{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Беседы о продуктовом подходе в корпорациях, как секс в школе. Все о нем говорят, но ни у кого его не было

Дмитрий Кустов, лидер продуктового направления Neogenda и аккредитованный тренер ICAgile, сегодня расскажет о гранях продуктового подхода, меняющих работу команд, менеджмента и бизнеса.

Продуктовый подход (на слэнге продуктовка) последние 2-3 года набирает популярность среди менеджерского состава компаний. Термин продуктовый подход, как и термин продукт, в компаниях имеет разнообразные формы, которые удовлетворяют менеджмент и способствуют достижению целей компании. Я не встречал данного термина в литературе, статьях или роликах, если кто-то сталкивался, поделитесь информацией (@dimkakustov). Буду признателен!

Последние десять лет я активно в теме создания и управления продуктами. Занимал позиции менеджера и владельца продукта, директора по развитию, консультанта по управлению продуктами и CPO. Благодаря опыту работы с сотней продуктовых команд в различных отраслях у меня сформировалось следующее наполнение термина продуктовый подход.

Продуктовый подход - это создание и развитие бизнеса на основе шести принципов.

Принципы - это идеи, которые лежат в основе принятия решений и действий. Следующие шесть принципов нашли широкое признание в области создания и управления продуктами, показали свою эффективность на практике и манифестируются в книгах, статьях и роликах посвященных теме построения успешного бизнеса.

  • Решения построены вокруг потребностей, задач и целей потребителей/клиентов - идеи "Customer Development" от Steve Blank, концепции "JTBD" от Clayton Christensen и фундамент дисциплины Design Thinking.

  • Решения принимаются на основе данных исследований и экспериментов - идеи "Lean Startup" от Eric Ries, которые развивает Ash Maurya в книге "Running Lean" и дисциплина Design Thinking.
  • Решения принимаются на основе данных, метрик и показателей - фундамент дисциплины Data-Driven Development, идея концепции “AARRR-метрик” от Dave McClure, которую обогатил Alistair Croll в книге "Lean Analytics".
  • Двигаемся к цели итеративно-инкрементально - идея, которая была популяризирована подписантами Agile-манифеста и создателями Scrum.
  • Над решением работают кросс-функциональные команды с высоким уровнем автономности принятия решений - идея, которая также была популяризирована благодаря Agile-подходам и поддержана Marty Cagan в книге "EMPOWERED".
  • Держим фокус на бизнес-модели в целом, а не отдельных ее элементах и функциях организации - идея, которую драйвит Alexander Osterwalder в книге "Business Model Generation" и развивает Ash Maurya в книге "Running Lean".

Безусловно, многие другие известные авторы уделяли внимание данным принципам, раскрывая детали их воплощения в процессах, инструментах, организационной структуре, ролевых моделях и т.д. Предложенные шесть принципов охватывают ключевые концепции последних десятилетий, которые позволяют успешно разрабатывать решения в быстро меняющейся среде.

Моя идея достаточно проста, мы соединяем эти принципы вместе и называем это продуктовым подходом.

  • Решения построены вокруг потребностей рынка

  • Решения принимаются на основе исследований и экспериментов
  • Решения принимаются на основе данных, метрик и показателей
  • Двигаемся к целям итеративно-инкрементально
  • Над решением работают кросс-функциональные команды с высоким уровнем автономности принятия решений
  • Держим фокус на бизнес-модели в целом, а не отдельных её элементах и функциях организации

Кто-то наверняка подумает и скажет, а чем же продуктовый подход отличается от продуктового менеджмента?

Продуктовый менеджмент включает в себя в себя создание и управление стратегией продукта, разработку продукта, доходы, затраты, маркетинг, развитие каналов продаж, доставку продукта, внедрение, поддержку, укомплектование персоналом и обеспечение надлежащей инфраструктуры, связанной со вспомогательными и операционными процессами.
(с) The Association of International Product Marketing & Management (AIPMM)

Для меня термин продуктовый подход - это очередной виток эволюции продуктового менеджмента, который интегрирует в себя практики и концепции, которые отвечают современным реалиям.

В прошлом столетии человечество активно начало формализовывать знания, принципы и процессы, которые способствовали созданию успешного бизнеса: бренд-менеджер (P&G - 1931), производственная система Toyota (1950-60), теория маркетинга (Филип Котлер - 1960-е), жизненный цикл продукта (Теодор Левит - 1965), проектный менеджмент (PMI - 1969), теории и практики New Products Management (Джордж Кастеллуччи и Дж.Пауэлл Лайсон - 1981), менеджер программы (Microsoft - 1991), дизайн-мышление (IDEO - 1991) и т.д.

В 21-м веке с популяризацией интернета, область менеджмента стала активно пополняться концепциями и теориями по созданию и развитию цифровых решений: Agile-манифест (2001), Customer Development (Стив Бланк - 2003), Jobs-To-Be-Done (Клейтон Кристенсен - 2003), Канбан-метод (Девид Андерсон - 2007), Бизнес-моделирование (Александр Остервальдер - 2010), Scrum (Кен Швабер и Джефa Сазерленд - 2010), Lean-Startup (Эрик Рис - 2011) и т.д.

Термины, теории и концепции могут проходить процесс формализации и нахождения отклика в широких кругах десятилетиями. Так например, концепция жизненного цикла товара получила первое упоминание в 1931 году в тексте Otto Kleppner «Advertising Procedure», которая эволюционировала десятилетия и была формализована в 1965-1966 годах благодаря работам Philip Kotler, Theodore Levitt и Raymond Vernon нашла общее признание. Второе дыхание данная концепция приобрела в 1991 году, когда Jeffrey Moore выпускает книгу "Преодолевая пропасть: Стратегия маркетинга высокотехнологичных продуктов" где переложил концепцию жизненного цикла физических продуктов на разработку цифровых решений.

Видимо, настало время для концепции продуктового подхода, где продуктовый менеджмент интегрирует в себя идеи, теории и концепции последних десятилетий, которые позволяют бизнесу достигать успеха в современных реалиях.

Менеджмент компаний начинает смотреть в сторону продуктового подхода в следующих ситуациях

  • Решения в компании принимаются на интуиции и ощущениях —> хочется принимать решения на основе данных, понимания рынка, клиентов и конкурентов.
  • Принятые в компании решения реализуются с существенным отклонением по срокам реализации —> хочется так, чтобы срок реализации укладывался в допустимые отклонения.
  • Реализованные задачи не приносят ожидаемый эффект —> хочется делать то, что положительно влияет на клиентов и бизнес.
  • Качество реализованных задач желает лучшего —> хочется делать так, чтобы не было стыдно перед клиентами и заказчиками
  • Низкий уровень инициативности и мотивации сотрудников —> хочется так, чтобы сотрудники активней включались в решение задач клиентов и бизнеса

Реализация принципов продуктового подхода влечет за собой изменения в рабочих процессах, в способах принятия решений, в вопросах бюджетирования, влечет появление новых ролей, перестройку организационной структуры, изменение системы целеполагания, пересмотр мотивационных программ и т.д.

Продуктовый подход - это симбиоз продуктового менеджмента, agile-практик, дизайн-мышления, customer development, lean startup, data driven development, бизнес-моделирования и других концепций, которые направлены на создание и развитие долгоиграющего бизнеса.

Принципы продуктового подхода раскрываются в конкретных практиках, инструментах и процессах. По некоторым практикам, инструментам и процессам проводится обучение, а по многим написаны книги.

Если вы хотите соприкоснуться с продуктовым подходом, а не только о нем разговаривать, то приглашаю вас на 2 бесплатных мероприятия:

  • 25 января в 19:00 на канале Neogenda проведу прямой эфир на тему «Продуктовый подход в бизнесе. Когда и зачем внедрять?».
  • 30 января в 18:00 состоится онлайн-воркшоп «Практика глубинных интервью». Глубинные интервью - это самый действенный способ узнать и понять реальные потребности, желания, цели, задачи, требования, сложности и опыт ваших клиентов и заказчиков. Расскажу, когда и зачем их проводить, покажу популярные схемы и попрактикуем навык.
Дмитрий Кустов
Эксперт в реализации продуктового подхода. Более 10 лет успешного опыта в управлении проектами и продуктами
0
5 комментариев
Бизнес Сноб

Спасибо автору за статью) Я вот тоже читала в книге Котлера "Маркетинг 5.0", что продуктовый подход в заморских странах применялся ещё век назад) Сейчас клиентоцентричный подход. В связи с этим у меня вопрос, неужели мы действительно так отстаём в развитии, маркетинга в частности?

Ответить
Развернуть ветку
Neogenda
Автор

Пробежался по книге Маркетинг 5.0 и не обнаружил там упоминаний про "продуктовый подход" и что он использовался в прошлом веке.

Возможно вы спутали "продуктовый подход" с "производственно ориентированным подходом". Действительно с 1900 до 1960-х годов, драйвером бизнеса была производство товаров (Ford, Boeng, General Electric) - это время ещё называют эпоха производства.

Начиная с 60-х наступает эпоха дистрибуции (Walmart, P&G, McDonald's).

До появления интернета маркетинг крутиться вокруг произведённых физических товаров - Маркетинга 1.0 - маркетинг направленный на товары

Далее наступают 90-e приходит интернет, мир начинает разделять физические товары и цифровые продукты, где связь между производством-дистрибуцией-маркетингом начинает стираться. Маркетинг начинает проникать в интернет и направляется на клиента. Так называемый Маркетинг 2.0

с 2000 по 2010 появляются определившие вектор развития цифровых продуктов концепции Customer Development, Agile-подходы, Lean Startup - это время называют эпохой клиентов (Apple, Uber, AirBnb).

Книга Котлера "Маркетинг 3.0" выходит в 2009, и говорит о том, что маркетинг должен быть ориентирован на клиента/потребителя - входновлять и наполнять клиентов. То есть Котлер подхватывает волну клиентоцентричного подхода к созданию продуктов.

Маркетинг 4.0 вышедший в 2016 году, посвящена соединению онлайн оффлайн механик маркетинга для обеспечения целостного клиентского опыта в каналах привлечения. Что является логичным шагом эволюции в эпоху клиентов - опыт в онлайн и оффлайн должен быть бесшовным и приятным.

Книга Маркетинг 5.0 вышла в 2021 году, в ней уделяется внимание интеграции последних технолоий в функции маркетинга, такие как NPL, AR, VR и т.д. А также важность использования больших данных для предиктивного маркетинга. Котлер в данной книге упоминает Agile-маркетинг, где акциентирует внимание на быстрой изменчивости мира, а значит и маркетинг следует делать адаптивным.

Вся эта подводка к тому, что сейчас маркетинг-производство-дистрибуция продуктов настолько переплетены и связаны технологиями, что невозможно оставаться успешным в современном бизнесе, если вы не будете внедрять современные подходы и технологии во все аспекты бизнеса. Так что всё хорошо у нас с маркетингом 🙂

Например банковская отрасль в России является одной из передовых в плане цифровизации и клиентского опыта. Исследование банковской отрасли от Deloitte 2020 год.

Ответить
Развернуть ветку
Бизнес Сноб

Нет, нет) Не вводите меня в заблуждение и не заблуждайтесь сами на этот счет) Я именно читала книгу Котлера "Маркетинг 5.0" в оригинале. Вы, наверное, просто взяли аннотации к русским переводам его книг, но сами не читали. Рекомендую почитать не только эту книгу, но и "Маркетинг 1.0", где действительно речь идет о том, что первоначально американский маркетинг отталкивался от продукта) Вообще, когда Вы почитаете книги иностранных авторов в оригинале, то поймете их способ мышления и осознаете, как далеко мы отстаем в интеллектуальном плане) Если бы у Вас был опыт работы в среднестатистических провинциальных конторках, Вам бы этот факт стал очевиден)

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Лет 7 - 8 из каждого утюга летели фразы CRM и автоматизация, 4 - 5 лет назад из утюга вещали про agile/kanban, видать сейчас радио у утюга сменилось.

Куда делось простое и честное - деньги зарабатывать и не заниматься фигней?

Уж простите, за столько лет циклы все короче смены моды, почему-то все теряют фокус на главном в бизнесе - бабки.

P.S. Пойду перечитаю закон Паркинсона

Ответить
Развернуть ветку
Neogenda
Автор

Простое и честное - деньги зарабатывать и не заниматься фигнёй. Не даёт ответа на вопрос, как это сделать и как избежать рисков.

Такого уровня ответы слишком абстрактны, и зачастую бесполезны. Это как отвечая на вопрос: "В чем смысл жизни?" Ответить: "Наслаждаться жизнью" - это так просто, честно и очевидно. Только, что делать с таким ответом вопрошающему?

И более внимательные читатели наверняка узнали в шестом принципе "заработок бабок" 🙂

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда