Мы автоматизировали генеральных директоров Southwest, Starbucks и Nike с помощью ИИ

Может ли ИИ действительно выполнить работу ген. дира?

The Hustle смоделировали автоматизацию генерального директора трех компаний, стремящихся к возрождению: Nike, Southwest Airlines и Starbucks с помощью ИИ (Claude Sonnet 3.7). И вот что из этого вышло.

ИИ автоматизировал генеральных директоров Southwest, Starbucks и Nike
ИИ автоматизировал генеральных директоров Southwest, Starbucks и Nike

Доказательства того, почему генеральных директоров можно автоматизировать, довольно ясны:

  • Хотя генеральные директора могут быть ценными как лица компании, большая часть их работы состоит из бюджетирования, отслеживания эффективности компании и принятия исполнительных решений на основе данных — всё это сильные стороны ИИ.
  • Средняя зарплата генерального директора в 290 раз превышает зарплату среднего работника. В некоторых случаях компании могут достичь непропорционально большой экономии средств по сравнению с заменой других должностей
  • Опрос edX показал, что 49% генеральных директоров считают, что большинство или все обязанности генерального директора должны быть полностью заменены ИИ

Но действительно ли эту работу может выполнять ИИ? Я решил проверить это, автоматизировав генерального директора для трех компаний, стремящихся к возрождению: Nike, Southwest Airlines и Starbucks.

Я попросил Claude.AI, чат-бота Anthropic, сыграть роль генерального директора для каждой компании и разработать общую стратегию руководства. Я также задал дополнительные вопросы, чтобы он мог предложить более конкретные идеи.

В целом, идеи ИИ-директоров не сильно отличались от идей их человеческих коллег. (Как и их использование корпоративного жаргона.) Учитывая, что Claude.AI и подобные чат-боты используют общедоступную информацию для формирования своих мыслей, вероятно, некоторые их бизнес-идеи происходят из новостных историй о том, что эти компании уже сделали.

Но ИИ-директора не во всем отражали своих человеческих коллег. Когда дело доходило до таких тем, как увольнения и отношения с клиентами, ИИ-директора, казалось, имели большее желание хорошо относиться к своим сотрудникам и клиентам.

Southwest Airlines

Небо было далеко не ясным для Southwest Airlines с декабря 2022 года. Зимние штормы и устаревшие технологии вызвали множество отмен и задержек рейсов, что привело к штрафу в 140 миллионов долларов от Министерства транспорта США.

В этом году авиакомпания под руководством генерального директора Боба Джордана попыталась увеличить прибыль — и успокоить влиятельного активного инвестора Elliott Investment Management — начав первые массовые увольнения в истории компании. Она также объявила о прекращении политики свободной рассадки и бесплатного провоза двух сумок, основных отличиях между Southwest и другими американскими перевозчиками.

Средняя зарплата СЕО в 290 раз превышает зарплату среднего работника
Средняя зарплата СЕО в 290 раз превышает зарплату среднего работника

На широком уровне ИИ-директор Southwest согласился с тем, что необходимы серьезные изменения, особенно в отношении технологий и системы планирования работы.

Но он не согласился с тремя самыми спорными решениями, принятыми компанией в этом году:

- Увольнения: ИИ-директор заявил, что не будет инициировать увольнения, чтобы не нарушать лояльность, которую компания развила со своими сотрудниками. Вместо увольнений он рассмотрел бы предыдущие стратегии Southwest, такие как досрочный выход на пенсию, сокращенный график работы для заинтересованных сотрудников и сокращение найма.

- Свободная рассадка: Вместо того чтобы полностью отменить свободную рассадку, ИИ-директор сохранил бы её для большей части самолета, выделив при этом определенное количество премиальных мест с назначенной рассадкой, которые можно было бы приобрести в качестве обновления.

- Политика двух бесплатных багажных мест: ИИ-директор не только сохранил бы политику двух бесплатных багажных мест, но и усилил бы её, "лучше информируя о данном ценностном предложении. Многие путешественники не осознают, что сэкономят 60-140 долларов за перелет туда и обратно, летая с Southwest при регистрации багажа. Мы должны более эффективно подчеркивать это преимущество общей стоимости поездки в нашем маркетинге".

Скриншот ролевой игры Claude.AI в роли СЕО директора Southwest Airlines. 
Скриншот ролевой игры Claude.AI в роли СЕО директора Southwest Airlines. 

Этот взгляд кажется разумным, учитывая возмущение, вызванное отменой политики двух бесплатных багажных мест.

Но один из недостатков ИИ-директоров заключается в том, что им не хватает личных навыков, необходимых для вдохновения сотрудников и налаживания отношений с инвесторами. Так как бы ИИ-директор умиротворил Elliott Investment Management, который хотел устранить политику свободной рассадки и бесплатного багажа и которого руководители Southwest обвиняли в неконструктивном участии в переработке корпоративной политики.

ИИ-директор сказал, что он будет противостоять Elliott и приведет аргументы, что проблемы Southwest связаны с исполнением, а не с её бизнес-моделью или предложениями.

Ключевое сообщение, — сказал ИИ, — заключалось бы в том, что мы вносим необходимые изменения, сохраняя при этом наши конкурентные преимущества — повышая эффективность, рост доходов и улучшая доходность капитала, не становясь при этом просто ещё одним традиционным перевозчиком

Claude.AI в роли СЕО

Это может звучать разумно. Но почти никому, ни человеку, ни ИИ, не удаётся успешно противостоять Elliott Investment Management.

Starbucks

С момента назначения на должность генерального директора Starbucks в августе прошлого года Брайан Никкол получил признание как мастер антикризисного управления.

Он подчеркнул необходимость восстановления статуса компании как "третьего места" и внес несколько изменений, таких как сокращение ассортимента еды и напитков, возвращение керамических чашек и станций самообслуживания для приправ, переработка системы мобильных заказов, отделение зоны мобильных заказов от обслуживания в кофейне, а также возврат к практике, когда бариста пишут имена клиентов маркерами.

Мы автоматизировали генеральных директоров Southwest, Starbucks и Nike с помощью ИИ

Перевод текста

Никкол также провел увольнения и потребовал от оставшихся корпоративных сотрудников посещать офис в Сиэтле не менее трех раз в неделю. Никкол тоже посещает офис. Но он делает это, при этом совершая перелеты из Южной Калифорнии на корпоративном самолете.

Уолл-стрит это понравилось: несмотря на недавнюю нестабильность рынка, на прошлой неделе акции Starbucks все еще выросли примерно на 17% с момента найма Никкола в августе прошлого года.

Наш ИИ-директор последовал некоторым идеям Никкола по улучшению качества "третьего места" в магазинах и повышению эффективности системы мобильных заказов. Он отличался от Никкола и Starbucks в нескольких ключевых деталях:

  • Вместо того чтобы отказываться от промо-акций, как планировал Никкол, ИИ-директор предложил "ценностные наборы" для постоянных клиентов. - ИИ-директор не упоминал ничего о маркерах Sharpie, но сказал, что хочет снизить рабочую нагрузку сотрудников, чтобы они могли лучше общаться с клиентами.
  • Подобно Southwest, основное различие между ИИ-директором и Никколом заключалось в концепции увольнений. ИИ-директор Starbucks тоже не стал бы их проводить
  • Кроме того, он также сказал, что признает прошлые проблемы компании с профсоюзами, выйдет за рамки юридических минимумов для ведения "добросовестных переговоров" и прекратит практики, "которые воспринимались как борьба с профсоюзами".
Скриншот Claude.AI, играющего роль генерального директора Starbucks
Скриншот Claude.AI, играющего роль генерального директора Starbucks

Справедливое отношение к сотрудникам было темой от ИИ-директора Starbucks: он не хотел создавать разрыв между собой и работниками.

Особое предложение, чтобы избежать разрыва, заключалось в том, чтобы Никкол просто переехал в Сиэтл, а не летал в офис из другого штата на частном самолете.

Как я могу просить партнеров магазинов быть более эффективными или просить корпоративный персонал сократить расходы, при этом сохраняя дорогостоящую схему поездок на работу?

Claude.AI

Nike

Nike наняла Джона Донахью на должность генерального директора в 2020 году, и он быстро внес значительные изменения, чтобы превратить Nike в технологический бренд. Они включали:

  • Сокращение количества обуви, которую Nike продавала в розничных магазинах, таких как DSW и Foot Locker, и сосредоточение на прямых продажах потребителям (D2C).
  • Реорганизацию корпоративной структуры вокруг категорий мужчин, женщин и детей, вместо спортивно-специфических категорий, таких как баскетбол и бег.
  • Увеличение поставок популярной, относительно дефицитной обуви.

Если некоторые из этих стратегий звучат так, будто они взяты прямо из презентации McKinsey, что ж, так оно и есть. И они не сработали.

Меньшее количество обуви в розничных магазинах означало, что покупатели, которые могли бы купить Nike, нашли другие бренды, а первоначальный рост прямых продаж потребителям снизился после пандемии. Отсутствие спортивно-специфических категорий, наряду с уходом ведущих дизайнеров, подавило инновации. А избыток когда-то относительно редкой обуви сделал её менее привлекательной.

Кроме того, Nike не удалось создать такие же связи с молодыми американскими бегунами, как Hoka и On.

Акции Nike потеряли более половины своей стоимости с конца 2021 года, и в прошлом июне компания пережила худший день в истории своих акций, упав на 20%.

Более 1,6 тысячи сотрудников были уволены в прошлом году, а те, кто остался в компании, задавались вопросом, почему Донахью, который ушел в отставку прошлой осенью, зарабатывал так много денег. (Они также обвиняли его в том, что он забрал гантели из корпоративного спортзала к себе домой и никогда их не вернул.)

Мы автоматизировали генеральных директоров Southwest, Starbucks и Nike с помощью ИИ

Так что бы сделал ИИ-директор для спасения Nike (кроме того, чтобы не воровать гантели)? Не так уж много. Возможно, Claude.AI синтезировал неправильные данные о Nike — его идеи были расплывчатыми и похожими на те, которые привели Nike к упадку:

  • Сосредоточиться на наиболее эффективной, отличительной обуви/одежде.
  • Быть более избирательным с оптовыми/розничными партнерами.
  • Улучшить опыт прямых продаж потребителям с помощью "лучшей персонализации и рассказов о продуктах".

ИИ-директор действительно предложил, что он будет уделять больше внимания рискам и возвращению к инновационным дизайнерским корням компании, больше работать с беговыми клубами и активнее сотрудничать с "законодателями культурных вкусов" — аналогично шагам, которые компания фактически предпринимает под руководством нового генерального директора Эллиотта Хилла.

В отличие от случаев, когда Claude.AI играл роль генерального директора Southwest и Starbucks, в роли генерального директора Nike он заявил, что будет проводить увольнения. Но затем ИИ-директор Nike изменил свое мнение после моего уточняющего вопроса. Он также пересмотрел некоторые из своих ответов о стратегии.

Эта тенденция ИИ быть слишком нерешительным и легко поддаваться влиянию того, кто формулирует запрос, является распространенной критикой. Это также определенно не является хорошей характеристикой для генеральных директоров, которые должны быть решительными.

Но ИИ-директор Nike не был нерешительным во всем. Он был уверен, что не будет нанимать никаких консультантов из McKinsey.

Платить миллионы консультантам, чтобы они по сути рассказывали нам то, что мы уже знаем, было бы дорогостоящим способом избежать принятия сложных решений и выполнения реальной работы самостоятельно

Claude.AI

Подписывайся на Telegram-канал «ИИ для продактов и СРО» 👍

Начать дискуссию