Четыре страха, которые мешают стартаперам запустить продукт
Меня зовут Стас. Я ежемесячно слышу и тестирую несколько чужих идей технологичных стартапов, потому что являюсь сооснователем ИТ-студии Alef Development: руковожу командой, которая разрабатывает сайты и мобильные приложения.
За 15 лет работы я выяснил, какие распространённые страхи заказчиков только впустую задерживают запуск продукта.
«Они украдут мою идею»
Под «ними» чаще всего подразумеваются коварные программисты, которые отбирают у стартаперов и самостоятельно реализуют самые стоящие идеи. Я могу успокоить вас и с уверенностью сказать, что красть ваши, может быть даже в будущем и прибыльные, проекты этим людям совсем неинтересно.
Представьте, что ваша идея — это лотерейный билет, который закопан на глубине 100 метров. Непонятно, хватит ли сил его откопать и вообще — выигрышный он или нет. Риск провозиться несколько месяцев, а то и лет впустую — очень высокий.
Соответственно, желающих присоединиться к раскопкам будет совсем немного. Украсть у вас право выкопать этот колодец никто не стремится. Что касается программистов, то в рамках этой аналогии они продают людям лопаты, другими словами, своё время и навыки. Если они и решат копать сами, то скорее, свою идею, а не чужую.
Более опытные бизнесмены, запускающие уже не первый проект, обычно относятся к своим идеям диаметрально противоположно: стараются обсудить их с максимальным количеством людей, послушать чужие предложения, сомнения и рассуждения.
«Когда мы запустимся, нас всё-таки скопируют»
Продолжим аналогию. Когда вы выпустили свой продукт в свет, то прокопали не все 100 метров до лотерейного билета, а только 50. Вам предстоит пройти ещё как минимум столько же, чтобы привлечь аудиторию и начать монетизацию.
Многие стартапы сами создают рынок и задают на нём правила. До Facebook, например, рынка социальных сетей толком не было. Я вообще уверен, что конкурентов не нужно бояться, надо мечтать, чтобы они появились.
Будьте готовы к тому, что зафиксировать за собой какой-то рынок в ИТ целиком нельзя. Здесь любая проверенная, приносящая прибыль идея при желании легко копируется.
Например, чтобы сделать новый Instagram, навскидку надо потратить 3 млн рублей и 3 месяца работы программиста. Другое дело — аудитория.
У очередного агрегатора такси почти нет шансов переманить лояльных пользователей Uber и Gett, если они не предложат что-то новое: либо дополнительное удобство, либо выгоду.
В истории есть множество примеров компаний, для которых конкуренция стала главным драйвером роста. Например, Tesla разрешила всем желающим пользоваться их патентами. Да, они сами растят своих конкурентов, чтобы развить и увеличить рынок, повысить популярность электромобилей, количество станций-зарядок, темпы появления технологий.
Не стоит считать конкуренцию однозначным злом. Не бойтесь её, будьте готовы развиваться и участвовать в соревновании — тогда конкурентная борьба и подражатели принесут вам пользу.
«Первая версия ещё не готова для запуска»
Вот типичная ситуация в стартаперских буднях. Программисты по техническому заданию разработали ваш продукт, вы изучили его и решили внести несколько небольших правок. Потом ещё немного. И пока вы занимаетесь этими, необходимыми, по вашему мнению, доработками, конкуренты уже собирают реальную статистику и делают свой продукт лучше по запросам пользователей. Почему так происходит?
Молодые стартаперы думают, что смогут на основании своих вкусов предсказать вкусы аудитории. Это совсем не так: то, что кажется вам очевидным, может оказаться совсем непонятным для людей, которые впервые открывают ваш проект.
А мелкая и неважная, на ваш взгляд, функция может быть для пользователей главной причиной оставаться с вами. Кроме того, начинающие бизнесмены часто считают, что стоит приложению оказаться в App Store, его сразу загрузят десятки миллионов человек, которые будут страдать от того, что у кнопок недостаточно закругленные углы.
Чтобы не попасть в такую ловушку, нужно уметь расставлять приоритеты, отличать важное от неважного и понимать, что ваш проект никогда не будет закончен и идеален.
«А если стартап не принесёт денег?»
Этот страх не беспочвенный, но от этого не менее вредный. Вам нужно перевести его из категории «страхи» в категорию «осознанные риски». У вас должно быть чёткое понимание, что вы с большой вероятностью можете не заработать.
Разберите страхи, которые у вас есть на момент запуска проекта. Вероятно, они статистически незначимы, получается, их можно выкинуть из головы и не тратить время на сомнения. Если же ситуации, которых вы опасаетесь, имеют место в индустрии, то к ним нужно подготовиться заранее.
Пятый страх стартапера- всю жизнь читать про страхи стартаперов
Дмитрий, вы подали крутую идею! Если у кого-то есть на примете страхи, которые я не упомянул, пишите.
Много вреда наносится избыточным чтением статей "как это сделать". В вопросе есть ответ - делать. Чем быстрее будет фидбек от клиентов, тем лучше.
Верно, по аналогии "Конкурент книготорговца не другой книготорговец, а пивовар".
"Это как прийти к строителям и спросить, сколько стоит возведение дома, но отказаться сообщить количество этажей и метраж комнат" - шикарная аналогия надуманных страхов клиента)
Все дело в глубине колодца и призе внизу. И в числе землекопов у конкурента.
Если колодец неглубок - почему бы не копать параллельно?
Если у меня мейлру студия (первому игроку приготовиться) и все на зарплате, то пусть копают, авось выкопают.
И третье - китайцы, тупо все копипастят... Лопат миллиард...
Ох. Как у психотерапевта побывал 😃
Первые 15 минут после прочтения считал, что избавился от вышеупомянутых вами страхов...
Ан нет))
У меня возник вопрос - оценка навскидку за Инстаграм 3 млн и 3 месяца работы программиста - означает, что есть в природе программист, который за 3 месяца сделает клон Инстаграма, но потребует зп в миллион рублей в месяц? :)
Это всё условно. Конечно в природе может попасться такой специалист. Но здесь суть немного другая, то что подобный сервис в наших реалиях можно сделать за 3 миллиона рублей, естественно это была бы команда разработчиков.
Сервис, выдерживающий нагрузку Инстаграмма не сделать и за 30 млн. $
Вы считаете, что когда был создан Инстаграм он мог выдерживать сегодняшнюю нагрузку, или Твиттер допустим?
MVP первоначального Инстаграма можно на фреймворке собрать за пару сотен баксов. Если без рекламных систем, аналитики и т.п., просто пользовательские фичи, фотки, комменты, лайки.
Остальное маркетинг. Взлетает, ну уже будем создавать инфраструктуру и все переписывать, ну и расходы будут постепенные.