Я видела 10.000 резюме, и вот как составить идеальное

За последние 8 лет работы в HR, executive search и управлении собственной компанией я видела примерно 10.000 резюме: от стажеров до руководителей высшего звена.

Я видела 10.000 резюме, и вот как составить идеальное

Среди них были портянки на 10 листов, резюме-презентации в пауэр поинте, резюме-видеопрезентации, фотографии на фоне батиных жигулей и сочинских пляжей, перечисление грамот Русского Медвежонка и побед на сельских конкурсах по настольному теннису и много других прекрасных моментов, воспоминания о которых греют меня пасмурными осенними вечерами.

Но насчет неуместных фотографий и лишней информации вы и без меня знаете. Попробую не быть кэпом и дать алгоритм, который позволит вам сделать такое резюме, что рекрутеры будут вздыхать от удовольствия, читая его. Кстати, в конце статьи будет ссылка на бесплатный шаблон, пользуйтесь на здоровье!

Погнали:

Общая структура

Она должна быть простой и предсказуемой, в этом ее задача. Чем меньше будет вопросов у читающего ваше резюме, тем лучше. Простая структура выглядит так:

  • Краткая личная информация
  • Саммари
  • Опыт работы
  • Образование
  • Технические навыки

Поговорим о каждом из блоков детальнее.

1. КРАТКАЯ ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Фамилия и имя, номер телефона, почта, альтернативный вариант связи (например, логин в Telegram) или ссылка на LinkedIn.

Знак зодиака, количество детей и наличие водительских прав категории B (если вы ищете интеллектуальную работу) писать не стоит.

Я видела 10.000 резюме, и вот как составить идеальное

2. САММАРИ

Саммари — это краткое описание вашего профессионального опыта в 5-6 строчках: сколько лет в индустрии, с чего начинали, три ключевые компетенции. Вот как может выглядеть саммари:

10+ лет опыта в сфере маркетинга в крупных международных и российских компаниях (автомобильная отрасль, недвижимость). Начинал карьеру в представительствах немецких автомобильных концернов BMW и Porsсhe в роли продакт-маркетинг менеджера, затем возглавлял Digital-департаменты в Kia и Sminex. Ключевые компетенции — вывод на рынок новых продуктов/брендов и их локализация, запуск программ лояльности и выстраивание omni-channel систем с нуля. Опыт управления командой до 20 человек и годовым бюджетом до $1 млн.

Вариант на английском:

12+ years of expertise in marketing and public relations, of those 8+ years in IT. Started as a PR specialist in an IT startup, and has grown to Head of PR with 5 subordinates. Has increased visibility in key media for customers and investors in the US and EMEA markets, which resulted in 2 rounds of $50M+ investments. Now working as a B2B Communications Manager to increase cross-sell deal pipeline and improve customer retention as the company transitions to a SaaS business model.

Кандидаты в РФ почти не составляют саммари, а очень жаль! Потому что оно помогает аж трижды:

  1. Выделиться в куче других откликов. Резюме с саммари придает структурности: сразу понятно, кто вы и чем занимаетесь;
  2. Начать сопроводительное письмо. Берете его, перефразируете — и вот вам отличный вводный абзац;
  3. Рассказать о себе. Вопрос «Расскажите о себе», от которого глаза делают оборот вокруг своей оси, отлично решается, если у вас есть саммари, которое можно использовать как скелет для своего рассказа.

Если ищете работу в России, пишите саммари. Если ищете работу за рубежом (особенно развитые страны: США, Великобритания, Германия, Нидерланды), обязательно пишите саммари.

3. ОПЫТ РАБОТЫ

После контактов и саммари идет описание профессионального опыта. Структура здесь такая:

  • Название компании;
  • Краткое описание компании (в одну строчку): не все могут знать компанию, в которой вы ранее работали, как и то, из какой она индустрии.

❌ ООО «Ромашка»

✅ Ромашка (Топ-3 дистрибьюторов ромашек в РФ с оборотом $100500 млн)


  • Название позиции;
  • Обязанности и достижения. В обязанностях должно быть 2-3 основных пункта, в достижениях — 5-6. И именно пунктов, а не огромных абзацев.

❌ Следил за эффективностью рекламных кампаний в соцсетях

✅ Увеличил конверсию в покупки из соцсетей на 27%

Работодатель не вчитывается в должностные обязанности, потому что они у всех плюс-минус одинаковые. Интерес представляют ключевые результаты, которых вы достигли на прошлых местах работы.

Чтобы классно описать достижения, надо оцифровать свой опыт. Лучше всего для этого подходит STAR-модель.

И да, мы десятки раз слышали от клиентов карьерной поддержки фразу «У меня такая функция, где достижения оцифровать невозможно». Всё это отговорки, потому что каждый раз у нас получается оцифровать опыт вместе с клиентом. Перевести в цифры можно всё: и исход камеральных проверок, и количество нанятых кандидатов, и результат маркетинговой кампании.

Почему так? Любая коммерческая профессия — производная от бизнеса. То есть у бизнеса была задача, ее надо было кому-то решать — появилась новая профессия. Из этого следует, что любая профессия прямо или косвенно влияет на бизнес. А если что-то влияет на бизнес, значит, это что-то можно оцифровать. У каждого отдела есть свои ключевые метрики и показатели. Вопрос в том, что сотрудники не всегда их знают, но это уже совсем другая история.

Я видела 10.000 резюме, и вот как составить идеальное

4. ОБРАЗОВАНИЕ

Вуз, факультет, год окончания — этого вполне достаточно. Детально расписывать специализацию и название диплома не нужно. Писать GPA (средний балл) стоит в двух случаях. Первый — если вы молодой специалист и у вас до 3-х лет опыта работы (неважно, в РФ или за рубежом). Второй — вы подаетесь в консалтинг. Это индустрия, в которой чаще всего обращают внимание на средний балл.

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

В одну строку — сервисы и программы, которыми вы владеете: Figma, Jira, Adobe, Excel и так далее. Оставляйте то, что релевантно вакансии, на которую вы откликаетесь (серьезно, если вы умеете рисовать в Paint, а устраиваетесь бухгалтером, это вряд ли вам что-то даст). И, заклинаю, не нужно здесь никакой коммуникабельности, ответственности и пунктуальности — только hard skills. Чуть ниже расскажу, почему.

Я видела 10.000 резюме, и вот как составить идеальное

А вот чего в вашем резюме быть не должно. Вообще. Никогда:

1. УБОГОЕ ФОТО

Первое правило: не уверен в адекватности своей фотки — не ставь ее в резюме. В таком случае лучше не ставить никакое. А если вы ищете работу в США, то фото в резюме вообще запрещено, чтобы не было поводов для дискриминации.

Второе правило: потрать пять тысяч рублей на профессиональную фотосессию в стиле smart casual и обеспечь себя хорошими фотками на ближайшие пять лет.

Фотография — это штука, которая сильно влияет на первое впечатление, исправить которое в дальнейшем сложно. Пожалуйста, никогда не вставляйте фото с паспорта, из отпуска, селфи, в солнцезащитных очках.

2. СТРАННАЯ ПОЧТА

У всех у нас есть криминальное прошлое с почтами [email protected], [email protected] или [email protected]. Но резюме — бумага официальная, и почта должна быть соответствующая. Лучший вариант почты — это микс вашей фамилии и имени или фамилии, имени и отчества: [email protected], [email protected], [email protected] и так далее.

3. НЕУМЕСТНЫЙ КРЕАТИВ

Чем лаконичнее и проще резюме, тем профессиональнее и изящнее оно выглядит. Не поддавайтесь искушению доказать всем, что вы дизайнер от бога, даже если вы буквально устраиваетесь дизайнером (в таком случае лучше козырните своим портфолио, которое будет смотреть уже ваш непосредственный руководитель).

Резюме-презентация, резюме-график, отснятое на айфон видео-резюме — не надо, молю.

4. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ПУНКТУАЛЬНОСТЬ

Сконцентрируйтесь на hard skills, результатах и цифрах и не пытайтесь описать свои soft skills: это выглядит коряво. Не пишите сами про себя, какой вы коммуникабельный и открытый к новому человек, командный игрок и любящий людей руководитель. Так пишут абсолютно все, и оттого это никому не интересно.

Как продемонстрировать свои soft skills? Очень просто: при встрече. Не пишите, что вы пунктуальный, а придите вовремя. Не объясняйте, что вы коммуникабельный, а улыбайтесь, общайтесь открыто и не забывайте про small talk (славянофилы, не бейте, но «вступительный диалог» звучит еще хуже, чем «предварительные ласки»). Рекрутер не дурак, он видел много людей и без мемуаров поймет, что вы собой представляете.

Я видела 10.000 резюме, и вот как составить идеальное

Последние штрихи

Теперь сократите резюме максимум до 3-х страниц. Любой кандидат даже с 20-летним опытом работы может спокойно уместить свои ключевые достижения на трех страницах A4. Резюме специалистов со стажем 5-10 лет легко размещается на двух страницах. Резюме специалиста до 5 лет опыта умещается и вовсе на одной страничке.

Не бойтесь резать резюме и убирать из него воду. Резюме — инструмент краткого представления вашего опыта, но никто в него детально не вчитывается. Решает общее впечатление — а впечатляют краткость, аккуратность и цифры.

Оформите в pdf + docx. С одной стороны, ваше присланное резюме могут смотреть не только с компьютера, но и с телефона. На телефоне формат docx сползает, читать неудобно. С другой стороны, в базу удобнее добавлять в docx-файле. Поэтому упростите жизнь рекрутеру и пришлите два варианта: в редактируемом и нередактируемом виде.

Пример

Вот универсальный шаблон, который привлечет внимание рекрутера и прольет бальзам на его душу (вам это на руку). Забирайте, пользуйтесь, получайте приглашения на интервью тоннами.

Если у вас есть вопросы по поиску работы за рубежом или в России, задавайте в комментариях, постараюсь помочь. А если статья вам понравилась, можете подписаться на мой телеграм-канал. Там я пишу про поиск работы в России и за рубежом. Классного всем осеннего сезона найма и поиска работы!

10
19 комментариев

В смысле? Сертификата за русский медвежонок разве недостаточно, чтобы тебя сразу взяли генеральным директором?

2
Ответить

я сама в шоке...у меня еще Кенгуру и Золотое Руно есть..

1
Ответить

а жалко, что комментарии можно редактировать теперь только за деньги. будем плодить тупые бессмысленные комменты понижая качество площадки. особенно это касается таких коментаторов как я. где опечатка на ошибке.

1
Ответить

Тут можно постить почти что угодно, так что на опечатки пофиг

Ответить

это в среднем 62 резюме в день.
что в свою очередь примерно по 7 минут на одно резюме без перерывов на пописить.
Или вы видели их стопками?

Ответить

10.000 резюме делим на 8 лет = 1250 резюме в год. В году, в среднем, 247 рабочих дней. 1250 разделить на 247 = 5 штук в день.

Каким способом вы пришли к числу 62? :)

Ответить

знаете анекдот про двух рекрутеров и огромную стопку резюме? 😉

Ответить