Психотерапевт и ещё 4 неочевидных роли продюсера

Когда-то давно фраза «А ты точно продюсер?» была для меня просто мемом. Но стоило мне действительно стать продюсером, как она превратилась в риторический вопрос. Потому что в профессию продюсера легко можно уложить десяток-другой других ролей. Собрала подборку из пяти самых востребованных.

Психотерапевт и ещё 4 неочевидных роли продюсера

В основе этой колонки — мой собственный опыт работы продюсером. почти 10 лет управляю разного рода проектами, последние 4 из них — в креативной студии Яндекс Маркета) . За это время я организовывала, кажется, всё — от бережной стирки униформы до минималистичного маникюра моделей, от съёмок с ограниченным бюджетом (который в процессе еще несколько раз оптимизировался) до офлайн-мероприятий в главном парке страны. И всё это одновременно. И желательно чтобы с вау-эффектом.

Если вы тоже строите карьеру продюсера, имейте в виду, что может быть полезно прокачаться в следующих ролях:

1. Переводчик

Представьте себе два, на первый взгляд, абсолютно далеких друг от друга направления: бизнес и креативная или дизайн-индустрия. Представители первого обращаются ко второму в надежде решить свои задачи. Но далеко не всегда им удаётся сформулировать их так, чтобы их правильно поняли. Миссия менеджера проекта — сделать так, чтобы ожидания первого совпали с результатом, который выдаст второй, дав при этом возможность каждому работать в своем стиле и говорить на своем языке.

Как без переводчика, который говорит и на языке бизнеса, и не языке дизайна/креатива/продакшна (нужное подчеркнуть) , сформулировать бриф, понятный всем участникам процесса, доступно подсветить риски, прояснить, какие комментарии рабочие, а какие не стоит вносить, потому что их не поймут «на том конце провода»?

Если вам кажется, что это легко, значит либо в вашей команде уже есть продюсер-переводчик, который вовремя всем всё переводит, либо вы сами являетесь этим переводчиком-полиглотом.

2. Психотерапевт

Эмоциональное состояние команды и её мотивация — один из самых ценных ресурсов, которые есть у продюсера, ведь демотивированный сотрудник тратит на реализацию проекта гораздо больше времени, денег и любых других ресурсов, порой ещё и пренебрегая качеством.

И пожалуй, чтобы контролировать этот ресурс, нужно гораздо больше навыков (а также внимания и осторожности) , чем те, что требуются для учета времени и бюджетов. Важно помнить, что хороший результат не достичь из чувства вины или страха (поэтому метод кнута лучше отложить) , время «пятилеток за три года» давно прошло, а сильным специалистам важно в первую очередь получать ответ на вопрос: «что я даю этому проекту, людям, миру?»

Продюсер, находящийся одновременно внутри проекта и над ним, обязательно выстроит с каждым членом команды доверительные отношения, организует нужное количество промежуточных встреч и ретроспектив, выслушает каждого и поможет ответить на все важные вопросы. Да-да, прямо как на приеме у психотерапевта.

3. Экономист

Деньги — неотъемлемая часть работы продюсера, которая, пожалуй, особенно сильно влияет на его репутацию. Уровень ответственности зашкаливает: всё должно быть посчитано и учтено, ошибки недопустимы, потому что правильность расчётов влияет не только на результат проекта, но и на отношения с его участниками — от инициатора задачи до исполнителей (вряд ли стоит объяснять важность своевременных и верных выплат каждому их них)?

Продюсеру важно уметь выстраивать экономику проекта таким образом, чтобы выжать из каждого вложенного рубля максимум результата, а риски при этом минимизировать. Где там ваши конспекты лекций по экономике?

4. Философ

В рамках любого проекта важно поднимать и обсуждать вопросы, которые помогают чётко формулировать общие идеи и решать, по какому пути идти команде. Чаще всего это вопросы риторические, однако они требуют ответов, потому что без них проект не может развиваться.

Ответственность продюсера здесь двойная. Она и в том, чтобы вовремя поднять такие вопросы, и в том, чтобы сформулировать ответы на них, даже если командные обсуждения остаются без внятного итога из-за большого количества мнений и их полярности. Продюсер, подобно философу, сумеет все эти точки зрения объединить в единый смысл и транслировать его команде.

5. Человек

А ещё во всём многообразии ролей, которые забирает на себя продюсер, ему важно не забыть о том, что он в первую очередь человек. Не потерять себя, не перепутать баланс с бессмысленным угождением. Помнить, что быть хорошим для всех не получится, что кто-то может остаться недовольным вопреки всем стараниям и что главное — оставаться честным с самим собой. Знать, что всегда необходимо чем-то жертвовать, и пусть лучше это будут материальные ресурсы, чем время, команда или вы сами.

В профессии продюсера, как и в жизни, всё начинается с любви: сперва к себе, а затем к ближнему своему. Без любви нет взаимоуважения, а без взаимоуважения нет опор — ни для себя, ни для команды. Поэтому надевая на себя новые и новые профессиональные маски — чтобы минимизировать риски, оптимизировать тайминги или просто спасти проект — продюсеру так важно оставаться человеком.

***

На самом деле список ролей, которые изо дня в день приходится брать на себя продюсеру, может тянуться бесконечно. Помните высказывание про то, что талантливый человек талантлив во всём? Так вот, этот талантливый человек, скорее всего, продюсер. Всё остальное — это иллюзия, лежащая на фундаменте из процессов, которые выстроил этот самый эффективный менеджер.

7
2 комментария

"Так вот, этот талантливый человек, скорее всего, продюсер. Всё остальное — это иллюзия, лежащая на фундаменте из процессов, которые выстроил этот самый эффективный менеджер" — запишу себе и повешу в рамочке 😆

2
Ответить

Ждём вторую серию про инженера, копирайтера, политика, секретаря и продажника!

1
Ответить