Как начинающему предпринимателю создать персональный бренд с нуля

Студенту – продумать виденье карьеры на ближайшие десять лет

Персональный бренд Rusability
Персональный бренд Rusability

Раньше было не принято громко заявлять о себе. Скромность украшала человека, самореклама - нет. Поощряли активных и трудолюбивых.

Сегодня у каждого домашнего кота есть фото в Instagram, а у предпринимателя – бизнес-страница. Один из способов развития бизнеса – продвижение через персональный бренд.

В Стенфордском университете начинающих предпринимателей учат «market yourself»: создавать собственную стратегию развития на десять лет. Осознавать личность как продукт. Использовать инструменты маркетинга стартапа для личного бренда.

Расскажу, как написать собственную стратегию Strategic Thinking Paper, как использовать приемы DEDART-анализа для себя.

Не верьте тем, кто говорит, что персональный бренд не нужен, и надо просто «сделать классный продукт, а клиенты придут сами». Часто это ошибка везунчика, или бизнеса с долгой историей. Для продуктового магазина у дома, на первый взгляд, личный бренд не нужен. Сойдут листовки по подъездам и рекламная вывеска. В традиционном бизнесе с понятным продуктом 70% маркетинга рынок сделал за вас. В России много неосвоенных ниш, дальних регионов, в которые нужно просто прийти и заявить о себе.

Но чтобы продавать косметику через Инстаграм, собачьи ошейники, платки или мыло, вирусного видео с Сергеем Слепаковым и котиками будет мало. Придётся рассказать свою историю, поделиться фото из собственного магазина. Создать наполеоновский план для личного бренда.

Strategic Thinking Paper - стратегия собственного развития. Состоит из десяти-пятнадцати страниц текста о себе, планах в работе и учебе. Студент или профессор Стенфордского университета пишут STP каждые пять-десять лет. Если фокус теряется, исправляют собственные ошибки, корректируют курс.

Первая часть документа - long term vision statement, большая картина будущего через десять лет. Хотите жить на Марсе, или есть чизбургеры в Огайо? Быть продавцом игрушек, работать в цирке, или водить экскурсии по Москве?

Вводная часть моего STP выглядела так

Strategic thinking paper Елизавета Каширина
Strategic thinking paper Елизавета Каширина

Вот основные вопросы, которые студент или начинающий предприниматель должен здесь себе задать:

Где Вы живете и работаете? Опишите три места, в которых Вы будете проводить время в будущем.

Какова ваша миссия? Чего вы пытаетесь достичь в жизни?

Каковы ваши ценности? Как вы создаете ценность для своей компании, клиентов, семьи, сообщества и окружающей среды?

Что делает вас счастливым и дает душевное спокойствие?

Какие ключевые события в вашей жизни десять лет назад помогли вам встать на путь к будущему?

Это пример STP профессора Стенфордского университета

Strategic Thinking Paper с разрешения Tomas Kosnik
Strategic Thinking Paper с разрешения Tomas Kosnik

Если Вы мечтаете открыть магазин одежды в Нью-Йорке, какие события или процессы Вы должны запустить сегодня, чтобы через десять лет магазин работал на Пятой Авеню?

Стратегия помогает сформировать каждодневную привычку делать маленькие шаги к большой цели. Определить собственную миссию. Создавать вокруг себя нужное комьюнити, которое поможет этой цели достичь.

Следующий блок вопросов Strategic Thinking Paper тактический.

Чтобы развивать личный бренд, нужно подумать о себе, как о продукте. Например, создать "продающую" историю основателя сервиса запчастей. Снять фото, которое покажет, как работает мастерская. Снять видео, которое покажет образ владельца, которому можно доверять.

Для создания стратегии личного бренда хорошо работает Маркетинговый DEDART анализ. Он состоит из пяти разделов: Diagnosis, Experience, Decision, Analysis, Reality test.

DIAGNOSIS

Первый из них, Diagnosis, содержит следующие вопросы:

Какие потенциальные возможности вы рассматриваете для своей карьеры?

Как каждая из этих возможностей поможет реализовать Ваше долгосрочное видение?

Какие проблемы Вам придется преодолеть, когда Вы сделаете свой следующий шаг в карьере? Означает ли он поиск работы, начало нового бизнеса или дополнительную ученую степень?

Мой знакомый, Митчел Старк, специалист в области Искусственного интеллекта, любезно поделился своим видением собственного развития. Вот как он описывает возможности своей карьеры

STP с разрешения Mitchell Stark
STP с разрешения Mitchell Stark

Диагностика потенциальных возможностей и карьеры программирует успех. Подсознательно откладывается в памяти. И если Вы откроете свой STP через пять лет, увидите, что она работает.

EXPERIENCE

Блок под названием "опыт" (Experience) призывает видеть в друзьях и семье "потенциальных клиентов". Коллег на работе, партнеров на деловых встречах - целевой аудиторией. Задайте себе вопрос, что "потенциальным клиентам" нужно, чем я могу быть им полезен? Вопросы блока:

Кто ваши целевые клиенты (потенциальные работодатели, аспиранты, коллеги в компании)?

Что нужно от Вас вашим "клиентам"?

Что нужно от Вас клиентам Ваших клиентов?

Что нужно от вас другим заинтересованным лицам (инвесторам, сотрудникам)?

Почему они будут откажутся нанимать Вас или инвестировать в Ваш бизнес?

DECISION

Третий блок вопросов Decision, решения, которые Вы планируете принимать в ближайшие десять лет для себя, бизнеса и карьеры.

Вопросы блока:

В каких странах и отраслях вы хотите работать?

Вы хотите работать в существующей компании или организации? Планируете ли вы начать новое предприятие?

Если да, то в какой категории вы будете предлагать товары/услуги? Продукт / дифференциация (вы-продукт): Какой пакет услуг Вы сами предлагаете?

Как вы отличите себя от других кандидатов на ту же работу или других предпринимателей, пытающихся начать аналогичное новое предприятие?

Если организовать инновационный бизнес, отличаться несложно. А если представить, что этот бизнес - Вы сами, какие преимущества есть лично у Вас?

Ответ Митчела о собственном позиционировании

STP Mitchell Harper
STP Mitchell Harper

В теории так. Мы написали собственное позиционирование. Разложили персональный бренд по полочкам на десять лет. Придумали стартап. Все выглядит круто. Пора начинать реализацию стратегии. Чего-то не хватает...
Написали STP, запустили собственный план. Был приток HR-специалистов, которым интересно Ваше резюме. У бизнеса были клиенты от рекламных объявлений. Где еще точки роста личного бренда?

ANALYSIS

Раздел "Анализ" поможет "достать" из себя резервы связей и контактов. Продумать собственное окружение.

Каналы:

Какие партнеры могут помочь Вам в поисках работы или создания компании?

Какие преимущества Вы предложите им за их поддержку?

Среда:

Что нужно от Вас вашим друзьям и семье?

Как Ваша стратегия повлияет на них?

Как Ваша стратегия повлияет на других заинтересованных лиц в сообществах, где вы живете и работаете?

Как ваша стратегия повлияет на окружающую среду?

REALITY TEST

Какие риски могут расстроить ваши планы?

Как вы можете предотвратить или отреагировать на эти риски?

Каковы ваши планы на случай непредвиденных обстоятельств?

Чтобы создать личный бренд и идти вверх по карьерной лестнице, нужно взглянуть на себя, как на "продукт". Определить полезность. Создать собственную "продуктовую линейку". Понять, что продается и кому. Пример концепции "Я - продукт", которую студенты и преподаватели создают в Стенфорде:

Курс "Global entrepreneurial marketing" Tomas Kosnik
Курс "Global entrepreneurial marketing" Tomas Kosnik

Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ

Нельзя просто так публиковать в социальные сети картиночки в надежде, что какая-то из них привлечет клиентов.

У каждого бизнеса должно быть лицо. Личный бренд основателя работает лучше любой рекламы.

Личный бренд нужен и аналитику, и бухгалтеру, и студенту, и предпринимателю, и курьеру. Когда-нибудь Вы смените работу, и найти новое место с более высокой зарплатой поможет созданный образ и репутация.

Для личного развития нужен план. Увидеть большую перспективу и понять, чем Вы можете быть полезны сегодня друзьям и коллегам - к деньгам.

Писать стратегию кажется скучным и очевидным. Но сколько времени Вы выиграете, если напишите ее сегодня, а не через десять лет.

Елизавета Каширина, основатель KIDCOIN

77
7 комментариев

И когда я вижу очередного инфоцыгана, развивающего личный бренд, становиться скучно. Даже продавая ошейники из инсты, мне плевать на бренд, мне нужно несколько вещей: цена, удобство для моей собаки, удобство для меня, а потом как моя собака выделиться. И да, очень тяжело сейчас мне жить, я сделан в СССР и умею анализировать, а не вестись на тупой развод.

5
Ответить

Сама мысль заключается в том что Вы с большей вероятностью купите ошейник у или по советам продвинутого любителя животных/зоозащитника/блогера в данной тематике нежели у бездушной страницы в соц.сетях.
Это не распространяется на всех и никто не говорит что каждый человек который заходит на страницу будешь ваш.
А по поводу тошноты от инфоцыган согласен с вами на 50% поскольку остальные 50% зависят от харизмы этого самого «цыгана» возможно вы пока не нашли импонирующих вам «цыган» 😂

2
Ответить

Похоже на реферат по постановке целей, к которому пассаж про собачьи ошейники приписали сверху.

Это мило, что вы STP пишете на языке потенциального противника, но не у всех легко переводится контент, об ответ Митчелла даже я споткнулся, ггг,

2
Ответить

Это больше похоже на инструкцию для копирайтинга как по мне. Целевая Аудитория и ее боли, цепляющий текст и тд...

Ответить

Блин, было бы прикольно в Вышке такое сделать) написал на первом курсе, на пятом проверил, что написал пять лет назад 😆
В принципе понятная годная для студентов идея. Но кто ж этим заморачивается?))
За идею стратегии спасибо! Попробую что-нибудь сочинить про себя 😂😂

Ответить

Да, сейчас все продажи уходят в сеть, и там в основном мы и сами услуги с товарами ищем, и отзывы о них читаем. Я сам работаю с агентством Mind Expert по созданию брендов. И обращаются за разработкой в подобные конторы все, от школ танцев до строителей, таковы уж современные реалии.

Ответить