Условия труда как обязательный элемент стимулирования сотрудников

Существует множество способов стимулирования персонала. Написана куча книг, тысячи коучеров, которые никогда никем не управляли, учат других, как построить систему мотивации. Молодой специалист, осиливший пару журналов “Генеральный директор” мнит себя HR бизнес-партнером. Ну и так далее.

Но я редко где читал, слышал о необходимости создавать комфортные условия для работы сотрудников. Я побывал во многих офисах и смог вынести ряд ошибок, допускаемых работодателем при организаци труда сотрудников. Итак, поехали.

Стол

У одной компании в качестве рабочего стола предлагался стол, шириной 90 см. Под столешницей у стола был подвесной ящик. Сотрудники постоянно бились об этот шкаф ногой. Просьба к завхозу снять ящик наталкивалась на “Не положено”. Почему не положено и кем не положено, не объяснялось. В итоге сотрудники приносили из дома инструменты и снимали этот ящик самостоятельно. А все попытки завхоза поругаться проваливались, так как его никто не слушал и, мягко говоря, отправлял в сад дышать бабочками. Казалось бы, есть потребность, снять ящик - 5 минут. Но упрямство и отсутствие гибкости вызывало недоумение, переходящее в раздражение и злость.

Фото из сети, но именно такие столы были закуплены.
Фото из сети, но именно такие столы были закуплены.

Стул.

Стул важен как для осанки, так и для правильной посадки, которая влияет напрямую на здоровье человека. Я видел в одной организации стулья (фото ниже), закупленные в большом количестве, которые представляли самую дешевую поделку, которую только можно найти. У новых стульев шаталась спинка, нельзя было отрегулировать наклон, но это все меркло по сравнению с сиденьем, которое представляло собой металлическую пластину, покрытую сантиметровым поролоном, обтянутым тканью. По сути люди сидели на металле. Представляете, каково человеку, которые работает весь день в таких условиях? Просьбы купить нормальную мебель не увенчались успехом. В итоге сотрудники покупали подушки, которые подкладывали на сиденье, а некоторые покупали даже стулья. Зачастую стулья дарили на день рождение в коллективе.

Сидеть на таком стулье - мучение даже для полных людей. Ягодицы и ноги затекают через час.
Сидеть на таком стулье - мучение даже для полных людей. Ягодицы и ноги затекают через час.

И ведь работодатель спокойно мог позволить себе купить адекватную по качеству мебель. Но предпочитал экономить. Как будет работать сотрудник, если у него ягодицы затекают от сиденья на жёстком стуле? Он будет постоянно вставать и ходить, чтобы размяться, тратить время. И вряд ли это добавит лояльности к работодателю.

Климат.

Климат в кабинете влияет прямо на работоспособность и комфорт работы. Если человек мерзнет, он не будет работать. Единственное, о чем он будет думать, это чашка чая или кофе. И вместо работы он будет греться.

Примерно такие ситуации я встречал в кабинетах в практике.
Примерно такие ситуации я встречал в кабинетах в практике.

Если в кабинете жарко, то потные сотрудники тоже не добавят эффективности к работе. Плюс в кабинетах с плотной посадкой возникнет весьма специфический запах (чего лукавить, далеко не все могут следить за своей гигиеной на должном уровне). В одном подразделении была ситуация, когда из-за непродуманной вентиляции и попытки разместить людей там, где их быть не должно, в огромном openspace не включали летом охлаждение, так поток ледяного воздуха обдавал людей, вызывая простуды, боль в шее и прочие прелести. Тогда директор вышел и сказал, что запрещает выключать охлаждение, чтоб всегда работало охлаждение. Яркий пример того, что руководитель не хотел решать проблему, учитывать мнение персонала и искать подход, который смог бы создать комфортные условия труда. А ведь достаточно было изменить рассадку сотрудников, попросить поставить отражатели на вентиляционные отверстия.

Лично у меня была ситуация, когда меня перевели в кабинет, в котором не было отопления. Вообще. А окна стояли старые. Поначалу я не придал этому значение, так как было лето, но когда начались холода, я сильно удивился температуре. Градусник, который я принес из дома, показал 16 градусов Цельсия. Мы вынуждены были уйти в другой кабинет, а на следующий день принести электрообогреватели, хотя они прямо запрещены нормами компании. Вы думаете нам быстро исправили ситуацию? Как бы ни так. Мы мучались около двух недель. Я отправил персонал по домам, а сам ушел в другой кабинет. Я дергал тех, кто отвечает за функционирование офиса, пока нам не пришли и не поменяли окна, заменив на бывшие в употреблении, но хотя бы не так сильно пропускающие холод. Плюс изменили распределение центральных подающих теплый воздух труб. Стало теплей, но тепловентилятор все равно периодически работал, так как порой предпринятые меры не помогали.

Техника. И ее обслуживание.

В текущих реалиях многие компании лишены возможности покупать хорошую технику. Ее мало, а та, что есть, стоит дорого. Тем не менее техника должна быть надежной и обеспечивать бесперебойную работу, иначе сотрудник будет простаивать и получать зарплату просто так. И его не должно волновать, как работодатель решит эту проблему. И вот вопрос: что делать, если техника ломается или не функционирует должным образом? Очевидно, что надо обратиться к технической поддержке, которая поможет. Логично? Да, но нет. В одной фирме у сотрудника перестал работать ноутбук: не мог подключиться к wi-fi сети. Если изначально помогала перезагрузка, то спустя несколько дней ноутбук отказался в принципе находить сеть. Вот и представьте. Рабочее утро. У человека дела, планы. А ноутбук не работает. Он звонит в техподдержку, слушает кучу СПАМа о том, как самому починить все и не отвлекать специалистов и лишь потом ему предлагают связаться со специалистом. Он терпеливо ждет, слушая музыку. Проходит 5-7-10 минут и бодрый голос сообщает, что сейчас ему никто не поможет и пусть позвонит попозже. Уровень ориентированности на клиента прям на асфальте валяется.

Что делать? Работать-то надо. Можно взять ноутбук и отнести самому мастерам, которые их настраивают, отлаживают. Он идет, просит помочь, так как не может работать. Специалист поддержки начинает сходу отказываться, так как проблема явно не в ноутбуке, по его мнению. Как он это установил, не ясно, но тем не менее. Работник настаивает и мастер нехотя берет технику. Через время возвращает и говорит, что все хорошо. Сеть есть. Отлично. Человек идет обратно на рабочее место, открывает ноутбук и… сети нет. Он опять идет к мастеру и говорит, что проблема не решена. Просит посмотреть более тщательно. В итоге, работник вынужден сделать 5 (!) походов к мастерам и остаться без ноутбука, так как тот не работает. Мастера прогоняют тестирование ноутбука, обновляют сертификаты, драйвера и прочее и заключают, что проблема с роутером, предлагают вызвать других уже спецов. Ок. Опять вызываются мастера. В заявке (ЭТО ВАЖНО) работник пишет о том, что ноутбук не подключается к сети в конкретном кабинете, просит заменить роутер или кинуть временно сетевой кабель, пока роутер будет меняться. Приходит человек, который крутит ноутбук, опять обновляет драйвера, сертификаты и... делает вывод, что проблема в роутере, да. Уходит, пообещав прислать мастеров. Нафига он приходил? Так и остается загадкой.

Вот такой вот подход делает в принципе невозможным комфортную работу персонала, так как вместо своих задач работник вынужден бегать по мастерам и выбивать помощь.

Кабинет.

В России есть нормы свободного пространства, которое должно приходиться на одного сотрудника. К сожалению, они часто нарушаются и игнорируются или ловко обходятся. Я видел в бухгалтерии крупной компании федерального уровня опенспейс, где люди сидели в окружении гор бумаг, образующих второй Кавказский хребет, спиной друг к другу на расстоянии менее 1 метра и расстоянием около полуметра до соседа слева или справа. Это был ужас. Я не представляю, как они работали и организовывали свое рабочее пространство. В другом кабинете сотрудники сидели таким образом, что сзади сидящий смотрел в спину спереди сидящему, видя его монитор. Это очень большой дискомфорт, когда к тебе в монитор постоянно кто-то смотрит, создается этакое давление психологическое, словно ты под надзором. Любопытно, что в этих кабинетах нормы на 1 человека формально соблюдались. Как? А просто считалась общая площадь, поделенная на число сотрудников. Тот факт, что 40-50% площади занимали шкафы с бумагами, уже было не важно.

Санузел.

Наверное, один из самых важных элементов рабочего процесса. Не зря Бу Андерсен, когда пришел на АвтоВАЗ, первым делом навел порядок в туалетах, сделав ремонт. Когда сотрудники видят грязные и неубранный туалет, они будут испытывать огромный дискомфорт. Согласитесь, бывают всякие ситуации, человеку иногда надо присесть. И если он загажен, что делать? Поэтому уборка туалета должна быть регулярной, обеспечивающей чистоту и порядок, чтобы сотрудник не бегал в панике, ища чистый туалет. Однако на практике я постоянно сталкиваюсь с тем, что компании передают уборку помещений, в том числе туалетов, на аутсорс. Аутсорс берет деньги пропорционально площади и частоте уборки. И вот чтобы сэкономить на этом, работодатель что делает? Правильно! Сокращает частоту уборки туалета. Я лично был свидетелем того, как в одной компании региональной сменился собственник. И он, естественно, решил оптимизировать затраты, передав уборку на сторону. В итоге коридоры, ранее блестевшие чистой плиткой, стали напоминать здание советской постройки, дожившее до наших лет, в котором никто не делал ремонт. А туалеты простаивали в грязном и неубранном состоянии чаще, нежели в чистом. В зимний период, когда на ногах заносится снежно-песочная смесь, в коридорах дежурили уборщицы с тряпками и поломоечными машинами. А после оптимизации коридоры превратились в продолжение улицы, с кучей грязи из песка и воды, которую могли не убирать часами. Ведь у аутсорса график.

Фильм Пила отлично демонстирует, во что можно превратить комфортный ранее санузел.
Фильм Пила отлично демонстирует, во что можно превратить комфортный ранее санузел.

Таких вот нюансов очень много. Можно сюда добавлять наличие спецодежды, инструментов, мест приема пищи. Но суть одна: если вы хотите получить адекватную команду, которая будет заинтересована в работе с вами, а не побежит при первой же возможности, создайте адекватные условия труда. Экономия на спичках не даст положительного эффекта, наоборот, вы получите провал по производительности и эффективности.

22
Начать дискуссию