Крепостной театр, лошади и масоны

Зачем Вышке AR-экскурсовод по главному зданию

Крепостной театр, лошади и масоны

В центральном атриуме здания Вышки на Покровском бульваре, чуть-чуть пошевеливая ушами, стоит лошадь. Если присмотреться, упряжь на ней старомодная, чуднАя. Впрочем, стоит признать необычным и как таковое пребывание крупного животного в здании высшего учебного заведения.

Администратор корпуса на Покровке, однако, не выглядит встревоженным: лошадей в атриуме видят лишь несколько обладателей электронных планшетов на защите проекта студентов МИЭМ — они создали интерактивный AR-гид по Дому Дурасова. В этом историческом особняке, объединенном с несколькими соседними зданиями, как раз и расположен корпус Вышки на Покровском бульваре.

Посмотрев на лошадей в атриуме и узнав, что в 19-м веке здесь располагался манеж, который занимающая вплоть до революции Дом Дурасова Практическая академия коммерческих наук сдавала расположенным по соседству Покровским казармам, экскурсанты отправляются дальше. Глядя в планшеты они наблюдают, как трансформируется здание, принимая разные очертания в соответствие с эпохой, как в историческом камине загорается огонь, а вдоль главной лестницы появляются находившиеся здесь в разное время бюсты и барельефы Петра I, Наполеона, Суворова, Маркса, Энгельса и Ленина.

Крепостной театр, лошади и масоны

«С технической точки зрения эта работа очень современная — комментирует руководитель проекта, ведущий инженер учебной лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ Алексей Ролич. — Здесь использована безмаркерная технология, это последнее слово в AR-технологической моде. Это значит, что пользователю не нужно скачивать qr-коды или метки — он просто ходит по зданию, изучает графический материал, а также читает и слушает сопроводительный текст».

Впрочем, проекту есть куда развиваться и в техническом, и в гуманитарном смысле. Студенческая работа — только первая ступень создания экскурсионного гида по дому Дурасова, задуманного в рамках проекта «Университет, открытый городу».

В августе 2019-го года, когда мы открывали новый корпус Вышки на Покровском бульваре, у меня появилась мысль, что это здание — один из лучших в Москве образцов зрелого классицизма с богатой историей — как раз может стать очень интересной точкой пересечения интересов наших студентов, преподавателей, родителей студентов, москвичей и т.д. Идея получила развитие, когда мы обсуждали возможности технологий дополненной реальности с командой МИЭМ. Потом еще был ряд консультаций: мы очень благодарны Музею Москвы, который передал нам архив, собранный реставраторами Дома Дурасова, также мы консультировались с сотрудниками Пушкинского музея, музея имени Щусева. Отдельная благодарность за технические консультации — цифровому директору Пушкинского музея Владимиру Определенову. К моей огромной радости и отчасти — удивлению — AR-путеводитель, являющийся результатом студенческой работы, получился очень качественным цифровым продуктом. Это полноценная реализация проектного подхода в обучении, на который переходит Вышка в последние годы, и в проекте еще таятся бесконечные пласты образовательных возможностей: для студентов факультетов гуманитарных наук, городского регионального развития, компьютерных наук. А для гостей университета появится возможность погрузиться не только в наше настоящее, но и в прошлое, причем используя такой вот современный и технологически совершенный портал.

Ирина Мартусевич, руководитель аппарата НИУ ВШЭ

В настоящее время руководитель проекта Алексей Ролич находится в процессе создания проектно-учебной группы, которая будет в заниматься развитием этого направления.

Учитывая богатую историю Дома Дурасова, возможностей для создания нового контента масса. Здесь могут быть сцены семейного быта наследницы уральских заводчиков Аграфены Мясниковой (Дурасовой) и ее мужа, отставного бригадира Алексея Дурасова — он стал заказчиком строительства особняка, для работы привлек лучшего архитектора того времени Матвея Федоровича Казакова.

В Белом зале, где заседает Ученый совет Вышки, когда-то проходили выступления знаменитого крепостного театра, созданного их наследником, Николаем Дурасовым.

Чрезвычайно интересно для визуализации все, что связано со следующим владельцем дома — эксцентричным графом Матвеем Дмитриевым-Мамоновым, учредителем масонского общества (за создание этого общества и свою эксцентричность был объявлен умалишенным).

Или же сцены из деятельности прообраза Вышки — уже упомянутая здесь Практическая академия коммерческих наук являлась первым в Российской империи учебным заведением для подготовки коммерсантов (учебное заведение было, правда, не высшим, а средним). В советское же время здесь располагалась Военно-инженерная академия имени Куйбышева, одно время председателем комиссии по защите дипломных проектов был Дмитрий Михайлович Карбышев.

«Технологически возможно все, и мы планируем делать динамические реконструкции с помощью 3D-моделирования, будем использовать все современные возможности технологий дополненной реальности» — обещает Алексей Ролич.

Крепостной театр, лошади и масоны

Для студентов участие в таком проекте — целый букет новых возможностей. «Я увлекаюсь историей, проект был уникальным для меня — рассказывает студент МИЭМ Дмитрий Егоров. — К тому же, хотелось стать частью команды, которая будет работать над социально значимым результатом, глобально полезным для университета. «Мне пригодились навыки работы с движком Unity, но также получил некоторые навыки андроид-разработки, так как основной модуль приложения разрабатывался в Android Studio», — дополняет Павел Самойленко. «Мои навыки работы в команде вышли на совершенно новый уровень, и это был мой первый и очень значимый проект дополненной реальности, который ляжет в основу моей карьеры в AR-индустрии — делится планами Марина Фирсова.

Автор фото: Даниил Прокофьев

22
Начать дискуссию