Иммерсивный спектакль для HR: кейс применения в бизнесе

Что такое иммерсив, зачем это бизнесу, как искусство помогает бизнесу в работе с сотрудниками — на примере конкретного кейса для HR. И что такое «Бизнес-перформанс».

Иммерсивный спектакль для HR: кейс применения в бизнесе

В крупных городах все чаще стали встречаться иммерсивные активности. "Immersive" с английского - погружение. Чаще используется в искусстве. Иммерсивные постановки, иммерсивный балет и тп. Идея в том, чтобы дать возможность зрителям быть внутри представления. Перемещаться по сцене, которая может представлять собой целый особняк или лофт, где происходит действие. Ключевое - создать опыт или как сейчас модно говорить "экспириенс" для человека. Хорошо срежиссированный опыт ведет к важному переживанию или даже трансформации человека.

В основу сценария для иммерсивного спектакля может войти не только классическое произведение, но и, допустим, миссия и корпоративные ценности компании. И сравнительно недавно мы пошли на эксперимент с одним HR сообществом. Взяли Торговый центр в Москве, где есть театральная площадка. Пригласили 40 человек с HR бэкграундом и сделали 3-часовое событие, которое погрузило участников в размышления о своей работе, опыте.

Мы – это VOZDUKH Center. У нас труппа физического театра, режиссеры, перформеры. А также бизнес-тренеры и продюсеры. За 4 года мы реализовали открытые иммерсивные перформансы в 13 странах.

Иммерсивный спектакль для HR: кейс применения в бизнесе

HR Сообщество – HR DOME. Почти 8000 профессионалов из разных сфер, которые обмениваются инсайтами и идеями, новыми подходами и вопросами возникающими в Hr сфере.

Совместно мы создали бизнес-перформанс «ЖИЗНЬ-РАБОТА. РАБОТА-ЖИЗНЬ», который рассказал о работе и жизни HR-ов. Торговые залы стали ожившей площадкой для перформеров. Так среди покупателей и продавцов появлялись перформеры, которые проигрывали истории, рассказанные зрителям проводником через наушники. Истории, как и сами люди, были разными: у кого-то это гонка выполнения плана компании, у кого-то сольный грустный танец HR-одиночки, у кого-то слаженный командный танец, где царит полное взаимопонимание.

На самой сцене перформеры проигрывали истории, которые импровизационно были заданы зрителями. Русское танго с пробиванием головой стен, восточные танцы, цыганочка с выходом, причиняющий боль балет – так видели свою работу HR-ы и просили перформеров проиграть и протанцевать эти сюжеты.

На перформансе в зрительном зале было 40 представителей HR разных компаний: Tinkoff, Связного, Burger King, DeliveringHappiness, Hoff, Odgers Berndtson, группа ПИК. Перформанс был организован в партнерстве с HRиDome и ТЦ Мозаикой.

Анастасия Хрисанфова, руководитель HR Dome

С ребятами из «Воздух Центра» я познакомилась, когда изучала вопрос: как иммерсивные технологии могут использоваться в бизнесе. О том, что их применяют в личностном развитии и в творческой сфере я знала, но вот бизнес-сфера у меня вызывала сомнения и интерес одновременно.

Поскольку сейчас грани стираются, мы все меньше разделяем себя на то, какие мы на работе, и какие мы вне работы, поэтому опыт личностного развития все больше применяется для достижения рабочих задач. Я стала копать, как это все можно соединить.

С ребятами из «Воздуха» все сразу получилось и срослось. Никаких задач перед ними я не ставила, никаких брифов по взаимодействию с HR-аудиторией не писала. Единственное – попросила, чтобы все это прошло максимально безопасно. Потому что, когда мы сталкиваемся с чем-то новым и трансформирующим, важно чтобы это людей не напугало – не подтолкнуло их к тому, чтобы закрыться вместо того, чтобы они открылись.

Променад первой половины участников по Торговому центру
Променад первой половины участников по Торговому центру
Перформеры, отражающие разные ритмы работы HR в компаниях
Перформеры, отражающие разные ритмы работы HR в компаниях

Я сейчас как раз работаю над темой: «Зачем ты проживаешь этот путь», «Зачем приходишь в профессию, и как она трансформируются под влиянием разных внешних факторов», «Как, и куда двигаться дальше». Ребята из «Воздуха» рассказали про различные кейсы – как перформансы можно применить внутри компании, про смыслы и ценности – про то, как это позволяет мероприятиям придать эмоциональную окраску. Мы часто концентрируемся на содержании. Хотим поделиться информацией, знаниями, технологиями, навыками, при этом забывая, что эмоциональные отношение и проживание придает всему сильный мотивирующий эффект. Мы становимся погруженными в процесс, только когда видим важные вещи для нас. Бизнес-перформанс – это очень классный формат!

Я в восхищении от ребят и от всей команды, которые показывают такой глубокий уровень погружения в аудиторию. Даже спрашивала ребят: «Как они потом из этого выходят»?

Во время перформанса я смотрела на людей, которые рассказывали свои истории, и было видно, что в этот момент у них происходит буря эмоций и переживаний. То есть это удивительная вещь: сначала ты слышишь историю из зала, потом видишь, как она воплощается на сцене и проживаешь ее эмоционально.

Среди рассказанных историй мне тоже оказалась близка история молодого человека, который рассказал о перепутье, и, конечно, мне тоже была близка история вершителя судеб, поскольку находясь на руководящей позиции, обладаешь большим количеством инструментов влияния на людей.

Интересно, что среди специалистов HR, которые были на перформансе, родился такой внутренний сленг – например, «цыганочка с выходом». То есть появилась образность для описания тех или иных процессов.

Что касается структуры, то первый блок перед перформансом, когда мы ходили по торговому центру, вызывал у меня опасения. Но на самом деле это было глубокое погружение. Проводник вел нас по торговым залам, и мы через наушники слушали его рассказ и реагировали на его вопросы и предложения. Сам перформанс произвел сильное впечатление. Многие мои коллеги потом говорили о том, что хотели бы заново рассказать и прожить свою историю.

Анна Варич
Анна Варич

Вообще сейчас мы поворачиваемся к тому, что можно взять из искусства в бизнес. Это такой нарастающий тренд.

Ольга Саначина, режиссер Бизнес-перформанса

Сейчас такое большое количество информации и разных способов влияния. Вот только ты можешь знать все правила духовных искателей или бизнес-гуру, но их опыт может не работать с тобой, поскольку он остается на уровне мыслительного восприятия без соединения с эмоциональными переживаниями.

Есть много профессионалов и гуру, которые не могут научить, потому что они жили в совершенно других обстоятельствах, времени и условиях. Их опыт может быть просто не применим к вашему контексту. Важно, чтобы человек подключил именно свой собственный ресурс - опыт, возможности, рефлексию, переживания, - и в конце концов, пришел к своим личным выводам, которые дают ему стимул для изменений.

Ольга Саначина ведет перформанс Анна Варич
Ольга Саначина ведет перформанс Анна Варич

Под разные виды задачи у нас могут быть разные перфомансы с разной степенью вовлеченности и интенсивностью. Если мы говорим про перфоманс для HR-специалистов «ЖИЗНЬ-РАБОТА. РАБОТА-ЖИЗНЬ», то в первой части перфоманса участникам предлагалось не только стать зрителем, но и самим совершить путешествие по пространству. С каждым зрителем шел диалог, погружающий в воспоминания и наталкивающий на решение разных вопросов.

Например, мне потом участники рассказывали, что для них это было мощно оказаться на балконе, оглянуться на свою жизнь и проанализировать свой опыт.

Участники смотрят на лифты ТЦ, в которых "живут" перформеры Анна Варич
Участники смотрят на лифты ТЦ, в которых "живут" перформеры Анна Варич
Перформеры в лифтах ТЦ Анна Варич
Перформеры в лифтах ТЦ Анна Варич

Участники через наушники слушали текст, который сразу увлекал человека - так проводник предлагал выбрать спортивную дорожку и подумать на кого он похож в своем карьерном беге. Опыт наблюдения мы сразу предлагали перевести на уровень действия.

Иммерсивный спектакль для HR: кейс применения в бизнесе

Во второй части (самом перформансе) мы помогали человеку вовлекаться в процесс через рассказ своей истории, чтобы потом перформеры ее протанцевали. Когда человек рассказывает свою историю, у него потом происходит сильная идентификация с перформером на сцене, который проживает и протанцовывает его рассказ.

Мы создаем человеку опыт, при котором он начинает по-другому смотреть на собственную работу. На уровне режиссерской концепции мы ищем: как эту задачу раскрыть, как привести к ситуации, в которой что-то произойдет.

Егор Уткин, сооснователь «Воздух Центра»

Мир меняется. Сейчас есть ориентированность на роли: сотрудники и клиенты, а нужно ориентироваться на человека. Почему люди жаждут искусства, потому что искусство про Человека.

Когда ты идешь на выставку или театр, ты идешь как человек, а не рабочая единица.

Искусство - это тот инструмент, который позволяет бизнесу работать с новыми поколениями и с новыми запросами.

Запросы на наши бизнес-перформансы в основном поступают от таких проактивных продвинутых компаний, которые готовы к необычным решениям своих задач.

Мы, например, сейчас плотно работаем над темой клиентоориентированности. Когда мы не просто делаем какую-то акцию, а делаем фокус на мысли и эмоции сотрудника относительно этой темы. То есть делаем срежиссированное погружение в нужную ситуацию.

Мы работали с разными партнерами, с Леруа Мерлен, Сбербанк Страхованием, Фондом Русской экономики, Департаментом культуры города Москвы, а также разными музеями и организациями.

Кроме того, мы не делаем чисто заказы для бизнеса. Любой наш бизнес-перформанс идет в коллаборации с компанией. Мы и наши перформеры выходим на стажировку в компанию для того, чтобы прочувствовать роль человека изнутри.

Если говорить про качественные и количественные показатели, то все зависит от бизнес-перформанса. Например, после одного перформанса NPS инициативы достигла 83%. А в другом - показатель лояльности клиентов увеличился в полтора раза и продолжает держаться.

Форматы погружения могут быть самыми разными. Это может быть просто перформанс, воркшоп, программа от 1 до 3 дней или модуль, который работает месяцами.

Иммерсивность вызывает повышенный интерес, потому что самым важным сейчас считается человек – он становится открытым к экспериментам и партнерствам.

Для того, чтобы у человека случилось целостное подключение и погружение, важно создать для него такие условия и контекст по той или иной теме, чтобы он воспринимал этот опыт на разных уровнях: интеллектуальном, чувственном и физическом. Через Бизнес-перформанс мы создаем этот опыт.

Иммерсивный спектакль для HR: кейс применения в бизнесе
11
Начать дискуссию