Как успешно пройти ревью и вынести из него максимум пользы

Ревью — распространенная практика в IT-компаниях, которую перенимают организации из других сфер. Это способ оценки производительности сотрудников, который может стать сильным инструментом для карьерного роста. HR-команда IT Test рассказала, какие возможности открывает ревью перед сотрудниками, и как ставить достижимые профессиональные цели.

Как успешно пройти ревью и вынести из него максимум пользы

У ревью нет единого стандарта и структуры — каждая компания адаптирует этот процесс под свои задачи и особенности команды. В IT Test такие one-to-one встречи с руководителем проводятся два раза в год: в июне и декабре. В ходе диалога тимлид или директор оценивают вклад сотрудника в успехи организации, обсуждают с ним достижения и неудачи, ставят планы на следующий период. Общение получается более глубоким и предметным, если руководитель сам является специалистом в той же области, что и коллега, которого он оценивает.

Ревью в IT Test сопровождает еще один процесс для рефлексии пройденного пути — селф-ревью. Это предварительная встреча с HR-менеджером, на которой сотрудник оценивает сам себя. Это буферная зона между специалистом и его руководителем, которая помогает коллегам раскрыться и честно поделиться мыслями. Несмотря на лояльность лидерского состава команды, руководство понимает, что сотрудники могут осторожно подходить к ревью и не делиться на нем переживаниями и сомнениями в силу формальности отношений, а с HR-менеджерами обычно получается более дружеская беседа, которая располагает к откровенности.

Селф-ревью для сотрудника — это возможность выговориться, похвалить себя и получить поддержку, поделиться наболевшим, рассказать о своих пожеланиях, страхах, стремлениях, недовольствах. Человеку нужен человек — всегда приятно, когда тобой искренне интересуются

Такой разговор — неформальное мероприятие, но HR придерживаются определенной структуры и дают возможность заранее подготовиться к общению по списку вопросов. Ответы вносятся в таблицу, где отмечаются болевые точки, острые моменты, плохое настроение, негативный опыт. Это необходимо для того, чтобы руководитель при дальнейшем общении знал, на что стоит обратить внимание.

<i>Пример таблицы ревью</i>
Пример таблицы ревью

Раньше в IT Test проводилось только классическое ревью, но это занимало много времени у руководителей, потому что приходилось с нуля узнавать все о работе сотрудника. Вопросы часто бывали сумбурные, что растягивало беседу с одним человеком на несколько часов. Теперь, благодаря селф-ревью, руководители заранее знают, о чем будут говорить с коллегами, а HR подсказывают, какие моменты нужно подсветить в диалоге.

Самый частый страх специалиста на ревью и селф-ревью — сказать что-то не то, оказаться непонятым и испортить отношения с руководством. Сотрудники знают, что все ответы заносятся в таблицу, но всегда могут обозначить, что хотят просто пожаловаться, и такой монолог не выйдет за стены переговорки — это важная часть доверительных отношений в команде. Иногда действительно нужно просто сбросить психологическое напряжение и высказаться, а HR-менеджеры стремятся к тому, чтобы каждый сотрудник мог свободно делиться ощущениями. Та информация, которая действительно стоит внимания, трансформируется и доносится до руководителей более корректным и дипломатичным языком — не бывает, чтобы HR пришли к директорам и слово в слово передали то, что сказал сотрудник.

В процессе внедрения практики ревью и селф-ревью члены команды нередко пытаются отрицать необходимость таких полугодовых срезов. Зачем это нужно, если они и так каждый день отчитываются о своей работе на созвонах? Но ревью — это гораздо больше, чем отчет о выполненных задачах. Для специалиста, который развивается в профессии, ревью становится драйвером карьерного роста.

Вот, какие возможности открывает ревью для тех, кто пользуется им как инструментом профессионального развития.

Возможность ставить осознанные цели и регулярно их достигать

Одна из важнейших частей ревью — постановка целей на следующий период и оценка достижений за предыдущий. Это помогает не скатываться в автоматизм на рабочем месте и двигает специалиста вперед. Не все относятся к карьере настолько осознанно, чтобы самостоятельно ставить себе цели и следить за продвижением, но делать это становится легче, когда знаешь, что через полгода нужно будет подготовить отчет о том, чего удалось достичь.

Команде интересно работать с реализованными сотрудниками, которые регулярно прокачивают скилы и развиваются в любимом направлении. А специалист чувствует себя увереннее и больше вовлекается в работу, зная, что компания заинтересована в его развитии.

Цели на ревью обычно связываются с рабочими задачами. Но иногда они пересекаются и с личными интересами, например, повышением уровня иностранного языка, прохождением курсов, выступлением на конференциях, написанием статей. Главное — аргументировать, как достижение этих целей скажется на профессиональном развитии.

<i>Пример целей, которые могут быть поставлены на ревью</i>
Пример целей, которые могут быть поставлены на ревью

Ошибки, которые специалисты чаще всего допускают при постановке целей на ревью

  • Отсутствие конкретики. Сотрудники часто указывают, что хотят за время до следующего ревью вырасти как специалист. Но как мы это оценим? По каким критериям будем измерять? HR-менеджеры в таких случаях помогают сделать цель измеримой и установить маркеры успеха.
  • Отсутствие у сотрудника понимания, зачем он ставит именно эти цели, а не какие-то другие. Например, раньше у QA-специалистов был фетиш на автотестирование, и все хотели ему научиться, но мало кто мог объяснить, зачем ему это надо — просто была такая мода. Потом она прошла, и многие отказались от этой идеи.
  • Неоднократный перенос целей с прошедшего ревью на текущее — это говорит о том, что сотрудник либо переоценивает свои силы, либо сталкивается с чрезмерной нагрузкой, либо упускает цели из вида.
  • Чрезмерное количество целей. Некоторым людям психологически важно постоянно проставлять галочки напротив задач, и на ревью они заводят множество мелких целей, которые могут регулярно закрывать. Но это лишнее — достаточно выделить 3-4 цели разной степени сложности на полгода, чтобы двигаться к ним на адекватной скорости и не перегружать себя.

Лучший способ сформулировать достижимые цели на ревью — воспользоваться фреймворком SMART. Они должны быть конкретные, измеримые, реалистичные, актуальные и ограниченные во времени. Лучше поставить несколько маленьких целей и точно их достичь, чем одну глобальную и не знать, как к ней приблизиться.

Возможность получить повышение

C HR-менеджерами деньги не обсуждаются, поэтому ревью с руководителем — отличная возможность своевременно поднять вопрос о повышении или премиях. Этому способствует положительная обратная связь с проектов по итогам полугода, измеримые результаты и вовлеченность в жизнь компании. Самое невыгодное положение в данной ситуации у сотрудников из «серой зоны» — так называют специалистов, которые получают преимущественно нейтральные отзывы о работе, не ведут корпоративную активность, не проходит обучения, не получают сертификаты и не проявляют себя никаким другим образом.

В IT Test нет прямой связи между достижением целей, поставленных на ревью, и получением премий. Но успех специалиста может повлиять на решение в комплексе оценки сотрудника. Если за полгода специалист достиг хороших результатов в работе и в дополнение завершил все цели, то так он точно повысит шансы на финансовое поощрение. А если сотрудник регулярно допускает ошибки на проекте, опаздывает и при этом не приближается к целям, то для руководителей это повод задуматься о прекращении дальнейшего сотрудничества. При этом отличные результаты по целям даже в совокупности со сложностями в работе «вытянут» коллегу и дадут возможность пересмотреть что-то в профессиональной деятельности.

Возможность взять паузу и задуматься о своей карьере

В рабочей суматохе мало кто может остановиться, выдохнуть и задать себе вопрос «действительно ли я хочу именно этого?». Ревью дает сотруднику официальную возможность подумать о том, в какую сторону развивается его карьера, и каким должен быть следующий шаг. Ставить контрольные точки важно — это повышает самооценку и помогает развиваться. А если специалист понимает, что за последние полгода в его работе ничего не изменилось, то это отличный повод выяснить, что пошло не так, и почему он стоит на месте.

Возможность почувствовать свою ценность

На ревью и селф-ревью все время и внимание направлено на специалиста, который его проходит. Многим важно быть замеченным таким образом и ощущать благодаря этому свою ценность для команды.

Подтверждает это история, которая случилась на раннем этапе становления ревью в IT Test, когда процессы еще не были отточены. Команда упустила из вида одного сотрудника и не провела с ним one-to-one как положено. Этот специалист уволился с багажом накопленных претензий, но если бы его вовремя выслушали, то эти вопросы могли быть решены, потому что ревью идеально закрывает потребность в увиденности.

Что нужно делать, чтобы успешно пройти ревью

Подведем итог. Вот, что поможет специалисту удачно закрывать каждое ревью и выносить из него как можно больше пользы для себя.

  • Успешное прохождение собеседований на коммерческие проекты, если работа ведется в формате аутстаффинга.
  • Хорошая отработка на самих проектах и положительная обратная связь от заказчиков и коллег.
  • Постоянное обучение и развитие.
  • Участие в корпоративной жизни компании.
  • Участие в PR-активностях компании: проведение внутренних воркшопов, поездки на конференции, написание статей.

В каждой команде есть люди, которым просто нравится наблюдать за жизнью компании, но сами они не хотят находиться в эпицентре событий. Параллельно с этим они отлично работают и получают хорошие отзывы, поэтому с них спрос на тему корпоративной активности меньше — можно просто результативно трудиться и планомерно двигаться к целям, и это обязательно будет учтено на ревью.

Больше экспертных материалов о заказной разработке, дизайне и тестировании в Telegram-канале IT Test.

2727
Начать дискуссию