Разрешите отрекомендоваться!

Обратная сторона любви - зачем рекрутер говорит о кандидате с его бывшими работодателями?

Ваше трудоустройство может зависеть от того, что о вас думают бывшие коллеги. Вы знали? Объясняю, зачем мы, HR-менеджеры и рекрутеры, говорим с ними.

Сгенерировано ИИ
Сгенерировано ИИ

Сбор рекомендаций - это обязательный этап?

Собирать или нет рекомендации - зависит от ситуации. Но обратную связь, скорее всего, запросят по кандидату на ключевые или даже просто важные позиции, где нужен человек с высоким уровнем ответственности. Где результат сотрудника влияет на общий результат компании.

Хорошая новость в том, что если по Вам запрашивают обратную связь у “бывших”, то, скорее всего, Вы очень понравились работодателю. Новая компания просто хочет получить ценные сведения о Ваших личных качествах, подходе к работе и взаимодействию с коллегами.

Рекомендации кандидатам:

  • Не жгите мосты на прежнем месте работы
  • Расставайтесь с работодателем в деловом ключе
  • Формируйте имидж профессионала
  • Даже если прежний руководитель - неадекват, всегда должен быть коллега, который даст о вас положительный отзыв.

Что обычно спрашивают у бывших работодателей?

5 основных пунктов про Вас:

  1. При каких обстоятельствах работали?
  2. Каковы Ваши самые сильные стороны?
  3. Какие качества Вам следовало прокачать на тот период?
  4. Как оценивают Вашу работу на этой должности по десятибалльной шкале? Что заставило дать именно такую оценку?
  5. Многие рекомендуют не спрашивать о причинах увольнения, но я всегда задаю этот вопрос. А потом уточняю: если была бы возможность взять этого кандидата еще раз, взяли бы?

HR всегда постарается выяснить дополнительные детали, если увидит какие-то несостыковки. Например, работу оценивают высоко, а сильных сторон называют мало - может быть, бывший работодатель затаил обиду, надо быть внимательней к оценкам.

Сгенерировано ИИ
Сгенерировано ИИ

А если я ещё работаю на старом месте - как по мне запросят обратную связь?

Это деликатная ситуация. Если Вы еще не предупредили текущего работодателя о поиске работы, то главная задача рекрутера – не подставить Вас.

Самый простой вариант - альтернативные источники рекомендаций, например, предыдущие работодатели, клиенты или партнеры, если это уместно.

Можно отложить сбор рекомендаций на самый последний этап, когда уже есть понимание, что Вам дадут оффер.

В любом случае, прежде чем связываться с кем-либо из Ваших текущих или бывших коллег, Вас обязательно предупредят об этом и получат от Вас разрешение. Однако знайте, что именно из-за потенциальных рекомендаций на собеседовании у Вас могут невзначай уточнить ФИО руководителя и т.д.

Кейс “Биорг”: сбор рекомендаций на кандидата на позицию руководителя отдела продаж

Кандидат последние 12 лет работал в одной и той же компании. Он начал поиск работы, будучи еще трудоустроенным. И мы подошли к моменту сбора обратной связи по нему. Трудность была в том, что брать рекомендации от предыдущего работодателя, мягко говоря, не имело смысла. А звонить текущему работодателю кандидат запретил. У нас он претендовал на должность руководителя отдела продаж, поэтому мы договорились, что позвоним за рекомендацией его клиенту.

Схема сработала наилучшим образом:

  • клиент дал развернутую положительную обратную связь по кандидату
  • привел примеры, когда подчиненные кандидата демонстрировали, что прекрасно разбираются в своей профессиональной области
  • рассказал, что с ними всегда приятно работать.

Сколько рекомендаций могут запросить?

Оптимальное количество рекомендаций для кандидата зависит от конкретной ситуации, но обычно достаточно 2–3 мнения. Этого объёма данных достаточно, чтобы не потерять фокуса и одновременно сбалансировать разные точки зрения.

Сгенерировано ИИ
Сгенерировано ИИ

Если я - руководитель, у кого запросят обратную связь?

Люди видят кандидата с разных сторон. Руководитель оценивает результаты работы подчиненного, насколько его действия соответствуют общей стратегии.

Подчиненные - видят лидерские качества и стиль управления, как менеджер разрешать конфликтные ситуации, креативность. За обратной связью по руководителю могут позвонить именно подчиненным.

Клиенты/партнеры - оценят умение выстраивать отношения и решать проблемы.

С другой стороны, они могут подсветить и проблемные зоны: проблемы в коммуникации, неорганизованность или трудности в принятии решений.

А можно оценить меня безотносительно предыдущих мест работы?

Прошлое поведение - лучший предиктор будущего. Как кандидат работал в прошлом, как решал проблемы, как выстраивал отношения с коллегами - это все укажет на то, как он, вероятно, будет действовать в новой ситуации.

Сбор рекомендаций поможет выявить проблемные моменты, которые не были озвучены Вами. Например, проблемы с дисциплиной, конфликты с коллегами, неспособность выполнять задачи в срок.

Но бывает, что сравнивают совершенно разных кандидатов. Например, сотрудника крупной корпорации и сотрудника стартапа. Условия, ресурсы и требования к ним были разные, спрос разный и амбиции коллег - разные.

Также на новом месте работы может быть совершенно другая культура, задачи и требования. Успех в одной компании не гарантирует успеха в другой и наоборот.

По этой причине на отзывы никто не полагается “слепо”. Рекомендации не дают гарантий, это просто один из инструментов, чтобы компания нашла своего человека.

2
1 комментарий