Карьера
Finder.vc
3395

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

Несколько месяцев мы опрашивали около 9000 удалёнщиков и фрилансеров. Получился портрет «активного удалёнщика»: денег мало, детей нет, сидит дома и читает «Медузу». Подробности — в итогах исследования.

В закладки
Аудио

Мы — это команда проекта об удаленной работе Finder.vc. Ведем блог про нелегкую жизнь вне офиса, общаемся в чате на 5000 человек и размещаем вакансии в телеграм-канале, на который подписаны 250 тысяч человек. Вдохновившись исследованием, которое проводил сервис Buffer, мы решили сделать свое — чтобы понять, что за люди работают на удаленке. В опросе Buffer приняли участие 1900 фрилансеров со всего света. Наше исследование охватывает только русскоязычных удаленных работников и фрилансеров, обитающих в Telegram.

Опрос проводился в два этапа с марта по август в 4 крупных (от 100 тыс подписчиков) телеграм-каналах, которые специализируются на удаленных вакансиях и фрилансе. В опросе участвовали 9200 человек, проживающих в России, Украине, Беларуси, Казахстане, Германии, Таиланде, Турции и еще примерно в 30 странах.

Кто они и откуда

География удаленщиков

Большинство участников оказались из России (73%), которая представлена несколькими десятками городов. Больше всего удаленщиков из Москвы, Питера, Новосибирска и Ростова-на-Дону. Примерно поровну людей из Нижнего Новгорода, Волгограда, Астрахани, Владивостока, Омска, Перми, Томска, Сочи, Челябинска, Чебоксар, Тюмени, Рязани, Воронежа, Барнаула, Уфы и Оренбурга.Другие страны: Украина (12%), Беларусь (4%), Казахстан (3%), поровну жителей Турции, Узбекистана и Киргизии. Примерно одинаковое, но очень маленькое количество (меньше 1%) ответивших живут в США, Германии, Чехии, Испании и Таиланде.

Подавляющее большинство ответивших — женщины (73%).
В возрастных группах ничего необычного нет: примерно поровну ответивших в возрасте 21-25 лет и 26-30, еще одна крупная группа — это люди возрастом от 31 до 35 лет. В целом распределение по возрасту схоже с результатами исследования активной аудитории Telegram — люди постарше им пользуются мало. «Студентам» (так мы условно назовем группу респондентов до 20 лет) сложно работать удаленно: все время отнимает учеба + профессиональных навыков может не хватать. Это, конечно, только наши предположения, почему их в опросе так мало.

Социальный статус

Есть стереотип, что на удаленке в основном работают «мамочки в декрете». Он сложился из-за агрессивной рекламы «курсов администратора инстаграм» и других кампаний с посылом «работай из дома, помогай мужу кормить семью». Если такие и есть, то Телеграмом вряд ли пользуются — судя по ответам на вопрос о детях, мамы в меньшинстве.
Вопрос о партнере не подразумевал, что это должен быть официально зарегистрированный брак. У 2\3 опрошенных есть партнер(ша) — это могут быть как браки, так и нет. Почти у половины (49%) есть собственное жилье, а 14% ответивших снимают жилье в другом городе или стране, несмотря на наличие собственного.

Про работу и деньги

Если спросить у обитателей Хабра, работающих удаленно, кем они работают, скорее всего большинство будут разработчиками. В Телеграме ответы распределились вот так:
- маркетологи и сммщики — 24%;
- копирайтеры — 20%;
- дизайнеры — 11%.

Также удаленщики работают репетиторами, специалистами техподдержки, разработчиками сервисов, сайтов и игр, аналитиками, эйчарами, переводчиками.

45% ответивших — фрилансеры, у которых несколько компаний-заказчиков. 31% работают в штате на удаленке, 15% помимо работы на основного работодателя берут заказы как фрилансеры. 7% фрилансят на одну компанию.

Большая часть (43%) ответивших работают удаленно совсем недавно — меньше года. 20% работают 2-3 года, а таких, кто на удаленке больше пяти лет, 12%.

В офис точно не готовы возвращаться 43% ответивших, но 52% колеблются — если получат заманчивое предложение, готовы пожертвовать удаленным графиком.

С деньгами не очень радужно у 33% ответивших: со всех работ и проектов на удаленке они получают меньше 20 тысяч рублей. Больше 100 тысяч зарабатывает всего 5% ответивших. В целом больше половины всех респондентов, как видно по ответам, зарабатывают меньше 50 тысяч в месяц.

Где и как учатся

36% ответивших сказали, что свою нынешнюю профессию изучили сами. Еще 32% работают по специальности, полученной в вузе, 20% обучались своей профессии на онлайн-курсах и 10% учились офлайн.

Чтобы совершенствовать свои навыки, 29% удаленщиков изучают материалы и книги, которые есть бесплатно в открытом доступе. 52% ответивших готовы платить за свое образование — 26% смотрят онлайн-курсы и лекции и еще 26% проходят интенсивы.

Где находят работу или заказы

Классический способ — искать работу через сайты с вакансиями типа Хедхантера — пока что в приоритете у наших подписчиков. 29% ответили, что находят работу там. 25% ответивших помогает сарафанное радио, 22% находят вакансии и заказчиков через телеграм-каналы и чаты, 11% — через группы и паблики в соцсетях. Активный поиск заказов и самореклама распространены меньше — всего 2% сказали, что рекламируют свои услуги в интернете. Фриланс-биржи не в почете: только 4% нашли там работу или заказы.

Плюсы и минусы удаленки

Главным минусом удаленки пользователи видят осознанное (или нет) отшельничество: им сложно себя заставить выйти из дома. Но при этом 65% сказали, что возможность работать из дома — главный плюс удаленки. В нашей команде три человека и все мы работаем на удаленке больше пяти лет.

Мы считаем, что этап, когда человек сидит дома и никуда не ходит, это своего рода «инициация» для удаленщика.

Сначала ты догоняешь все вышедшие серии любимых сериалов, потом прочитываешь непрочитанные книги и все на свете ветки комментариев, играешь во все, что вышло на PS за годы твоего офисного рабства. А еще отдыхаешь от людей и сходишь с ума от свалившегося на тебя счастья. А потом обрастаешь хобби, фитнесом, путешествиями, детьми — то есть поводами не сидеть дома. В нашем опросе многие отметили, что работают на удаленке меньше года. Им этот этап еще предстоит успешно завершить (или неуспешно — но тут, возможно, понадобится помощь психолога).

Meduza, Инстаграм, такси

Не могли не поинтересоваться, что читают телеграмеры-удаленщики и с каких приложений начинают свое утро. Конечно, на первом месте в ответах Телеграм, но здесь любопытнее увидеть, какие приложения на втором. Из мессенджеров второй по популярности — Whatsapp, из приложений (и они же соцсети) — Инста.

Совсем ничего из медиа не читают 9% опрошенных. Среди остальных первая по популярности — Meduza (32%). Также удаленщики любят vc.ru, Хабр, Ленту, Лайфхакер, Пикабу, РБК.

Среди сервисов ожидаемо популярны банковские приложения и услуги (22%), также удаленщики закупаются на Асосе, Амазоне, Али, тратятся на облачные хранилища, такси и интернет. Меньше всего интереса вызвала доставка продуктов (3%), хотя готовую еду из ресторанов нередко заказывают (8%).

Finder.vc

Мы предлагали много вариантов ответа, как провести отпуск, но большинство выбрало путешествие (90%). 54% ответивших ни разу не не были за границей за последний год, 45% выехали 1-2 раза по стране и 35% ездили 1-2 раза за рубеж. Часто путешествующих за пределы страны всего 3%.

Что мы поняли из этого исследования

Поняли, что в Телеграме сидят преимущественно новички удаленки — те, кто работают в таком формате недавно. Они предпочитают иметь несколько источников дохода — этим объясняется и то, что они не отписываются от наших каналов, где публикуются преимущественно вакансии.

То, что Телеграм облюбовали маркетологи, известно давно, поэтому мы не удивились, что большинство ответивших работают на удаленке именно в маркетинге.

Фрилансеров пугает отшельничество, они мало путешествуют вопреки распространенному рекламному месседжу, где работа на удаленке показана как бесконечное путешествие и серфинг на Бали. Реальность телеграм-удаленщика — это постоянная учеба, дом, работа за пока небольшие деньги, соцсети и еда из доставки. Отличаются от офисных только свободой перемещения, которой они пока не умеют или не могут распорядиться.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Finder.vc", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 25, "likes": 24, "favorites": 38, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 91990, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 11 Nov 2019 16:28:10 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Трибуна
ApiX-Drive — онлайн-коннектор разных сервисов и приложений между собой без программистов
Привет, меня зовут Игорь Шамин, я основатель сервиса ApiX-Drive.
0
{ "id": 91990, "author_id": 384878, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/91990\/get","add":"\/comments\/91990\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/91990"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
25 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

интерсно, те 88% что не пользуются услугами инет-провайдеров, ответы в бутылке посылали? )))

Ответить
1

ахаха...тонко

Ответить
4

"Также удаленщики любят vc.ru, Хабр, Ленту, Лайфхакер, Пикабу, РБК."

Сам себя не похвалишь, никто не похвалит

Ответить
7

мы не работаем ни в одном из перечисленных медиа

Ответить
3

Момент с "инициацией" удалёнщика понравился

Ответить
1

Уровень дохода просто ппц, если честно.
Весь смысл удаленки в том, чтобы настрелять столько же или больше, имея более приятный график.
А 20 тыщ... это уровень уборщицы в пятерочке, да то там децл побольше.

Ответить
4

Читая Медузу денег не подымешь)

Ответить
0

Больше всего удаленщиков из Москвы, Питера, Новосибирска и Ростова-на-Дону.

т.е. они живут в этих городах, но не ходят в офис, а работают из дома в компаниях, расположенных в этих городах? или они родом из этих городов, но работают на гоа, например?
я то когда начал читать, думал тут будет азия-европа... вот такой опрос был бы интересен.

Ответить
5

Москву дважды в день проехать - не поле перейти.

Ответить
1

этот опрос скорее не про удаленщиков, а про аудиторию телеграмм каналов, где вы проводили опросы.

Ответить
0

Кажется, что вот эту часть добавили специально для вас: «Наше исследование охватывает только русскоязычных удаленных работников и фрилансеров, обитающих в Telegram»

Ответить
0

я обитаю в телеграм, и в специализированных группах, вашего опроса не видел.

Ответить
2

Невозможно охватить всех, увы. Но опрос проводился в самых больших и активных тематических телеграм каналах: Файндер, На удаленке 2.0, запворк, Паша и его Прокрастинация и еще в нескольких.

Ответить
0

Так это и не мой опрос🤷‍♂️

Ответить
1

Почти в каждой стране будут расти 2 показателя: количества тех, кто работает на себя по собственному желанию или по воле обстоятельств и количества безработных. 

Ответить
1

База данных хорошая, но анализ слабоват(
Сильный перекос в выборке, ее бы взвесить не помешало. Вам бы ещё вопросы между собой покрутить, посмотреть корреляции (заработок-род деятельности; заработок-возраст и более сложные), получилось бы намного интереснее. В следующий раз привлеките социолога для более продуктивной работы.
Успехов!

Ответить
–2

Опрос норм, всё так и есть. Деньги вообще горькие слезы. И по моим наблюдениям, оплата падает в целом по рынку.

Я сам 10 лет фрилансерствую. Из них 5 лет уже за границей - благодаря фрилансу. 

И исходя из моего опыта, уверен, что фрилансу осталось недолго, по крайней мере в существующем виде.

Минусы слишком велики. Минус карьера, минус в деньгах, минус в социализации. 

А когда становишься старше, то ощущаешь еще минусы - минус соцгарантии,  минус защита прав работяги, минус доступная медицина. 

И огромный минус - практически неизбежная необходимость работать до смерти без отдыха. Т.к. пенсии не будет, либо она будет микроскопична, а с "менее 50 тыс." накопить хоть на годик отпуска перед откидыванием копыт не удастся.

Кто работает "меньше года" и кто исчо молодой, тот просто пока не понимает. 

Короче, понемногу ищу возможность вернуться в контору, к секретаршам, на оклад и отпузг раз в год. 

Фриланс явление маргинальное.

Ответить
1

Вообще-то ОМС никто не отменял, а ДМС есть сииильно не во всех конторах.
А еще - не во всех специальностях есть и нужна "карьера".
А еще есть специальности, где нужно работать одному и в тишине, и "в офисе" фиг каждому отдельный кабинет предоставят.
Социализация прекрасно прокачивается не на работе, а в хобби.
А "минус в деньгах", эх, не везде он минус, где-то и за офис копейки платят, только там гораздо хуже работать, чем дома.

Ответить
1

Всё верно. В офисе было тяжело сосредоточиться и выйдя на удаленнку, я выиграла в деньгах. Пока что)

Ответить
1

можно работать на удаленке, будучи в штате компании,  и иметь все соцгарантии. или оформить ИП + медстрахова + инвестиции = все в шоколаде. если фрилансить как маргинал, а не как нормальный человек, то все будет как у вас написано.

Ответить
0

Кто такой фрилансер, расскажите.

Ответить
0

предприниматель) в моей схеме это ИПшник, который платит за себя взносы, при этом умеет реинвестировать заработанное и не жлобится на страховки. у вас фрилансер это какой-то бесправный воробушек, но если работать вбелую и нормально распоряжаться заработанными деньгами, то вместо пенсии будут дивиденды, права можно защитить в суде, на доступную медицину пофиг, потому что купил страховку нормальную.

Ответить
0

Вы описали удаленщика)

Ответить
0

да не только, фрилансеры тоже многие так живут) поэтому я и возмутилась, что их приравняли к маргиналам. 

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }