Учимся не игнорировать конфликты: что делать, если кто-то смещает ваш авторитет на работе?
Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель в НИУ ВШЭ и MOOVE в Сколково. Сегодня разбираю кейс, в котором продакт публично ставит под сомнение компетентность заместителя гендира, даю действенный прием для защиты от манипуляций.
Итак, представим ситуацию.
Генеральный директор нанял заместителя. Надежный, толковый, порядочный, имеет разнообразный опыт. В компании ему в основном предстоит курировать айтишников. Все идет хорошо, пока один из продакт-менеджеров не узнает, что у этого зама нет опыта работы в IT, только в сфере рекламы. И вот на очередном совещании во время споров о направлении развития бизнеса продакт-менеджер говорит заместителю:
— Обычно такое не залетает в IT. А, точно, вы же из рекламы к нам пришли…
Прежде, чем отрабатывать возражение продакта, давайте подумаем, а какую цель мы преследуем в решении этого конфликта. Чего хотим достичь?
Многим бы захотелось поставить выскочку на место. В общем, ответить так, чтобы все поняли, кто здесь батя. Например, вы говорите что-то в духе:
— Что вы имеете в виду?
— Что с моим опытом не так?
— Повтори-ка еще раз…)))
И закономерно можете получить в ответ очень доброе:
— Прошу прощения, видимо, я сейчас сказал что-то обидное для вас. Не хотел задеть, лишь хотел подчеркнуть, что при принятии решения нужно учитывать риск того, что…
Кажется, что «постановка на место» зашла куда-то не туда и сделала только хуже… И вот вы оказались в ловушке авторитета!
Какая цель в решении этого конфликта?
Напомню, что конфликт — это ситуация, в которой смещают вашу неформальную социальную роль. Если говорить простыми словами, мнение людей о вас, ваш неформальный статус в коллективе или личных отношениях.
Социальные роли помогают нам понимать, как взаимодействовать с другими людьми. Например, если мы знаем, что наш руководитель ответственный и строгий, мы не допустим задержки дедлайна, а если он забывчивый и мягкий — без проблем попросим перенести сроки по задаче.
В конфликтах неформальные социальные роли меняются. Чем больше раз повторяется ситуация, в которой вам «меняют» неформальную соцроль — тем сильнее она закрепляется. Если, конечно, не отслеживать такие манипуляции и вовремя их не отрабатывать.
Почему нельзя игнорировать конфликты? Когда вам навязывают слабую социальную роль, из нее становится труднее доносить свои потребности, обозначать личные границы и в целом общаться на равных. Согласитесь, сложно просить о повышении, когда вас считают безответственным сотрудником, или доносить свое видение до команды, если вас уличили в некомпетентности?
Итак, если мы хотим сохранить авторитет, наша первоочередная цель в конфликте — определить, какую неформальную социальную роль нам приписывают и для чего.
В этом помогает декодирование — расшифровка того, что говорит собеседник. Задаем себе 2 простых вопроса:
- Какая социальная роль у меня?
- Какая социальная роль у собеседника?
Вернемся к нашему кейсу и фразе продакт-менеджера:
— Обычно такое не залетает в IT. А, точно, вы же из рекламы к нам пришли…
Что на самом деле хочет сказать продакт: «Мы не будем обсуждать это предложение, потому что ты не разбираешься, как работает IT-сфера».
Навязываемая неформальная соцроль: неопытный или некомпетентный
Следовательно, наша цель в конфликте — отработать неформальную социальную роль «неопытный», чтобы войти в переговоры из равной позиции и в дальнейшем не считаться неопытным в глазах команды.
Как защититься от манипуляции и вернуть свой авторитет?
Это можно сделать с помощью приема «нарушение причинно-следственной связи». Суть приема в том, чтобы найти несостыковку в логике собеседника и показать ее.
Какая здесь несостыковка? Вы приводите аргументы, а вам припоминают ваш нерелевантный отраслевой опыт, что принижает аргументы, но как именно — непонятно. Это и нужно подсветить.
Например, вопросы могут звучать так:
— А что, помимо моего опыта в рекламе, вас не устраивает в моих аргументах?
— Мой опыт в рекламе — это единственное, что вас не устраивает в аргументах?
Этот прием заставляет манипулятора уйти в рациональную плоскость и объяснить, как одно связано с другим, и самое главное — помогает вам защитить свою социальную роль в глазах команды.
Кто-то может прочитать статью и подумать: «Но ведь манипулятор мог быть прав в том, что у заместителя нет опыта!» На самом деле, когда человек подобным образом высказывается в ваш адрес, очевидно, что с отношениями уже что-то не так. А это значит, что даже если бы у заместителя был опыт в IT, манипулятор с большой вероятностью нашел бы другие причины, чтобы понизить его авторитет в глазах коллектива.
Конфликты всегда решаются комплексно, в статье я показал решение лишь острого фрагмента ситуации. За кадром осталась работа с эмоциями и показывание границ в тет-а-тет разговоре с продактом.
Если хотите освоить системный подход к решению конфликтов, подписывайтесь на телеграм-канал школы коммуникации Soft Skills Lab. В нем я и другие тренера регулярно разбираем кейсы из жизни и инструменты для решения конфликтов и ведения переговоров, а еще проводим открытые мероприятия с игровой практикой. Короче, реально паримся над контентом, советую от души!)