НИУ ВШЭ

Что делать руководителю в ситуации коллективного стресса?

Рассказывает руководитель образовательной программы «Психология» НИУ ВШЭ

Александр Вечерин

кандидат психологических наук, руководитель программы профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ «Руководитель психологической службы организации», академический руководитель образовательной программы «Психология» НИУ ВШЭ.

Коллективный стресс отличается от локального тем, что он действует не на одного конкретного человека, а на социальные группы. Причинами таких стрессов могут стать резкое ухудшение экономической и политической ситуации, масштабные организационные изменения в кампании, негативный фон в сми.

Руководитель должен учитывать, что в ситуации стресса у сотрудников может наблюдаться различный комплекс реакций: от снижения когнитивных функций (память, внимание) и работоспособности до повышения уровня хаотичной активности. Могут наблюдаться проявление агрессии, как одной из стратегий совладания со стрессовой ситуацией. Возникает чувство беспомощности, повышается тревожность. У многих работников будет потребность обсудить с коллегами тревожащие их факторы и свое эмоциональное состояние.

Все эти негативные проявления стресса снижают производительность труда, повышаются риски конфликтов, затрудняются процессы планирования работы, психологический климат может стать неблагоприятным.

Самая общая рекомендация руководителю в этих условиях — транслировать сотрудникам идею спокойного и последовательного решения возникающих проблем.

  1. Прежде всего, сотрудники должны ощущать присутствие руководителя. Чувство, что руководитель находится с работниками в одном рабочем процессе, действует успокаивающе. В ситуации общего организационного стресса руководитель должен демонстрировать повышенное внимание к проблема возникающим у работников, быстро реагировать на возникшие затруднения. Рекомендуем отказаться в этих условиях от методов «карающего/наказывающего» руководства, чаще использовать нематериальные поощрения в виде благодарности, высокой оценки важности результатов работы и социального признания.
  2. Организуйте регулярные встречи с коллективом в начале рабочего дня. Оптимальный тайминг — 15-25 минут. Цель данной работы — снижение тревоги сотрудников посредством четкого оперативного планирования. На этих встречах следует концентрировать обсуждение на анализе результатов работы предыдущего рабочего дня, оценке изменений организационных факторов и планировании задач на текущий день. Если работники хотят высказать свои опасения, то следует дать им возможность кратко это сделать и в коллективном формате обсудить варианты решения ситуации, в которой оказался работник. Хорошей практикой является фиксация принятых решений письменно на доске или флипчарте.


  3. Опирайтесь на структурирующих лидеров. Эта рекомендация связана с негативными последствиями стресса на формат работы в группе. Наиболее успешными в этой ситуации являются лидеры, хорошо контролирующие свое эмоциональное состояние, способные четко структурировать работу сотрудников, организовывать продуктивные обсуждения планирования работы, мягко контролировать выполнения поставленных задач.

Используйте правильные вопросы к сотрудникам. Например:

  • Что мы достоверно знаем о нашей организационной ситуации?
  • Какие факторы представляют риск?
  • Как мы можем минимизировать риски? Что мы еще можем сделать для минимизации рисков?
  • Как мы узнаем, что возник новый фактор риска?
  • Что мы сделаем, если возникнет новый фактор риска? Как будем его минимизировать?
  • Какие у нас есть ресурсы для решения проблемной ситуации?
  • Какие ресурсы нам дополнительно необходимы? Как мы можем их получить?

В качестве индивидуальных советов людям, испытывающим стресс, можно использовать следующие:

  • Рационализируйте стрессовые факторы. Напишите на бумаге, что именно вас тревожит, оцените реальные риски, соотнесите со своим эмоциональным состоянием, продумайте способы минимизации рисков.
  • Развивайте навыки гибкого планирования. Часто тревога, сопровождающая стресс, вызвана фактором неопределенности. Мы привыкли жить в предсказуемом мире. Снижая неопределенность, мы снижаем риски негативных проявлений тревоги. В ситуации неопределенности линейное планирование с единственным исходом не работает. Гибкое планирование с множество вариантов действия в зависимости от возникших обстоятельств позволит вам чувствовать себя увереннее. Нарисуйте себе схему своих действий. Вначале это будет трудно, потом войдет в привычку.
  • Уделяйте внимание своему физическому состоянию. Наше физическое состояние тесно взаимосвязано с переживанием стресса. В во время стресса могут быть нарушены механизмы сна и питания, есть риски нарушения работы сердечно-сосудистой системы. Может наблюдаться как снижение аппетита, так и избыточное потребление пищи. Планируйте приемы пищи, контролируйте потребление калорий, вводите в рацион продукты с большим содержанием клетчатки, что является хорошей профилактикой негативных последствий стресса для системы пищеварения. Физические нагрузки должны стать регулярными, но следует избегать изнуряющих тренировок. В ситуации стресса высокий риск возникновения спортивных травм. Наиболее безопасными являются занятия на велотренажерах, плавание. Сон должен быть продолжительным, не менее 8 часов ночного сна (в некоторых случаях сильного стресса эта норма может быть увеличена).
  • Проявляйте заботу о коллегах. В ситуации стресса многие работники чувствуют себя одинокими и беспомощными в своем переживании ситуации. Это чувство одиночества модно снизить проявляя обычную бытовую заботу об окружающих вас коллегах.
  • Правильно поддерживайте своих коллег. Хорошим и безопасным способом поддержки своих коллег является следующая схема: «Я вижу/ слышу/чувствую, что тебе сейчас тяжело/ты тревожишься/ переживаешь… Давай вместе обсудим, что ты можешь сделать в сложившихся обстоятельствах». Тем самым мы фиксируем негативное переживание, но помогаем коллеге сконцентрировать свое внимание на продуктивных способах решения трудной жизненной ситуации.

«Руководитель психологической службы организации» – новая программа профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ, которая предлагает слушателям освоить психологические инструменты, подходы и технологии, используемые в управлении персоналом, погрузиться в ключевые задачи и проблемы, связанные с управлением людьми, научиться их решать. Программа идет с апреля по декабрь 2022 года (июль – август – каникулы). Занятия проходят два раза в неделю с 19.00. до 22.00. Подать заявку на участие можно здесь.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null