Консерваторы и новаторы: как тип клиента влияет на подход к нему

Первый контакт с клиентом определяет все ваши дальнейшие шаги. Провалили знакомство = создали себе кучу препятствий на пути к сделке. Преодолеть их потом будет гораздо сложнее, чем найти немного времени на подготовку к первой встрече. Достаточно одного: навести минимальные справки о потенциальном клиенте (или партнере) и понять, новатор он или консерватор. Передаем слово Александре Кудимовой, она немного подробнее расскажет об этих типах

Александра Кудимова
Исполнительный директор «Анлим-Софт»

«Если всё работает, зачем что-то менять»

Консерватор консерватору – рознь, поэтому мы здесь определим еще две ветки. Первая – классический консерватор. У них все выстроено годами. И даже если неровно, неудобно и нелогично, пока работает, они не считают нужным что-то менять.

Консерваторы и новаторы: как тип клиента влияет на подход к нему

Как правило, к изменениям таких клиентов подталкивают форс-мажорные обстоятельства. Яркий тому пример – пандемия. Даже если компания десятки лет работала исключительно в офлайне, из IT-технологий используя разве что собранный когда-то давно сайт, в условиях 2020-го пришлось поменять свои принципы и адаптироваться. Вопрос выживания.

Диалоги с такими клиентами, как правило, самые сложные. Первое, что нужно постараться сделать – построить диалог так, чтобы говорил ваш собеседник, а не вы. Не додумывать за него и не предлагать конкретные варианты, а просто слушать. Идеальных систем не бывает, вам важно понять, как устроены его бизнес-процессы, какие проблемы и боли беспокоят компанию.

Например, нам говорят, что Мария Ивановна не успевает обрабатывать информацию. Копаем глубже и узнаем, что она выполняет задачи и бухгалтера, и сисадмина, и офис-менеджера. Выясняем, какие процессы можем у нее забрать, чтобы не потерять сотрудника из-за выгорания и предложить безболезненное поэтапное решение

Диалоги с такими клиентами, как правило, самые сложные. Первое, что нужно постараться сделать – построить диалог так, чтобы говорил ваш собеседник, а не вы.

Поэтапное решение – самый подходящий вариант для этой категории клиентов. Не выдавайте все, что у вас есть сразу: и такое решение есть, и вот это можем. Это отпугивает. Ваша задача – аккуратно распознать реальную боль и предложить небольшое безболезненное решение. С него клиент сможет начать знакомство со сферой, которая пока ему непонятна. Мы в таких случаях, если чувствуем отклик от клиента, формируем дорожную карту, предлагаем MVP и постепенное внедрение. Так клиент понимает, что его услышали, что вам на самом деле интересно решить проблему, а не отправить поскорее КП и продать готовый и, возможно, избыточный для него продукт.

«Не знаю, что выбрать, боюсь ошибиться»

Второй подвид консерваторов – клиенты, которые понимают, что решать проблемы необходимо, но страшно. Они боятся ошибиться, так как не понимают, как это сделать правильно. Поэтому часто оставляют все, как есть.

Консерваторы и новаторы: как тип клиента влияет на подход к нему

Им важно объяснить, что внедрять новые решения в систему компании не больно, что вы понимаете, как это сделать. Вы – эксперт, на вас можно положиться. Для таких клиентов не стоит создавать систему, которая унесет их в космос. Здесь важно выявить боль и закрыть ее без избыточных функций и наворотов. Дать возможность «пощупать» продукт, поработать с ним. Намного легче решиться на внедрение, когда видишь что-то конкретное, осязаемое, а не эфемерное решение. Формат пилота или демо-версии и по цене не испугает, и не вызовет отрицания у сотрудников на этапе внедрения.

«А есть у вас что-то с искусственным интеллектом?»

Теперь о новаторах. Первый подтип – условные новаторы. Они много слышат и читают в медиа о новых технологиях, но не имеют возможности вникнуть в вопрос глубоко, однако впитывают всю информацию. Отсюда рождаются неверные суждения.

Сейчас всюду говорят про цифровую экономику, искусственный интеллект и нейросети. Люди это потребляют и часто воспринимают как истину. И это объяснимо: в условиях нехватки времени погружаться в непрофильную сферу настолько, чтобы различать реальные факты и PR, нет возможности.

Когда мы приходим на встречу к такому клиенту, он ждет, что мы его чем-то удивим. А мы предлагаем простое, но функциональное решение проблемы. В ответ слышим что-то, вроде «А у вас есть что-то с искусственным интеллектом? А то вы какое-то стандартное решение предлагаете».

В этом случае надо аккуратно выяснить, что человек вкладывает в понятие «искусственный интеллект» и какую проблему он хочет с его помощью решить, каким образом. Опыт показывает, что чаще всего к окончанию встречи решение сводится к простым и заранее просчитанным алгоритмам.

Консерваторы и новаторы: как тип клиента влияет на подход к нему

«У меня уже работает парочка решений, предложите что-то новое»

Второй подтип – реальные новаторы. Они постоянно в поиске чего-то нового, они в теме. В их компаниях уже выстроены процессы на нескольких системах, поэтому они знают, о чем говорят. От таких клиентов обычно поступают уже более конкретные вопросы. Они часто смотрят с позиции сравнения уже установленного IT-продукта с новым.

Но опять же: идеальных систем не бывает. Уточните, какие моменты в системе работают не так, как хотелось бы, что нравится, а что хотелось бы улучшить. По итогу встречи вы можете прийти одному из двух результатов: первый – еще одно решение в компании, действительно, будет избыточным (и это ок), второй – в разговоре вы обнаружите проблему, которую можете решить.

Важно: мы всегда относимся с уважением к коллегам-разработчикам. Мы их не обесцениваем и не сравниваем с позиции «наше лучше, а это хуже». Мы задействуем только функциональное сравнение

Бизнес делают люди

Какой бы избитой уже ни была эта фраза, ее всё еще берут в расчет не все. К чему это? Вы можете идти на встречу с готовностью отрабатывать возражения, а можете просто постараться установить диалог, помочь человеку сформулировать проблему и предложить реальное решение. Нейрофизик Дженет Кроуфорд и по совместительству эксперт журнала Forbes однажды сказал, что более 90% решений мы принимаем на бессознательном уровне, эмоционально. Через такие медиаторы, как дофамин и кортизол, эмоции «отсекают» некоторые возможные цепочки принятия решений. И, как показывает практика, это реально так. Если с человеком приятно общаться, более вероятно, что мы ему расскажем о том, что нас беспокоит и тревожит.

1
Начать дискуссию