Какой рынок выбрать для удалённой работы (опыт сотрудничества, кратко)

Добро пожаловать на отечественный рынок!
Добро пожаловать на отечественный рынок!

В данной статье я опишу опыт работы с клиентами из разных стран — краткий отзыв о сотрудничестве с разными аудиториями.

Дисклеймер: Вся информация, что будет ниже, сформирована мной за длительное время работы и все предположения, утверждения будут субъективными. Я не пытаюсь оскорбить кого-то или сделать что-то в этом роде.

Азия

Клиенты на данном рынке строят более доверительные отношения, нежели формальные. Это дружеские, позитивные и очень трудолюбивые люди.

Из подводных камней можно выделить только “коллективный разум”. Все решения принимаются исключительно групповым мышлением. Я не могу сказать что это плохо (иногда это наоборот — достаточно классно), но из-за подобных ситуаций работа может сильно затянуться.

Ближнее зарубежье

Всё просто: “Денег нет, но Вы держитесь”.На самом деле всё достаточно интересно — клиенты понимают, что заказывают, и обсуждение задания не вызывает особых проблем. Проблемы появляются в финансовом плане.

Нужно быть готовым объяснить клиенту (детально), за что он платит, сколько это стоит и почему оплата именно такая. Фактически, последующие вопросы могут возникнуть только со сроками оплаты.

Америка

“Вы хотите 100$/час? А почему так мало?”

Исполнителей из наших стран привыкли считать более профессиональными и достаточно недорогими. Обычно, даже если стоимость совпадает со среднерыночной, то “там” считают, что Вы стоите большего. Я не знаю, почему сложилось именно такое виденье “наших” специалистов, но это не может быть плохо ☺.

Также довольно часто клиент готов платить за Ваше обучение, если того требует проект (в случае долгосрочного сотрудничества).

Отсюда и минусы — ожидания всегда завышенные, ибо Вы не можете сделать плохо, а если всё-таки сделали, то это либо “случайная ошибка”, либо “роковой провал”.

Европа

Педантичное отношение, точные решения и любая стоимость за соответственное качество после вопроса “а зачем?”.

Самое главное — не выдумывать причины для своих промахов. Если Вы понимаете, что что-то не так, то лучше так и сказать (важное не забыть, что нужно исправить).

Локальный рынок

Вы обсудили все детали и подводные камни, заключили договор, поклялись на крови, пригласили священника для того, чтобы он был свидетелем сделки? Это всё не работает! Почти всем всё равно о чём Вы там договорились!

Дело в том, что локальный рынок ещё не готов к услугам в IT сфере. Люди просто не понимают что Вы им предлагаете и (тем более) не понимают сколько это может (должно) стоить. Нужно быть готовым, что спустя полгода с момента окончания работы над проектом у Вас могут затребовать полный возврат средств, в стиле лихих 90х.

Конечно есть и вполне адекватные и даже очень хорошие клиенты, но их соотношение приблизительно 1 к 15.

Если Вы хотите больше детального и конструктивного материала (не как сейчас ☺) — уведомите меня об этом и я сделаю отдельную статью.

44
2 комментария

Добротный обзорный пост для цикла более детальных основанных на данных и исследованиях лонгридов.

Очень интересно было бы копнуть ) Тема четко лежит в области межкультурной коммуникации. К автору предложение посоавторствовать )))

Ответить

Здравствуйте, будет отлично)

Ответить