Нетворкинг 101: 9 шагов к эффективным деловым связям

Каждый член списка Forbes скажет вам, что деловые связи — огромный фактор успеха.

Нетворкинг очень похож на питание и фитнес. Мы знаем, что нужно делать. Сложность заключается в том, чтобы сделать это приоритетом.

— профессор Лондонской бизнес-школы Херминия Ибарра

Ибарра подчеркивает, что единственный способ убедиться в важности нетворкинга — это начать его практиковать.

Меня зовут Искандер, я — основатель агентства Yep., которое помогает бизнесам и частным лицам строить сообщества. Кроме того, я со-владелец ALUN — самого крупного сообщества выпускников бизнес-школ в России. В январе я также стал со-основателем Sirius People — частного клуба для владельцев бизнеса на Кипре.

Нетворкинг 101: 9 шагов к эффективным деловым связям

Что всё это значит? Все просто — моя записная книжка, как Google. В среднем, я провожу 1500 личных встреч за год, решая личные и бизнес-задачи и применяя ресурсы комьюнити. В этой статье я поделюсь наработанным за десятки тысяч встреч опытом о нетворкинге.

Нетворкинг — это что?

Для начала стоит убедиться, что мы говорим на одном языке: что такое нетворкинг?

Это сознательное стремление создать свою сеть контактов, которая позволяет взаимодействовать друг с другом для взаимной выгоды. Простыми словами, нетворкинг — это про “одна голова хорошо, а две лучше”.

Отношения на уровне "отдавать и получать" позволяют обмениваться знаниями, решать запросы и проводить совместный досуг. Почти 85% вакансий закрываются благодаря связям и контактам внутри отрасли. А 80-90% вакансий вообще не размещаются в открытый доступ. Социальная валюта усиливает денежную.

Тем не менее, многие люди по-прежнему считают, что нетворкинг — это не для них. Что ж, позвольте мне пошагово помочь вам выстроить собственную сеть контактов.

Шаг 1: Установление целей

По Данбару, мы можем поддерживать 250 социальных контактов (об этом писали здесь). Больше в голове не помещается. Вычтете родственников, друзей, коллег и стоматолога. Останется человек 100–150. Это и есть социальный капитал. Нужно работать с ним эффективно, и поэтому, перед тем, как начать нетворкинг, важно определить четкие цели и задачи. Это поможет сосредоточиться на правильных людях и событиях, чтобы максимизировать результаты.

—> Если говорить о B2C сегменте, то нетворк поможет в поиске сотрудников, менторов, партнеров, узнавании целевой аудитории и создании промо-акций.

—> Если же рассматривать B2B сегмент, то нетворк будет вашим катализатором. Окружение поможет лучше понимать рынок и владеть стратегиями различных компаний, что в свою очередь поможет вам вести свою компанию в соответствии с трендами и лучшими практиками. В том числе, у вас будет более быстрый выход на клиентов.

Однажды я работал с компанией, у которой был очень узкий продукт — ткань, которая используется в изготовлении шин. По всей России у компании было всего 20 клиентов! Теперь представьте, как нетворкинг может ей помочь. Например, познакомиться и подробнее узнать о своих клиентах , понять их общность, потребности и “головную боль”. Это не избавит от всех процедур и документации, систему не обойти. Но у вас будет преимущество — прозрачное понимание целевой аудитории и скорость.

Определите цели и стратегии, которые помогут вам двигаться в нужном направлении. Цели могут варьироваться от поиска друзей до привлечения новых клиентов или партнеров.

Вопросы, которые стоит задать себе:

  • Какие связи вы хотите создать: дружеские или коммерческие? (Хотя, я, конечно, считаю, что все отношения должны сводиться в дружеские)
  • Чего вы хотите достичь через нетворкинг?

Шаг 2: Выбор площадок/инструментов

Начиная с 1960-х годов, появление компьютерных сетей и современных средств связи, таких как электронная почта и интернет, существенно ускорило и упростило процесс нетворкинга. Люди стали иметь доступ к глобальным сообществам и возможности взаимодействия с представителями различных отраслей, стран и культур.

Сейчас существует множество площадок и инструментов для нетворкинга:

  • Бизнес-сообщества;
  • Семинары;
  • Мероприятия;
  • Социальные сети;
  • Специальные сервисы (Random Coffee, Meetsup и другие).

В следующей статье сделаем обзор на лучшие инструменты для нетворкинга, подписывайтесь, если не хотите пропустить :)

Исследуйте различные варианты и выберите те, которые наилучшим образом соответствуют вашим целям и интересам.

Например, бизнес-сообщества предоставляют уникальную возможность обмениваться знаниями с единомышленниками, в то время как онлайн-платформа Random Coffee предоставляет случайные встречи по вашим критериям для расширения вашей контактной книжки.

Шаг 3: Позиционирование себя

В самом начале своей карьеры Илон Маск посетил технологическое мероприятие, чтобы встретиться с Стивом Джобсом, но Стив его проигнорировал. В то время у Элона не было ничего, кроме амбиций. Позже, уже продав вторую свою компанию, он бросил Ларри Эллисону, основателю Oracle, вызов на гонку, и Ларри принял его из-за интересности этого события, а не из-за машин, участвующих в гонке.

Главный урок заключается в том, что нетворкинг не связан с богатством; это о том, чтобы быть находчивым и полезным для других. Покажите, что вы здесь не просто, чтобы получать, но и чтобы приносить пользу. Расскажите о своих прошлых достижениях и продемонстрируйте свою ценность другим. Составьте план встречи, но оставайтесь открытыми для неожиданных возможностей.

Успешный нетворкинг требует (но и тренирует) качественного — и понятного — представления себя и своих навыков в наилучшем свете. Создайте позиционирование, которое выделит вас среди других профессионалов и главное — которое запомнится вашему собеседнику. Чем сильнее будет ваша личная марка, тем больше вероятность привлечь интересных деловых партнеров и клиентов.

Представьте, что через 15 минут вы превратитесь в заметку в телефоне потенциального партнера. Расскажите, чем занимаетесь, что умеете, с кем работаете.

Плохой пример:

✖ Я Олег. Можно Гриша. Как вам удобно. Могу копать, могу не копать.

Хороший пример:

✔ Меня зовут Александр, я свадебный фотограф, работаю в Москве. Портретные съемки не делаю.

Шаг 4: Активное присутствие на мероприятиях

Регулярное участие в профессиональных мероприятиях и встречах поможет заводить полезные контакты специалистов из вашей сферы. Проявляйте активность, общайтесь с разными людьми, не стесняйтесь подходить и знакомиться. Не забывайте, что взаимодействие с другими должно быть взаимным и взаимовыгодным. Умение слушать, задавать правильные и интересные вопросы также важно для налаживания доверительных отношений с вашими деловыми партнерами.

Подсказки по эффективному взаимодействию на мероприятиях:

  • Будьте внимательны к другим участникам.
  • Не говорите только о себе.
  • Проявляйте искренний интерес к их деятельности и успехам.
  • Стремитесь к установлению долгосрочных отношений, а не краткосрочных отношений.
  • Помогайте другим и предоставляйте ценную информацию или ресурсы.

Вы также можете проводить онлайн-конференции и вебинары. После локдауна люди стали больше встречаться онлайн. Вступив в бизнес-сообщество, вы можете использовать его как вашу площадку, где вы создаете дополнительный контент, а резиденты получают пользу, приглашают своих знакомых и коллег. Таким образом, вы получаете узнаваемость и лояльность.

Шаг 5: Взаимодействие в онлайн-среде

Чтобы не потеряться, обменяйтесь с собеседником соцсетями. Так у вас появится поле для исследований и органичной коммуникации.

Наблюдайте за своим окружением в соцсетях. Но активно — поздравляйте, комментируйте, задавайте вопросы. Не как закрытый аккаунт @nogotochki_vologda. Если видите новости о компании, достижения в работе или учебе, отреагируйте на них.

Открытка с цветами, стразами и стандартным списком пожеланий — скучное поздравление. Лучше отправлять видео-поздравления. Оно однозначно выделится на фоне потока однообразных текстовых сообщений, и напомнит о вас, что даст почву для дальнейшего общения.

Будьте постоянны, но ненавязчивы. Периодический обмен новостями и постепенное движение к совместным проектам намного эффективнее, чем редкие и безличные приветствия раз в год.

Шаг 6: Создание взаимовыгодных долгосрочных отношений

Отправлять электронные письма и звонить своим контактам только, когда нужна помощь, поддержка или совет — подход в корне неверный и неэффективный. Важно находить время для периодического общения с контактами, демонстрировать интерес к их проектам и идеям,быть готовыми помочь им, когда они нуждаются в этом.

Одной из главных целей нетворкинга является установление долгосрочных отношений, которые приносят пользу всем сторонам. Сосредотачивайтесь на том, чтобы установить подлинные связи, а не просто собирать контакты. Как это делать? Очень просто: будьте собой. Интересуйтесь в первую очередь человеком, а не потенциальной сделкой.

Помните, что нетворкинг — это процесс, а не одноразовое событие. Инвестируйте время и усилия в укрепление связей с ключевыми людьми из вашей сферы деятельности. Помогайте другим, делясь своими знаниями и опытом, и вы будете обнаруживать, что люди также будут стремиться помочь вам.

На каждой встрече с новым человеком я всегда задаю такой вопрос: «Как я могу быть тебе полезен?». Скажи мне, что тебе нужно, чтобы я это запомнил, подумал и предложил кого-то из своего окружения, кто мог бы тебе помочь. Услышав ответ на этот вопрос, обычно вы в состоянии помочь контактом или рекомендацией. Так помимо профессиональной части, включаются и человеческие факторы: люди запоминают тебя, когда ты помог закрыть их потребность.

Вообще, 2 проверенных способа, как заставить человека тебя запомнить, это: 1) заработайте вместе денег, 2) помочь решить личный вопрос, нематериально.

Шаг 7. Вклад в сообщество и помощь другим

Деловые клубы — эпицентр нетворкинга. Многие из них активно поощряют развитие коммерческих связей между своими участниками.

Важно найти подходящий клуб для своих задач. Например, CLUB500 отлично подходит для укрепления и продвижения личного бренда. А в RBC есть направления Ambassadors и Self Brand, где можно систематически развивать свой личный бренд. Можете воспользоваться специальным каталогом бизнес-сообществ с фильтром по интересам, например, нашим Навигатором.

Обратитесь к команде клуба и проведите исследование, чтобы понять, есть ли у аудитории запросы на вашу тематику. Если ваша экспертиза совпадает с тематикой, то вы можете стать лидером в этой области, проводя встречи, консультации и рассказывая о личном опыте.

Важно активно общаться с участниками, заводить знакомства и демонстрировать свою экспертизу для успешного продвижения себя в сообществе. Думайте в первую очередь не о продажах, а о том, какую ценность вы можете дать этому сообществу и как помочь его участникам.

Шаг 8: Систематический подход и постоянное развитие

Нетворкинг должен быть систематическим процессом, включающим регулярное взаимодействие с вашими деловыми связями. Не получится создать действительно ценную сеть контактов, если вы один раз с кем-то пообщались и забыли об этом. Уделяйте время для поддержания связи с коллегами и клиентами, будьте в курсе их достижений и новостей. Ведите заметки о своих собеседниках, чтобы у вас были темы для разговора для следующей встречи.

Практичный совет, как делать нетворкинг систематичным:

В вашей CRM-системе вы можете записать дату последней встречи и настроить уведомление, например, о том, чтобы связаться с этим человеком через 3 месяца. Так вы будете постоянно «обновлять» статус ваших взаимоотношений, узнавать новое друг о друге и потенциально продвигать вас к совместному проекту или сделке.

А также продолжайте развивать свои профессиональные навыки и знания, чтобы стать еще более ценным партнером для других!

Шаг 9: Инструменты и структурирование

Итак, раз уж мы говорим о систематическом подходу к нетворкингу, нам понадобятся для этого соответствующие инструменты. Сразу скажу: таск-менеджеры для нетворкинга не подходят, в них нет возможности заносить информацию о собеседнике, создавать карточки и цепочки связей. Для меня старыми добрыми помощниками являются Google Календарь и заметки в телефоне.

Google Календарь давно зарекомендовал себя как надежный инструмент для планирования встреч и важных событий. Его также можно подключить к сервису Calendly — платформой для планирования встреч — и тогда запланированный звонок или конференция появится в приложении вообще без вашего участия.

Не забывайте записывать информацию о своих собеседниках. Для этого можно использовать заметки в телефоне или в карточке контакта, Notion или настроить CRM-систему. После каждой встречи стоит записать имя, фамилию, компанию и краткую суть обсуждаемых тем. Это поможет вам быстро вспомнить основные детали в будущем.

Нужно помнить, что он/она любит, о чем вы последний раз разговаривали и как у него/неё дела в бизнесе. Эту информацию следует обновлять на следующей встрече, и человеку будет приятно, что вы помните о нем. Это поможет укрепить ваши отношения, что, в общем-то, и является одной из главных целей эффективного нетворкинга!

Заключение

Нетворкинг — мощный инструмент для развития бизнеса и карьеры. Постоянное совершенствование умения устанавливать и поддерживать связи с единомышленниками поможет вам не только достичь новых высот в вашей сфере деятельности, но и, скорее всего, найти новых интересных друзей.

Определите свои цели, выберите подходящие платформы, укрепляйте свой личный бренд и активно участвуйте в профессиональных мероприятиях. Создавайте обстоятельства, чтобы ваше окружение хотело купить ваши компетенции и ищите точки соприкосновения: членство в клубе, учеба, хобби или ваш любимый ресторан.

Будьте искренне заинтересованы в своем нетворке. Ведь люди — самый ценный ресурс.

В Телеграм-канале больше про сообщества и нетворкинг:

33
Начать дискуссию