Почему компании инвестируют в личный бренд сотрудников? Новый тренд в управлении карьерой и продвижении бизнеса
В последние несколько лет я неоднократно выступала в разных компаниях перед сотрудниками компаний, рассказывая им о том, как формировать и развивать свой личный бренд. Интерес заказчиков к тому, чтобы их сотрудники развивали свой личный бренд становится все интенсивнее. И это не случайно. Еще в начале 2000-х Даниэль Пинк в своей книге «Нация свободных агентов» предсказал тот мир, в котором мы сейчас живем – где каждый из нас становится «продавцом себя» и несет ответственность за карьеру и презентации себя внешнему миру. А современный тренд на то, чтобы сотрудники становились амбассадорами компании, усиливает данную тенденцию.
Почему компании заговорили о личном бренде?
Компании стали все больше придерживаться практики «ответственность за карьеру – дело самих сотрудников». Это не означает, что компании перестали прорабатывать карьерные треки и делать профнавигацию. Но они стали наделять сотрудников еще большими полномочиями для продвижения и, заодно, учить этому. Это один из запросов, с которыми ко мне обращались: научить сотрудников быть «видимыми», продвигать себя и свои достижения внутри компании и через формирование личного бренда упрощать реализацию проектов и улучшать свой карьерный трек. По сути этот подход стал одним из элементов карьерной стратегии для компаний. В этом плане личный бренд – дин из самых эффективных инструментов для «упаковки» и продвижения личности и компетенций человека. При этом не важно какая аудитория – внутри компании или за ее пределами – будет для человека важна.
Не менее важен (особенно для компаний) такой аспект, как возможность использовать репутацию, личную сеть компаний и влияние сотрудников на свою аудиторию для продвижения товаров и услуг. Social Selling как тренд набирает обороты и компании активно включаются в него, создавая из сотрудников своих амбассадоров.
В последние годы в мире бизнеса появился еще один интересный тренд – маркетплейс компетенций. Компании перестали платить только за время, в первую очередь они стали уделять внимание компетенциям сотрудников и их приобретению. Появились даже специальные маркетплейсы талантов. Впервые я услышала про такой проект компании Unilever на конференции в Стамбуле в 2019 году, а буквально год спустя Газпромнефть запустила платформу «Профессионалы 4.0». Такой подход предполагает возможность формирования пула компетенций, необходимых компании, на основе не внутреннего и внешнего рынка труда. Для сотрудников это открывает новые перспективы развития карьеры, в том числе проектной или горизонтальной.
Карьерное развитие: фокус на развитие навыка «трудоустраиваемости»
Еще одним важным сдвигом рынка, который породил активный интерес компаний к теме личного бренда сотрудников, стало изменение парадигмы управления карьерой. Об этом отлично написали в статье в российском издании Forbes «Забудьте слово «карьера»».
Авторы подчеркнули сокращение жизненного цикла компаний и поняли, что нужно делегировать ответственность за карьеру сотрудникам. При этом опираться они должны в первую очередь не только на формальное обучение и набор различных навыков, но, в первую очередь, на свои социальные связи и опыт.
И в этом плане они подчеркивают важность развития такого карьерного показателя как «трудоустраиваемость» (employability). В этом парадигме именно независимость от работодателя будет критерием успеха карьеры (согласно теории «безграничных карьер» Майкла Артура, на которую есть ссылка в упомянутой статье). Смысл этого в том, что когда ваша репутация и имя внутри компании и за ее пределами говорит само за себя, когда вы являетесь носителем своего персонального бренда, то именно это будет обеспечивать достижение профессиональных и карьерных целей сотрудника.
Развитие проектного подхода в организациях способствует развитию так называемой «портфельной карьеры», через которую как раз можно набрать навыки, получить дополнительную экспертизу и, главное, увеличить свой социальный и карьерный капитал. Коллеги из Сколково активно пропагандируют изменения систем обучения, которая бы позволяла сотрудникам использовать такие возможности, а заодно и формировать свой личный бренд.
Подобные навыки могут быть применены и для того, чтобы человек мог развивать одновременно несколько карьер. К примеру, быть финансовым менеджером и одновременно иметь небольшой бизнес по производству изделий из дерева. Или же совмещать работу в продажах с деятельностью по созданию сайтов под заказ компаний. Это тренд тоже имеет место как и совмещение двух карьер – найм и работа на себя.
«Социальные продажи»: как сотрудники «продвигают» свою компанию
Еще одним важным по значимости фактором, который приводит компании к активному обучению сотрудников работе с личным брендом является активный тренд «social selling». Так называемые «социальные продажи» - это явление, когда доверие к мнению рядового сотрудника зачастую выше, чем к официальному лицу компании. Учитывая большой тренд на «новую искренность» и снижение общего уровня доверия к традиционным институтам вовлечение сотрудников в поддержку бизнеса становится отличным инструментов. При этом вовлечение может быть как в продвижение продуктов или услуг компании (как делают «Крок» или «Билайн Казахстан»), так и в активное продвижение бренда работодателя. Чтобы это работало в полной мере важно делать сотрудников амбассадорами своего бизнеса. Это специальная технология, которая включает разные аспекты – от отбора и подготовки до поддержки и обучения. И одним из важных модулей здесь является технология работы с личным брендом. В рамках нашего курса «Сотрудники как амбассадоры», мы всегда проводим занятие по теме «Личный бренд амбассадора».
Тема амбассадорства, на мой взгляд, продолжит набирать популярность и все больше компаний будут активно ее использовать. Уже десятки ведущих компаний опробовали ее и продолжают использовать в своей работе, получая отличные результаты.
Как развивать личный бренд сотрудников?
Если представленные аргументы для вас звучат довольно убедительно, то вам стоит подумать над своими приоритетами и стратегией. Исходя из этого вы поймете для каких категорий сотрудников вам в первую очередь нужно внедрять подобный подход.
Затем вы можете использовать разные форматы: от краткосрочных лекций или больших курсов (к примеру, в «Лектории» манежа» у нас был большой курс из 10 занятий с практикой) от марафонов до мастер-майндов. И одновременно с этим вы будете понимать, как это интегрировать с вашими стратегиями по карьерному развитию сотрудников или продвижению компании на внешнем рынке.
Чем раньше вы поймете возможности этого подхода и сможете использовать этот тренд в рамках своей HR-стратегии, тем больший выигрыш вы сможете получить в будущем.
Ну а если вы работаете в найме, то вам тоже стоит обратить внимание на эту развитие своего личного бренда. Возможно это будет еще один из ключей к успеху в вашей карьере.