Именно на мамкиных молчунах и стесняшах держатся госконторы по всей РФии.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ксения Митина

Недавно краем уха слушала про эти софт скилы, поняла, что они важны, а что же это именно не было понятно. В статье все хорошо объяснили, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Corwin
Частая история, когда общаешься с разработчиком и понимаешь: «Ну, идеален по хард скиллам!». Ведёшь его дальше по техническому собеседованию — тоже хорошо проходит. Наконец, наступает долгожданная встреча с командой, и на этом всё заканчивается. Спрашиваешь у заказчика: «А что конкретно не устроило?». И получаешь в ответ: «Что-то не то… Не понравился».
не ждите, что вас поймут без слов. Если вы не озвучили какие-то пожелания, вряд ли они будут поняты и выполнены;

У меня всё.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Ну да, ну да. А как же бесконечные встречи, где всё проговаривается голосом? Неважно, в офисной переговорке или в Зуме. И хорошо если хватает организации записать результаты обсуждений.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Видимо AI статью и писал )

Ответить
Развернуть ветку
Продюсер душнила

У разработчиков часто проблемы с софтами. Не всех, но часто встречается такое. Может потому, что привыкают годами сидеть один на один с компьютером и от этого страдают коммуникативные навыки. Хотя даже здесь статью многие не поняли и думают, что нужно насильно становиться из интроверта в экстраверта и стендап комика одновременно. На деле при одинаковых хардах, всегда будет выбор в пользу того, кто у кого более развитые софты. Это человеческая психология.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kuznetsov

Статью не читал, просто название компании зацепило, потому что 5 лет сижу в телеграм канале вакансий мобильных разработчиков и помню эту контору за висящие месяцами вакансии где ищут сеньора на «до 200к». Пожелаем успехов, статейки точно помогут.

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

На эту тему хорошо написал в книге " Software Engineering at Google":

"The Three Pillars of Social Interaction So, if teamwork is the best route to producing great software, how does one build (or find) a great team?

They’re the foundation on which all healthy interaction and collaboration are based:

Pillar 1: Humility

You are not the center of the universe (nor is your code!). You’re neither omniscient nor infallible. You’re open to self-improvement.

Pillar 2: Respect

You genuinely care about others you work with. You treat them kindly and appreciate their abilities and accomplishments.

Pillar 3: Trust

You believe others are competent and will do the right thing, and you’re OK with letting them drive when appropriate."

https://abseil.io/resources/swe-book/html/ch02.html#the_three_pillars_of_social_interaction

Ответить
Развернуть ветку
Бегите, глупцы!

К сожалению, на практике это не работает. Если ты единственный кто соблюдает стандарты, предоставленные вендором, и делает то, что другие члены твоей команды сделать не смогут (т.е. они не могут решить твои задачи, но ты их задачи решаешь без проблем), если ты единственный кто пишет юнит тесты для своего кода и описывает программный интерфейс, то эти советы (смирение, уважение и доверие) будут тянуть тебя вниз - к уровню этих разработчиков, а не их к твоему уровню. Нет ничего плохого в том, чтобы выделить среди команды того, на чьи подходы стоит обратить внимание, т.к. они объективно лучше работают и приносят лучший результат. Однако, когда твой ПМ - это человек, стремящийся исключительно к сдаче очередного этапа в срок ради премии, то выгоднее становится вместе с остальными хуярить обреченное на легаси гавно в продакшн, которое кто-нибудь когда-нибудь да переделает по-уму (нет).

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Kinolog

Вот пока вы все слушаете эту ересь про софт-скиллы, качество кода год от года все хуже и хуже.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Как сказать. Может быть ровно наоборот ) Если кто-то не думает, что его код когда-нибудь будут читать

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.
говорить правду и подкреплять свои слова действиями;

Как говорил персонаж одно произведения: "Правду говорить легко и приятно". ;)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Просто кладезь бестолковых советов, типа "критикуешь – предлагай". Кто и когда придумал эту дурь?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Другими словами: нет своих мыслей на этот счёт, то чё ты тогда можешь предложить? Вот тебе пример: эта ракета не взлетит, пойдемте лучше пивка попьём! Сложно что ли предложить?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Сергей .

За уши офис притянут

Ответить
Развернуть ветку
Крендель с перцем

У Тинькова нулевой софтскилл был, у Стива Джобса нулевой софт-скилл, у Грефа нулевой софт-скилл. Чем злобней и конкретней менеджер, тем лучше для компании!

Ответить
Развернуть ветку
87 комментариев
Раскрывать всегда