Основы менеджмента для сына, часть шестая: этика и этикет

Последняя статья в серии, чем дальше пишу, тем более спорной становится тематика, никто не был против бюджетов и планов, но пароли в облаке вызвали праведный гнев. В этой статье тоже всё неоднозначно.

Напоминаю, господа и дамы, это мой опыт, мои принципы, я не против, если у вас будут иные.

Предыдущие части:

Кроме того, что у нас есть навыки и умения, существуют определённые нормы поведения, соблюдения которых в той или иной степени ждут от нас окружающие. Вопрос спорный: кто-то считает, что прийти на встречу в ресторан, уткнуться в телефон с Instagram и рассеянно отвечать невпопад, — нормально, кто-то — нет.

Тем не менее эти нормы влияют на всё, что мы делаем. Принципы нужны прежде всего для личного пользования, часто видишь, что человек на работе надевает маску вежливого добрячка, а внутри у него кипит и копится зло. Так долго продержаться нельзя, либо в дурку, либо демон вырвется и будет адский скандал. Всё делаем для себя, показуха нам ни к чему, держать внутри — тоже лишнее.

Содержание:

Кто виноват

Менеджер — человек, который управляет процессами, он за всё отвечает, всё контролирует и получает за это немало. Виноваты всегда вы. Не надо этого бояться, это нужно спокойно принимать. Не заказчик — козёл, а вы зря взяли этого заказчика, не процент по кредиту высокий, а вы плохо планировали, не контрагент кинул, а вы не умеете с ними контактировать.

Деструктив — я делал всё правильно, не виноват, все подлецы, меня подставили. В этом случае нет возможностей для роста. Ну как же, с вами всё хорошо, вы молодец, ничего менять не надо, вокруг одни гады.

Конструктив — я был не прав и допустил оплошность, невнимательность, у меня не было необходимых знаний. Отличная возможность проанализировать ситуацию, сделать выводы и научиться новому. Вы стали сильнее, опытнее и повысили навыки.

Виноваты всегда вы.

Кто эти люди вокруг

Как же долго до меня доходила истина, что люди вокруг меня — такие же. То есть я не волшебное существо с необыкновенными способностями, которому уготована исключительная судьба, а обычный человек, такой же, как все. Даже помню, сколько мне было лет, когда пришло осознание, — 34 года. Надо сказать, по наблюдениям, это не самый плохой вариант, бывает и запущеннее.

Отсюда следствия: пытаемся надурить окружающих, думая что не заметно. Выглядит это вот так:

Основы менеджмента для сына, часть шестая: этика и этикет

Люди вокруг часто умнее и опытнее нас, не надо выставлять себя идиотом. Потом будет неловко.

Обязательность

Точность — вежливость королей. Будьте точны и обязательны. Сказал — сделал, пообещал прийти в 20:03, пришёл в 20:03. Это вызывает уважение и доверие окружающих: на вас можно положиться, с вами можно и нужно вести дела, ваше слово значимо, а не «ветер шумит в камышах».

Отсюда важное следствие — обещайте поменьше, а то всё придётся выполнять и можно утомиться. Научитесь говорить «нет», «я подумаю», «не знаю, как сложится», «сообщу дополнительно».

Поменьше обещаний, побольше дел.

Про опоздания: видите, что опаздываете — не пытайтесь бежать быстрее, всё равно не получится, позвоните за 30 минут до встречи: «Я задерживаюсь, буду на 15 минут позже». Все счастливы.

Изменились обстоятельства, и вы не хотите делать работу за которую взялись, набираем номер: «Здравствуйте, я обещал вам сделать сайт, который принесёт $1 млн. Нет, я не буду его делать, у меня есть дела поинтереснее, ставлю вас в известность, да, понимаю вашу печаль». И всё.

Вы не улитка в ракушке с отключённым телефоном, вы смелый и решительный менеджер.

Вежливость и грамотность

Старайтесь писать грамотно: точку в конце предложения ставить, с прописной буквы его начинать, где-то в словарик глянуть. Это производит приятное впечатление на окружающих. Не могу сказать, что я в этом хорош, но надо стараться не скатываться.

Вежливость — из этой же серии. Общению на работе не нужны эмоции, мы делаем интересные вещи и деньги зарабатываем, а не показываем статусность или изливаем чувства.

Плохо себя человек ведёт, сказали: «Спасибо, пока!» Больше никогда его не увидим, пусть выпендривается без нас. Не надо его «лечить» и ставить на место. Или доказывать свою правоту: слишком много усилий, а результата ноль.

Честность и порядочность

Наверное, слышали поговорку — честным быть выгодно. Это отчасти так, хотя и жутко цинично звучит. Честным быть очень приятно и комфортно, ваша жизнь обретает больше смысла.

Примерно до 18 лет я всегда врал. Всегда. Ну вот вообще всегда. Не знаю почему, но я не мог говорить правду, даже во вред себе врал или когда это не нужно. Завравшись до крайней степени, решил как-то это менять, заняло лет десять. К 27 годам я врать перестал.

Выяснилось, что не существует работ и ситуаций, когда нельзя сказать правду. Или когда правда вредит, а ложь помогает. Проверял по-всякому, всегда можно говорить правду, и ничего ужасного не происходит.

Многие люди мне доказывали, что на их работе врать обязательно, например, один риэлтор, но я знаю риэлтора, которая не врёт, и всё нормально. Да, есть ситуации, когда контрагенту лишняя информация ни к чему, но чтобы врать? Не вижу смысла.

Пиратское ПО

Не хочу адских споров, поэтому кратко:

  1. Там могут быть вирусы и боты.
  2. Люди работали, старались, а мы им не даём деньги. Неуважение.
  3. Смотри абзац про порядочность.

Вывод: ПО пусть лучше будет непиратское, тем более сейчас бесплатного и недорогого полно.

Связь в неурочное время

Эту тему поднимали в комментариях несколько раз: если не выключать телефон и мессенджеры, все же будут звонить и писать! Не дадут спать, не дадут отдыхать, будут надоедать!

Контакты с людьми прекрасно регулируются с помощью коммуникаций и выстраивания отношений. Вы менеджер и должны уметь это делать, кстати, просто отличная практика. Доведите до окружающих, где начинаются ваши личные границы. Донесите чётко и ясно:

  • «Не надо мне звонить после 19:00, я отдыхаю».
  • «В выходные я не работаю».
  • «В 7:00 я точно не отвечу нигде».
  • «Прежде чем звонить, напишите в мессенджер».

Если человек вас не уважает и не хочет с вами считаться, не надо с ним общаться. Он всего лишь работник или заказчик, он не стоит того, чтобы вы всю жизнь страдали.

У меня всегда всё включено, и никто никогда не звонит в неурочное время. Если кажется, что для этого мне пришлось послать в пешее эротическое 90% контактов — нет, за всю жизнь встретилось два-три человека, которые после многократных объяснений продолжали бестактно нарушать мои границы (кстати, они и в других вопросах косячили), все остальные понимают после первой просьбы. Ну и зачем мне этой чайной ложкой дёгтя портить бочку мёда?

Практические задания

  1. Провести аудит программного обеспечения, составить список пиратского ПО под замену на лицензию или бесплатные аналоги.
  2. Попробовать не врать и посмотреть, как оно.
  3. Попробовать не опаздывать, а если опаздываешь — предупреждать заранее.
  4. Попробовать выставить личные границы в отношении неурочных звонков.
  5. Выбрать пять ситуаций, когда были виноваты не вы, и объяснить, почему всё же виноваты вы. Как можно было бы действовать, чтобы этого избежать?

На этом почти заканчиваю. Большое спасибо всем комментаторам и неравнодушным, думал, что уйдёт две-три недели, но захватил процесс и просто запоем писал. Было интересно и писать, и читать отзывы, когда есть диалог и обратная связь — значительно легче.

Для тех, кому понравилось, — будет ещё статья-бонус, она условно относится к менеджменту, но по ходу дела накопилось несколько тем, которые приткнуть, вроде, некуда, а сказать о них что-то надо.

До встречи в бонусе.

4545
20 комментариев

Спасибо за ваши статьи, хоть что-то, действительно, интересное в последнее время на vc.ru

19

"Виноваты всегда вы" - после осознания этой истины жизнь переворачивается на 180 градусов. Правда, я бы формулировал по-другому: За всё всегда ответственность несёшь только ты.

7

Эту тему поднимали в комментариях несколько раз: если не выключать телефон и мессенджеры, все же будут звонить и писать! Не дадут спать, не дадут отдыхать, будут надоедать!Я очень просто отношусь к звонкам в любое время. Потому, что в 99% звонит человек который хочет отдать мне свои деньги. И глупо не взять их.
1% - на днях в 5:30 утра звонила женщина в слезах, пропал муж. Его друг загнал фуру к нам на ремонт а муж поехал с ним встретиться у нас на базе и не выходит на связь.

5

Форс-мажор — ещё один повод не отключать телефон на ночь.

2

Тут вопрос приоритетов.  Автор в предыдущих статьях ясно дал понять, что тонны бабла в три горла его не очень манят :)

1

муж то нашелся ?

Бонус ждем, статьи все супер!!

2