Он улетел, но обещал вернуться: почему сотрудники уходят, а потом возвращаются?

Возвращались ли вы работать в компанию, из которой когда-то уволились? По данным опроса Superjob, сегодня порядка 26% специалистов готовы вернуться в компанию, где однажды работали. Среди работодателей прослеживаются похожие настроения: если раньше больше половины опрошенных HR-менеджеров утверждали, что принимать обратно бывших сотрудников они не хотели бы, то сейчас 76% пересмотрели свое мнение и будут рады возвращению тех, кто когда-то покинул компанию. Почему происходит смена парадигмы и какие преимущества дает факт возвращения самим экс-сотрудникам и их работодателям? Редактор IBS провела небольшое исследование и делится результатами.

Причины ухода в новую компанию могут быть разными, но чаще всего они связаны с поисками чего-то нового: сотрудник хочет получить новый опыт, сменить сферу или отрасль деятельности, ищет возможность повысить свой доход или получил предложение поучаствовать в проекте, от которого просто не может отказаться.

А вот феномен возвращения на прежнее место работы гораздо интереснее: ведь только что-то по-настоящему стоящее и важное может подтолкнуть нас вернуться туда, откуда мы по какой-то причине решили уйти.

Компания IBS работает на IT-рынке почти 30 лет, десятки тысяч специалистов работали здесь. Естественно, сотрудники приходили, уходили, иногда возвращались. Но в последние годы, отмечают наши HR-специалисты, тенденция к возвращению стала особенно заметна. Отметив этот тренд, мы решили пообщаться с сотрудниками, которые когда-то ушли из компании, а спустя годы приняли решение вернуться в IBS. Нам было интересно, почему специалисты снова делают выбор в пользу компании, в которой когда-то уже работали. Для наиболее объемной и полной картины мы пообщались с разными специалистами, занимающими различные позиции в IBS.

Почему сотрудники возвращаются к бывшим работодателям?

Сложности на новом месте

К сожалению, на новом месте не всегда все складывается так, как хотелось бы, и первоначальные ожидания от смены работы не оправдываются. Иногда не получается выстроить отношения с новыми коллегами, либо же задачи оказываются неинтересными, а нагрузка слишком высокой.

Дмитрий Иванов, руководитель команды департамента проектирования и разработки, рассказывает: «На новом месте я принимал участие в разработке одного очень интересного проекта, но когда мы его завершили и он отправился в самостоятельное плавание, пришли новые проекты, которые оказались сопряжены с некоторыми внутренними сложностями, которые плохо влияли на рабочую атмосферу и продуктивность, а при этом чего-то нового и интересного на горизонте не появлялось».

В свою очередь Алексей Тараканов, старший эксперт отдела системного администрирования ДИТ, говорит о том, что в новой компании его задачи были далеки от его основного направления — работы с почтовой системой. «Так вышло, что я не мог заниматься тем, в чем мог бы быть наиболее эффективен, плюс зачастую приходилось заниматься вопросами, совсем не входившими в круг моих обязанностей, например решать менеджерские задачи», — говорит Алексей.

Окончание проекта

Перспективы взяться за интересный проект тоже могут подтолкнуть сотрудника к смене работы, поскольку дают возможность получить новый опыт или реализовать свой потенциал в той сфере, в которой это невозможно сделать в текущей компании. Однако бывает так, что специалисты, реализовав свои амбиции на проектах, куда были приглашены, готовы вернуться назад в свою прежнюю компанию.

Так, Дарина Германова, руководитель проектов в дивизионе бизнес-решений IBS, рассказала, что ей было интересно получить опыт работы на стороне заказчика, но, проработав несколько лет в одной крупной золотодобывающей компании, она решила вернуться в IBS. Свое решение она объясняет так: «Когда один из этапов проекта, на котором я работала, закончился, мой бывший руководитель из IBS обратился ко мне с предложением вернуться. Я вряд ли бы откликнулась на какое-то другое предложение, поскольку работа в новой компании мне нравилась и коллектив был хороший, но к тому моменту у меня уже появилось ощущение, что тот опыт, за которым я пришла, был получен и работа на стороне IT-компании все же привлекает меня больше».

Виталий Данильчук, управляющий партнер сегмента «Энергетика и ЖКХ», реализовал проект в области цифровой трансформации в одной крупной энергетической компании и по его окончании вернулся в IBS уже на новую должность. «В энергетической компании мы с командой успешно реализовали проект, определяющий, какой должна стать цифровая трансформация. Совет директоров утвердил стратегию, инструмент цифровой лаборатории и инструменты реализации стратегии запущены, сформирована команда для поддержания работы новой структуры. Дальше оставалась только операционная деятельность в роли контроллера и методолога. Но мне интереснее проектная деятельность, поэтому, когда IBS предложила мне вернуться и стать управляющим партнером сегмента энергетики и ЖКХ, я согласился», — рассказывает менеджер.

Интересное предложение

Многие компании поддерживают связь с бывшими сотрудниками, не упуская из поля зрения ценных специалистов. Да и сами сотрудники нередко заинтересованы в сохранении дружеских связей с бывшим работодателем. Хорошие отношения — залог взаимного успеха.

Андрей Кельманзон, управляющий партнер сегмента «Аутсорсинг и сервисы», впервые пришел в IBS, когда только происходило становление компании. Андрей проработал здесь 9 лет, а потом его пути с IBS разошлись почти на 20 лет. Он занимал руководящие должности в различных крупных российских и международных компаниях, работал в разных отраслях. Но в 2021 году карьерный путь снова привел его в IBS: «В тот момент, когда я получил приглашение вернуться в IBS, я уже расторг отношения со своим предыдущим работодателем и вел свой бизнес, занимался частными проектами. В IBS мне предложили стать управляющим партнером крупного сегмента «Аутсорсинг и сервисы», мне это показалось интересным и весьма перспективным. Так я вернулся в компанию спустя 20 лет».

Хорошие отношения с бывшими коллегами

Всегда приятно возвращаться туда, где много знакомых лиц и дружественная атмосфера. Все герои нашего мини-исследования подчеркивают, что после ухода они продолжали поддерживать профессиональные и дружеские отношения с бывшими коллегами, руководителями и представителями HR, благодаря чему им было легко вернуться в компанию и их возвращение было встречено с радостью.

Корпоративный дух

Помимо профессиональных интересов, среди причин возвращения наши респонденты отмечали важность корпоративных ценностей, культуры компании, которые были им близки. Если атмосфера компании создает у вас ощущение, что это ваша компания, что вы в команде людей, чьи ценности, нормы и правила разделяете, это действительно важно. Совпадение культурного кода специалиста и компании — это минимум 50% гарантия совместного успеха и длительных профессиональных отношений. Потому HR-команда, нанимая нового сотрудника, уделяет большое внимание не только его hard-skills.

Леонид Забежинский, заместитель генерального директора IBS, отмечает: «Для того чтобы у сотрудника сложились длительные отношения с компанией, необходимо наличие всего двух обстоятельств. Первое — корпоративная культура и ценности сотрудника и компании должны совпадать. И второе — то, чем сотрудник занимается в компании, должно быть ему интересно и по силам. В момент, когда в процессе своего развития сотрудник перерастает уровень стоящих перед ним задач, компания объективно не всегда может предложить ему профессиональный или карьерный рост. И тогда для самореализации человек уходит в другую компанию. Но он никогда не забывает компанию, чья корпоративная культура была ему близка, и при возникновении возможности с удовольствием возвращается в нее в новом качестве.

А корпоративная культура IBS традиционно гостеприимна к желающим вернуться».

Преимущества возвращения

Возвращение в компанию, в которой сотрудник когда-то уже работал, сегодня не воспринимается как шаг назад ни одной из сторон. Компании с радостью встречают «новых бывших» коллег, активно строят отношения с alumni и даже создают из бывших сотрудников сообщества «выпускников». С ними поддерживают связь с помощью email-рассылок, помогают в расширении личных и деловых контактов, устраивают мероприятия. Такой подход явно демонстрирует специалистам, что компания остается дружна с ними, заинтересована в их успехе и готова поддерживать отношения. А это делает решение вернуться еще проще.

Плюсы возвращения для сотрудников:

  • Простое собеседование

Несмотря на то, что процедура трудоустройства остается такой же, само собеседование проходит легче, становится менее стрессовым и волнительным, так как стороны уже знают друг друга, имеют общую историю и остается лишь уточнить вопросы, касающиеся профессиональных задач и обязанностей.

  • Легкая адаптация

Многие сотрудники говорят о возвращении к бывшему работодателю как о возвращении домой: знакомые люди, знакомые процессы, понятное устройство деятельности, близкая культура.

  • Карьерный рост

Нередко возвращение сотрудника в прежнюю компанию дает специалисту возможность карьерного роста и новые финансовые возможности. И это вполне понятно: набравшийся опыта, профессионально подросший и к тому же хорошо знакомый компании специалист является ценным кадром и способен быстро продемонстрировать свою эффективность для бизнеса.

Плюсы возвращения сотрудников для компании:

  • Быстрая адаптация

Благодаря тому, что сотрудник уже знаком с компанией, ему требуется меньше времени, чтобы полноценно встроиться в рабочий процесс.

  • Новые навыки и компетенции

Сотрудники, поработав в разных компаниях и отраслях, возвращаются с накопленным багажом новых знаний и умений, ценных для компании.

  • Сокращение затрат

Эксперты HBR утверждают, что, когда компании принимают на работу бывших сотрудников, они тратят значительно меньше усилий на обучение, да и поиск сотрудника среди сообщества знакомых специалистов происходит быстрее. Все это может сократить расходы на найм до 50%.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда