Как студенту медику выбрать будущую специальность?

Выбор будущей специальности в медицине – это важный и ответственный этап в жизни каждого медицинского работника. От выбора специализации зависит не только профессиональное развитие, но и личное удовлетворение от работы. Однако процесс принятия такого решения может быть сложным и запутанным.

В этой статье мы рассмотрим типичные модели выбора будущей специальности, основанные на изучении опыта более 1000 студентов.

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ — "МЕЧТА"

Человек, уже с детства знает свою будущую профессию, обладает сильной мотивацией и страстью к ней. Предпочтения закрепляются во время обучения в институте и практически не изменяются.

Например, кто-то всегда хотел быть хирургом, или терапевтом, или доктором Айболитом. Эта мечта пришла у него из детства, возможно, со школы, и он всегда шел к своей мечте.

Такие люди чаще всего на первом, втором, и на последующих курсах не меняют свои предпочтения, ходят в профильные кружки, занимаются, чем им интересно, и в конечном итоге становятся тем специалистом, кем мечтали быть в детстве. Модель «мечта» очень хорошо работает, потому что идет изнутри, ваши внутренние чувства, представления, ваше видение себя и понимание того, где вам будет комфортно, идет через всю жизнь. Такие люди очень успешны в своей профессии, чувствуют в ней себя очень хорошо.

Что говорят такие люди:

  • «Я всегда хотел быть…»
  • «С детства я мечтал стать…»
  • «В школе я понял, что хочу быть…»

Плюсы модели «Мечта»

  • Высокая мотивация и страсть к своей будущей специальности помогают преодолевать трудности и работать усердно для достижения успеха.
  • Уже на первых курсах можно начать участвовать в профильных мероприятиях или даже получать дополнительное образование. Это может дать значительное преимущество и подготовку к выбранной профессии.
  • Выбор специальности, соответствующий интересам и ценностям. может способствовать более гармоничной карьере.

Минусы модели «Мечта»

  • Можно упустить возможность исследовать и определиться с другими интересными областями. Это может привести к упущению возможностей и потенциальному недовольству в будущем.
  • Представление о будущей специальности, основанное на мечте, может быть идеализированным и не отражать полной картины реальности.
  • В процессе развития могут появиться новые интересы и жесткое придерживание первоначальной цели может преградить путь к новым перспективам и успехам.

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ — "КОЛЛЕКТИВ"

Человек выбирает специальность, исходя из привлекательности коллектива или учреждения, его обстановки и энергии, а не на основе предметного интереса.

Когда вы в течение учебы попадаете в какой-то интересный коллектив – на кафедру, в больницу, в отделение, в научную лабораторию, и вам нравится та атмосфера, команда, та обстановка, которая там присутствует вы, по сути, идете не в специальность, чтобы заниматься лечением тех или иных заболеваний, или делать те или иные исследования, а идете в тот коллектив, где вы себя комфортно чувствуете.

Иногда это проявляется тем, что люди выбирают по учреждению. Например, мы знаем, что проходить ординатуру или стажировку, практику, в какой-то крупной больнице или в крупном федеральном центре лучше, может быть, чем в маленькой клинике, и идем туда. Мы выбираем по коллективу, по учреждению, а не по специальности, в которой хотим работать.

Что говорят такие люди:

  • «Мне понравилась кафедра…»
  • «В этом отделении классная атмосфера…»
  • «На этой базе с нами действительно занимались…»

Плюсы модели «Коллектив»

  • Дружный коллектив дарит комфорт, вдохновение и поддержку.
  • Окружение талантливыми и опытными профессионалами обеспечивает качественное и практическое образование.
  • Возможность общаться и сотрудничать с единомышленниками, получать помощь и руководство от более опытных коллег.

Минусы модели «Коллектив»

  • Привлекательность коллектива может маскировать отсутствие интереса к самой специальности.
  • Оценка коллектива может варьироваться в зависимости от личных предпочтений и ожиданий. Это может привести к разочарованию, если реальность не соответствует ожиданиям.
  • Если коллектив или учреждение меняется, это может повлиять на уровень комфорта и поддержки, что скажется на мотивации и успехе в выбранной специальности.

ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ — "ЛИЧНОСТЬ"

Выбор основывается на желании быть похожим на другого человека — ролевую модель. Личность, которая вдохновляет, может быть учителем, родственником или известным профессионалом в медицине.

У студента есть яркий пример, яркая модель. Это могут быть родители в медицинских семьях, которые тоже являются врачами, и дети продолжают династию, идут в медицину. Может быть, иногда они и сами этого не хотят. Бывает такое, что родители отправляют своих детей по накатанной дорожке. Дети хотят повторить карьерный путь родителей, и выбирают ту специальность, которая им знакома.

Для кого-то ярким примером являются какие-то профессора или интересные, незаурядные личности, которых они тоже могут встретить о время учебы, прочитать, познакомиться, или даже какая-то историческая личность – выдающийся хирург, выдающийся терапевт, такие, как Тареев, Вишневский, Склифосовский. Когда для человека есть пример для подражания, и он хочет быть таким же, он выбирает специальность, проецируя и представляя себя в роли той личности, которая ему нравится, импонирует.

Что говорят такие люди:

  • «Лекции профессора … были самые интересные»
  • «Мой папа — выдающийся хирург»
  • «Меня вдохновляли профессиональный путь и работа академика…»

Плюсы модели «Личность»

  • Успехи и достижения личности, которая становятся ролевой моделью, могут вдохновлять и мотивировать на конкретных примерах.
  • Человек, который уже достиг успеха, может поделиться своим опытом и знаниями. Это ценный источник информации для принятия более обоснованных карьерных решений.
  • Возможность пройти обучение или работать под руководством наставника. Это может предоставить уникальные учебные возможности и практический опыт.

Минусы модели «Личность»

  • Подражая другому, можно оказаться в ситуации, когда собственные интересы и потребности не полностью удовлетворены.
  • Нужно тщательно обдумать, насколько выбор основан на собственных интересах и ценностях, а не просто на желании быть похожим на другого.
  • Человек — ролевая модель — может обладать определенными личностными чертами, которые могут быть неподходящими или несовместимыми с вашими индивидуальными особенностями.

ЧЕТВЕРТАЯ МОДЕЛЬ — "СЛУЧАЙ"

Выбор происходит случайным образом, под влиянием обстоятельств. Человек может подавать документы в разные места и принимать решение интуитивно или в силу сложившихся ситуаций.

Четвертая модель, к сожалению, очень распространенная, это случай. Были бюджетные места, предложили в последнее время, больше никуда не поступил, есть целевое направление. Подал везде направление – где-то ответили в первую очередь, и решил не ждать, потому что волнуюсь, и пошел учиться туда. По сути, мы доверяем выбор своей будущей специальности, а специальность – это наша жизнь, с которой мы будем сталкиваться ежедневно, то, чем мы занимаемся, то, что приносит нам удовольствие, то, от чего мы кайфуем или устаем, то, чем мы зарабатываем – мы отдаем это на волю случая.

Удивительно, что большинство врачей, большинство студентов, делают выбор будущей специальности случайно, потому что у них нет понимания, чего они хотят к шестому курсу, и в состоянии неопределенности человек часто впадает в панику или в тревогу, поэтому любой выбор, любая определенность кажется ему лучше, чем какой-то поиск. При первой подвернувшейся возможности человек соглашается на нее, и соглашается строить свою карьеру в той специальности, о которой он, может быть, никогда и не думал. Особенно, если при этом нет ярких каких-то предпочтений или предрасположенностей к тому или иному роду медицинской деятельности.

Что говорят такие люди:

  • «Были места… »
  • «Подал на разные базы, здесь ответили быстрее всего…»
  • «Не хотел долго ждать… .»
  • «Позвали в последний момент…»

Плюсы модели «Случай»

  • Когда время для принятия решения ограничено, можно сделать быстрый выбор и продолжить свой образовательный путь.
  • Некоторые люди могут обнаружить в себе новые интересы и таланты. Это расширяет кругозор и дает возможности развиваться в неожиданных направлениях.
  • Случайный выбор может дать человеку гибкость и навык адаптироваться к новым ситуациям и вызовам.

Минусы модели «Случай»

  • Можно оказаться в ситуации, где специальность не соответствует вашим навыкам, увлечениям и потребностям.
  • Возможно, человек не будет чувствовать себя истинно счастливым и реализованным.
  • Потеря времени, энергии и ресурсов на обучение и развитие в области, которая может оказаться неподходящей.

ПЯТАЯ МОДЕЛЬ — "ПЛАНИРОВАНИЕ"

Выбор делается с учетом собственных предпочтений, сильных и слабых сторон. Человек активно общается с будущими коллегами, чтобы понять, подходит ли ему это место учебы и профессия.

Эта модель позволяет вам не просто отдаваться на волю судьбе или следовать за каким-то примером, или идти в тот коллектив, который вам нравится, а коллектив потом меняется, и оказывается, что специальность не такая интересная без ваших близких друзей и приятелей, с кем вам было так хорошо.

Она позволяет сделать осознанный выбор, лучше понять себя, лучше понять, что вы хотите, лучше понять, как вы хотите, чтобы выглядела ваша работа. Подготовиться к этому, возможно, попробовать несколько вариантов, и в конечном итоге прийти к тому, что будет наполнять вас радостью, удовольствием каждый день, потому что работа, наша профессия, это то, что мы несем с собой через всю жизнь.

Это часть нашей жизни, и от того, как вы сделаете выбор, будет многое зависеть: как вы себя чувствуете, какое у вас настроение, какие у вас выстраиваются отношения с вашей семьей, с близкими, как вы проводите свое время. отпуск, сколько вы зарабатываете. И только планируя, понимая, что ты хочешь получить, ты можешь прийти именно в то место, которое будет удовлетворять всем твоим желаниям и запросам.

Конечно, планы могут меняться, и ситуация может меняться. Любой план – это не жесткий документ, не какая-то догма, которой, написав один раз, мы должны следовать. Но этот принцип – делать выбор, анализировать, рефлексировать, собирать информацию – это, по сути, то, что вы и так умеете, чему вас учат шесть лет в медицинском институте: сбор анамнеза, постановка диагноза, и приятие решения, что делать дальше. в случае с вашей карьерой, с будущей специальностью, можно поступать и нужно поступать точно так же.

Что говорят такие люди:

  • «Я знаю, где мне будет лучше…»
  • «Посмотрел несколько вариантов и выбрал…»
  • «Получал баллы заранее, чтобы поступить…»
  • «Изучил отзывы на проекте «Ординатура.орг» и выбрал базу…»

Плюсы модели «Планирование»

  • Будущая специальность соответствует личным целям и ценностям.
  • Больше шансов на успешное обучение и хорошую карьеру. Можно выбрать место учебы, которое лучше соответствует потребностям и обеспечивает комфортное и эффективное обучение.
  • Планирование позволяет принимать необходимые меры заранее, включая возможность смены места жительства или подготовку для поступления. Это создает более благоприятные условия для достижения успеха

Минусы модели «Планирование»

  • Недостаток информации может привести к недостаточной осведомленности о возможностях и реальности выбранной области.
  • Обучение и реальный опыт могут отличаться от предварительных представлений, что может вызвать разочарование и неудовлетворение.
  • Слишком строгое придерживание плана может исключить другие потенциально интересные области, которые могут быть более подходящими для человека.

КАК ЖЕ определиться С выбором?

Какую специальность Вы бы ни выбрали, главный критерий — работа должна приносить удовольствие каждый день. Помните главное — работа для Вас, а не Вы для работы!

Читайте отзывы и общайтесь с будущим коллегами на сайте Ординатура. орг

Желаю Вам успехов в медицинской карьере!

33
Начать дискуссию