НИУ ВШЭ

Дистант как прыжок в сторону клиентоориентированности 

Дистанционная подача документов, увеличение количества образовательных программ и другие бонусы для новых абитуриентов Вышки.

Онлайн-сервисы для приемной кампании (прием документов) мы начали внедрять в оперативном режиме в прошлом году. Это было связано с ковидными мерами и было предписано Минобрнауки, то есть, можно сказать, обстоятельства вынудили сделать это в самые сжатые сроки из возможных. Действовать нужно было довольно быстро, но нам удалось перевести приемную кампанию на сто процентов в онлайн, а позже внедрить необходимые сервисы для проведения онлайн-экзаменов и заключения договоров. Теперь зачисленным абитуриентам не нужно даже приезжать в университет до начала учебы: студенты и родители со своей стороны заключают договоры, используя простую электронную подпись, со стороны университета используется квалифицированная электронная подпись. Конечно, это потребовало трат: для того чтобы работать с документами эффективнее (в том числе и во время приемной кампании), мы перешли на новую систему электронного документооборота, для проведения экзаменов выбрали платформу «Экзамус». В целом университет подсчитал, что переход на дистанционные технологии обучения увеличил стоимость реализации образовательных программ на 20%.

В этом году мы снова принимаем документы и проводим приемную кампанию в режиме онлайн, но уже наработав определенный опыт и сделав необходимые инвестиции, и в результате можем предложить студентам гораздо более совершенный и удобный сервис.

Можно констатировать, что для университета дистанционная форма подачи документов — это серьезное увеличение нагрузки. Подразделения, отвечающие за приемную кампанию, летние месяцы работают весьма напряженно. Например, для того, чтобы заключить договор на платное обучение, в предыдущие годы абитуриент должен был приехать в выбранный кампус, в офис приемной комиссии, продиктовать оператору свои данные, подписать все экземпляры — и все за один подход. Дистанционные технологии позволяют студенту подавать заявку, сидя у себя дома на диване. Подав одну заявку, студент может передумать по поводу образовательной программы, и договор будет переоформлен, или семья решит, что договор нужно оформлять так, чтобы оплата шла через материнский капитал, и договор переоформят еще раз.

Все это серьезные затраты ресурсов со стороны университета, но одновременно существенно большие удобства для абитуриентов. Минобрнауки разрешило абитуриентам подавать документы одновременно в пять учебных заведений, в каждом выбирая до трех направлений подготовки. Благодаря новым возможностям (в том числе онлайн-технологиям подачи документов) количество людей, претендующих на поступление в наш университет, в прошлом году увеличилось кратно. В этом году сервисов для подачи документов будет еще больше: подавать документы на бюджетные места можно будет через портал госуслуг.

В этом, с нашей точки зрения, и есть смысл современного этапа развития рынка: это рынок потребителя, а не продавца. Онлайн заставил сделать этот прыжок, хотя нельзя сказать, что все его совершили с одинаковым успехом. Вышка постаралась извлечь из этого перехода максимум пользы именно для студентов.

Так, например, одна из самых популярных образовательных программ НИУ ВШЭ — «Дизайн» с прошлого года начала работать помимо московского в санкт-петербургском кампусе, а с этого — во всех четырех кампусах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь). Учитывая, что большинство студентов на эту программу приходят после профессиональных колледжей, для них проводятся внутренние вступительные испытания. Таким образом, необходимо организовать испытания, в том числе творческий конкурс, для нескольких тысяч новых абитуриентов. Благодаря онлайн-технологиям мы имеем возможность масштабировать образовательную программу на все кампусы без потери качества. На этапе приемной кампании важно, что отбор проводит одно и то же жюри, и этим людям не нужно перемещаться из города в город, чтобы оценивать работы участников. Абитуриенты просто загружают свои работы на сайт. При этом возможности сайта позволяют загружать в хорошем качестве большое количество видео, макетов, фотографий. Комиссия при этом будет спокойно работать, выставлять объективные оценки и доводить их до сведения абитуриентов.

Напомним, что большинство абитуриентов поступает в Вышку по ЕГЭ, но часть (иностранные граждане, выпускники профучилищ, некоторые другие категории) — на основании вступительных испытаний. Благодаря онлайн-технологиям количество абитуриентов, успешно сдающих вступительные испытания, сильно выросло. Например, в прошлом году последнее вступительное испытание по русскому языку успешно прошли 500 человек. Ранее процент успешного прохождения был существенно ниже. Принято считать, что онлайн — это еще больший стресс на экзамене, однако мы видим, что результаты экзаменов не ухудшились, а проверяем мы прокторингом двух видов: сначала используем очный прокторинг (следим за поступающими в процессе того, как они пишут экзамен), потом асинхронный (отсматриваем записи по итогам вступительного испытания). Работа приемной комиссии, таким образом, усложняется, но в результате мы предоставляем абитуриентам лучший сервис и сами имеем возможность выбрать из них лучших, и в этом как раз и есть главная выгода Вышки.

Автор: Оксана Кононенко, заместитель начальника отдела по работе с абитуриентами НИУ ВШЭ

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null