Карьера Maria Steppat
111

Мифы о креативности

Креативность представляет собой область, которая при всей своей практичности, окутана ореолом множества предрассудков. Мифы, окружающие креативность, укоренились в общественном сознании так глубоко, что их не искоренить без серьезной работы над собой.

В закладки
Digital art
Мария Степпат

1. «Мне это не дано»

Самый главный миф заключается в том, что для того, чтобы быть креативным, нужны какие-то определенные способности. Это говорят те, кто ни разу в жизни не пробовал осознанно проявить свой творческий потенциал, либо те, кому с детства внушили, что он бездарь. Ну ладно бы просто творчество... Но ведь креативность в целом - это намного шире и глубже, чем творческие способности. Креативность - это способ мышления для поиска новых связей между привычными предметами. Творчество - это практическое применение своих способностей для самореализации. Креативность основана на конкретном подходе, включающем в себя различные методы, техники, способы использования и оценки информации. Поэтому любой человек без особых способностей и качеств может освоить эти методы и применять их как для повышения результатов в бизнесе, так и для творческой реализации, так и просто для самореализации.

2. «Креативность - это баловство, ерунда»

Этот миф исходит из того, что мы поверхностно слышим относительно креативности: брейншторминг, креативщик, придумывание каких-то идей. Тот, кто считает, что креативность - это не более, чем выдумывание идей, очень далек от истины. Креативность используется не только для придумывания чего-то нового, но и для решения сложных стратегических идей, для перерабатывания уже существующих идей, для развития инноваций... Креативность используется и в повседневной жизни, и в бизнесе, и в творческих профессиях, и в областях, которые напрямую не связаны с креативностью. Если бы не креативность, человек никогда не полетел бы в космос, не пользовался компьютером, айфоном, автомобилем, да даже кофеваркой.

3. «Только художник может быть креативным»

В этом мифе смешивается понятие творческих способностей и креативности. Как мы уже знаем из первого мифа: креативность - это шире, чем творческие способности. Художники, как и другие представители творческих профессий (дизайнеры, актеры, литераторы) используют методы креативности в своих целях - чтобы создать какое-то художественное произведение или выразить какую-то мысль наглядным способом. Но в то же время, предприниматель, маркетолог или ученый тоже используют креативность в своей деятельности... только используются другие методы для достижения совсем иных целей. Креативность универсальна для всех, хотя проявляется она по-разному.

4. «Креативность нужна только представителям творческих профессий»

Креативность - больше, чем любопытство, но меньше, чем инновации. В творческих профессиях креативность проявляется ярче и находит больший отклик потому, что творческий человек не только открыт новому, но и постоянно находится в поиске этого нового. Впрочем, это только на первый взгляд. Если присмотреться, то и нетворческие профессии могут похвастаться недюжинной креативностью. Любая профессия может использовать методы и стратегии креативности.

5. «Творческий потенциал редок, это что-то очень особенное»

Для некоторых людей креативность - это нечто за гранью добра и зла. Она существует, но она недостижима. Только кого боженька поцеловал в лоб, может быть творческим и креативным. А о таких мы слышим не так-то часто... Кто на слуху? Знаем, например, Леонардо да Винчи, Сальвадора Дали, Хичкока, Тарантино, Пикассо, Цукерберга, Джобса, да, пожалуй еще Маска... Этот миф исходит из незнания того, что существуют определенные методы и упражнения для развития творческих способностей и креативных навыков. Самое главное, что требуется для развенчания этого мифа - немного информации и много желания развить в себе этот самый творческий потенциал.

6. «Нельзя изучить творческие способности»

На самом деле уже давно креативность не только изучается вдоль и поперек, но и выработано огромное количество методов, техник, упражнений для ее развития и использования. Существуют целые школы, изучающий креативность и высококлассные высшие учебные заведения, преподающие ее. Креативность и творческие способности изучают психологи, искусствоведы, нейробиологи, литераторы, культурологи, менеджеры, а также множество других специальностей.

7. «Нельзя научиться креативить, это сложно»

Научиться быть креативным - это очень прикладное занятие. Берутся упражнения и прорабатываются. Берутся уже готовые модели и используются. Для тех, кто никогда не креативил, придумать что-то новое очень сложно. Но гибкость мышления развивается тренировками и при достаточном упорстве можно за короткое время научиться выходить за рамки шаблонного мышления. Кто считает, что креативить сложно? Давайте навскидку... придумайте неочевидных 20 способов использования своего мобильного телефона. Запишите свои идеи прямо сейчас! А теперь возьмите идею под пунктом 17 и любым способом соедините ее с «библиотекой будущего». У вас появились какие-то идеи? Браво! Вот так и учатся быть креативным.

8. «Креативить легко»

Это обратная сторона мифа о том, что креативность - это сложно. Если не сложно, значит, легче легкого. Очень привлекательной кажется мысль о том, что каждый может генерировать идеи, которые заставят весь мир стоять на ушах. Узнав парочку методов можно поштурмить так, что идеи посыплются одна за другой. С одной стороны, при практике так и происходит. Но с другой стороны, решающим оказывается не количество, а качество идей, дошедших до стадии реализации.

9. «Креативность только для тех, у кого высокий интеллект»

Дураки априори не добиваются высоких результатов, что тут скажешь. Но креативность - вовсе не удел высоколобых мужей и ярых интеллектуалок. Нейробиологи приходят к выводу, что высокий интеллект вовсе не является решающим фактором в реализации творческих и креативных способностей. Эти два понятия далеки друг от друга и лежат в разных плоскостях мышления каждого конкретного индивидуума. Креативность успешно развивается и используется даже при средненьком IQ.

10. «Креативность только для правополушарных»

Миф о правом и левом полушариях кочует из одной области в другую. Художники считают себя правополушарными, инженеры - левополушарными. Психологи изучают проявления и тех и других. Мир раскололся на физиков и лириков. Но вернемся к нейробиологам. В своих исследованиях работы мозга эти ребята пришли к выводу, что нет четкого разделения на правополушарных и левополушарных. Мозг в целом разделен на области, отвечающие за различные способности. Но в творческой работе, так же как и в не творческой, оба полушария задействуются одновременно. В любой работе полушария работают совместно и согласованно. Поэтому креативность доступна как физикам, так и лирикам.

11. «Креативность доступна только молодым»

Переступая определенный возрастной рубеж многие люди полагают, что поезд ушел - уже не выучить никакого иностранного языка, не наверстать упущенное образование, не окунуться в омут страстей с головой и не покреативить, ибо память уже не та. На самом деле мозг работает одинаково на протяжении всей жизни, исключая определенные болезненные состояния, присущие старости. В мозгу на протяжении всей жизни создаются новые нейроны, задействуя которые, можно долго оставаться в здравом уме и твердой памяти. Ключевой смысл - нужно стимулировать мозг, чтобы он производил эти самые нейроны. А стимуляция - это не что иное, как процесс развития своих способностей, в том числе креативных. Второй аспект, которые не дает покоя «старикам» - багаж опыта и шаблонное мышление, выработанное годами. Как лечить: стимулировать мозг, интересоваться новым, развивать креативное мышление.

12. «Креативность - это безвкусица»

Как необычно поступил британский художник Дэмиен Херст, поместив мертвую акулу в формальдегид и выставив ее на своей выставке. Необычно, шокирующе и отвратительно. Художники часто выступают примерами креативности, потому что очевидно, что творчество - это креативность в чистом виде. Благородных эстетов знают лишь узкие круги, а на слуху публики в основном те, кто творит в угоду китчу. Мы смотрим на такие произведения с любопытством, но при этом многие показывают свое «фи» - какая безвкусица. На этом «фи» основан миф о том, что вся креативность - это безвкусица. Не будем гнаться за тем, что очевидно и на слуху. Лучше задумаемся о том, что креативность затрагивает все, все, все сферы жизни.

13. «Креативные люди ведут интересную жизнь»

Самые главные источники о жизни представителей креативного фронта - литература, кино и сериалы. Крутые креативные ребята креачат по полной и берут от жизни все: шикарные клиенты, острые профессиональные вызовы, быстрые тачки, красивые телочки, вечеринки до упаду, алкоголь и другие стимуляторы для творчества. Такая ролевая модель выглядит привлекательно. Это как рок-звезда, только без музыки. На самом деле, креативщики в большинстве своем - нормальные, адекватные, обычные люди, ведущие обычную жизнь. Единственное, что отличает их от других обычных людей, трудящихся в других сферах, - пища для ума. Интересная жизнь рядового креативщика - общение с коллегами, коллаборации и напряженная работа над проектами, которые должны стать интересными, даже если на первый взгляд такими не являются.

14. «В процессе креативности нельзя совершить ошибку»

Универсальное жизненное правило: ошибок не совершает только тот, кто ничего не делает. Креативность - это путь поиска, экспериментов и ошибок. Без этого не обходится не одна серьезная деятельность.

15. «Креативить можно только в команде»

Всеми любимый брейншторминг основан на командной работе. Мы говорим «креативить», а на ум приходит - «поштурмить». Работа в команде приносит потрясающие результаты, когда все участники заинтересованы в процессе и выкладываются по полной. Сама по себе какая-нибудь команда - не фактор успеха. А начинать развитие креативного мышления нужно прежде всего с себя самого. И использовать любую возможность для тренировки. А там и люди подтянутся и возможности работы в крутой команде появятся.

16. «Креативность эфемерна, все видят мир одинаково»

Многие удивятся, но каждый человек видит мир по-своему, все события воспринимает по-своему. Психологи условно делят людей по типам личности - для удобства. Классифицировать удается совершено по любым общим признакам. Но каждый человек индивидуален. Нас различает среда, в которой мы росли, характер, круг общения, интересы, жизненный опыт, профессиональный опыт, мечты и планы. И креативность у каждого своя.

17. «Алкоголь и другие стимуляторы повышают креативность»

Как уверяют ученые, малые дозы алкоголя действительно способны послужить стимулятором мозговой деятельности. Ловушка заключается в том, что мозг очень быстро привыкает к такой стимуляции и она перестает работать малыми дозами. Большие дозы в свою очередь ведут к блокировке деятельности нейронов. Алкогольное опьянение выступает анти-стимулятором, как и другие вещества. Если обратиться к истории, то окажется, что многие гениальные художники и писатели были не прочь пропустить стаканчик другой или удариться в отрыв, но творить предпочитали на трезвую голову.

18. «Креативный человек невыносим в общении»

Креативная личность видится такой эксцентричной и с закидонами. Раз уж такая личность придумывает новые идеи, недоступные простым смертным, то и вести себя должна как-то по-особенному. Тяжесть «гениальности» креативщика видится в том, что он ставит себя выше других, ведет себя по-хамски и склонен унижать других. На самом деле, креативная личность не многим отличается от тех, кто таковым себя не считает. В окружении любого человека найдется тот, кто отличается творческим мышлением и ярко его использует, но при этом остается адекватным человеком. Если не брать тех креативщиков, которые строят свой личный бренд на эксцентричности, остальные - дружелюбные, общительные ребята.

19. «Креативность и творчество возможны только по вдохновению»

Не зная методов и техник развития креативности и генерирования новых идей, кажется, что креативить можно только в особом состоянии, когда приходит муза. Правда состоит в том, что работа профессионального креативщика или творческой личности - это работа. Хобби позволяет себе роскошь вдохновения. Профессионализм же использует проверенные методы, стратегии и инструменты.

20. «Чтобы проявить креативность нужна особенная профессия»

Бытует мнение, что для того, чтобы проявить креативность, нужно работать в креативных индустриях - искусство, телевидение, театр, дизайн... Но на самом деле, креативность нужна в любой области - и в медицине, и в бизнесе, и в науке. Прогресс движется вперед с огромным ускорением и креативность, наряду с предпринимательскими способностями, является одним из двигателей этого прогресса.

Да пребудет с вами сила креатива!

Мария Степпат

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Maria Steppat", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 71566, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 14 Jun 2019 10:39:50 +0300" }
{ "id": 71566, "author_id": 311559, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/71566\/get","add":"\/comments\/71566\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/71566"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }