Юнит-экономика - объясняем, считаем и применяем
Меня зовут Джахангир. Я Technical Product Owner в «PEC Global» и автор канала «Продакт-менеджмент». В этой статье я расскажу о том как считать Unit-экономику и причины того, почему без нее не обойтись.
Что такое юнит-экономика?
Юнит-экономика — это инструмент экономического анализа, позволяющий рассчитать прибыльность бизнеса с помощью агрегирования “юнитов”. Простыми словами, с помощью юнит-экономики можно выяснить, сколько мы зарабатываем на одной единице или теряем с нее.
Проще говоря:
Юнит-экономика — это ответ на вопрос, зарабатываете вы на вашем пользователе (юните) или нет. Чтобы понять это, вам нужно выяснить:
Сколько денег вы потратили на привлечение этого пользователя;
Сколько денег вы заработали с этого пользователя.
Примеры юнитов
Для большинства онлайн-бизнесов юнитом будет пользователь. Но в качестве юнита могут быть и другие сущности.
Например, для Uber юнитом может быть поездка. В этом случае расчет юнит-экономики будет отвечать на вопрос — зарабатываем мы с конкретной поездки или нет.
🔷 Fintech (финансовые технологии): В качестве юнита здесь можно взять одну транзакцию или открытие счета.
🔷 AdTech (рекламные технологии): Здесь юнитом может быть клик по рекламе.
🔷 RealtTech (технологии в сфере недвижимости): В данном случае юнитом может быть показ объекта недвижимости или успешная сделка.
🔷 EdTech (образовательные технологии): Здесь юнитом может быть подписка на курс или модуль обучения.
🔷 Blockchain: Юнитом в этой сфере может быть одна транзакция или использование определенной услуги на базе блокчейн.
🔷 Logistics (логистика): Здесь юнитом может быть обработка или доставка одной единицы товара.
🔷 HRTech (технологии в управлении человеческими ресурсами): Здесь юнитом может быть один успешный найм сотрудника через платформу для поиска кандидатов.
Подход же к расчету юнит-экономики останется прежним: нужно выяснить, сколько денег вы потратили на предоставление поездки, а сколько заработали.
Зачем нужна юнит-экономика
Если привлечение пользователя вам стоит дороже, чем вы зарабатываете на нем, то масштабировать такой бизнес не имеет смысла. Рано или поздно деньги закончатся, и ваш бизнес перестанет существовать.
Юнит-экономику считают для того, чтобы понять — можно ли развивать этот бизнес. Можно ли его масштабировать через этот канал роста или нет? Насколько мы должны повысить LTV (прибыль с пользователя) или снизить CPA (стоимость привлечения пользователя), чтобы экономика сошлась.
В этом контексте про юнит-экономику часто говорят «сходится» или «не сходится». То есть, вы в плюсе или в минусе в пересчете на конкретного пользователя.
Принято считать, что юнит следует выбирать, исходя из целей компании: что именно мы хотим масштабировать?
Как рассчитать юнит-экономику и причем тут метрики?
Продуктовые метрики - это показатели, по которым можно судить, нравиться продукт покупателям или нет. Их анализ помогает оценить где происходит проседание показателей и снижение прибыли, и вовремя повлиять на ситуацию.
Метрики выбираются исходя из того какую цель преследует компания или его юнит.
Базовыми продуктовыми метриками являются:
1. **CAC (Customer Acquisition Cost):**
CAC = Сумма всех расходов на привлечение клиентов / Количество новых клиентов
Например, если затраты на привлечение клиентов за месяц составляют $10,000, а число новых клиентов за этот период – 100, тогда CAC будет равен $100.
2. **COGS (Cost of Goods Sold):**
COGS = Затраты на производство или предоставление услуг / Количество проданных продуктов или услуг
Эта метрика помогает определить, сколько стоит производство одной единицы продукции или услуги.
3. **ARPC (Average Revenue Per Customer):**
ARPC = Общий доход от всех клиентов / Количество клиентов
ARPC показывает средний доход, который приносит один клиент за определенный период времени.
4. **CR (Conversion Rate):**
CR = (Количество конверсий / Количество посетителей или клиентов) * 100%
Коэффициент конверсии показывает процент успешных конверсий, т.е., сколько из посетителей или клиентов совершили целевое действие.
5. **ARPU (Average Revenue Per User):**
ARPU = Общий доход от всех пользователей / Количество пользователей
ARPU - это средний доход с каждого пользователя, который пользуется продуктом или услугой.
6. **LTV (Customer Lifetime Value):**
LTV = ARPU / (1 - CR)
Пожизненная ценность клиента показывает ожидаемую общую прибыль, которую компания получит за все время сотрудничества с клиентом.
Формула расчета юнит-экономики сводится к сравнению двух показателей: LTV vs CPA(CAC).
- LTV > CPA — юнит-экономика «сходится». Вы зарабатываете с пользователей больше, чем тратите на их привлечение;
- LTV < CPA — юнит-экономика «не сходится». Вы зарабатываете с пользователей меньше, чем тратите на их привлечение.
Если же вы не знаете показатели CPA и LTV, вам предстоит выполнить следующие шаги для определенной когорты пользователей:
🔷 Кейс 1: Инвестиционное событие
Предположим, что наша платформа привлекла нового клиента (юнит) для инвестирования средств. Давайте проведем расчеты юнит-экономики для этого конкретного случая с использованием вышеуказанных метрик:
- CAC (стоимость привлечения клиента): $100
- COGS (стоимость продукта): $50
- ARPC (средний доход с клиента): $200
- CR (коэффициент конверсии): 10%
- ARPU (средний доход с пользователя): $20
Теперь представим, что инвестор, привлеченный нашей платформой, в среднем генерирует для нас $500 в поддерживающих доходах за всё время пользования услугами (LTV).
💼 Юнит-экономика инвестиционного события:
1. CAC: $100 (стоимость привлечения клиента).
2. COGS: $50 (стоимость продукта).
3. ARPC: $200 (средний доход с клиента).
4. CR: 10% (коэффициент конверсии).
5. ARPU: $20 (средний доход с пользователя).
📈 Расчеты:
- LTV: $500
- LTV - CAC: $400
- LTV - COGS: $450
- LTV/COGS: 10
- LTV - ARPC: $300
- LTV/ARPC: 2.5
Таким образом, мы видим, что юнит-экономика данного инвестиционного события на нашей инвестиционной платформе показывает, что каждый привлеченный клиент позволяет нам заработать $400 чистой прибыли после покрытия затрат на его привлечение. Это делает инвестирование в привлечение новых клиентов через нашу платформу экономически целесообразным и прибыльным делом.
🔷 Кейс 2: Аренда жилья
Давай предположим, что наша платформа привлекла нового арендатора, который заключил контракт на аренду квартиры на 1 год. Давай расчитаем юнит-экономику этой сделки:
1. CAC (Customer Acquisition Cost): $200
2. COGS (Cost of Goods Sold): $100
3. ARPC (Average Revenue Per Customer): $800
4. CR (Conversion Rate): 5%
5. ARPU (Average Revenue Per User): $80
6. LTV (Customer Lifetime Value): $2,000
💡 Юнит-экономика аренды жилья:
Давай посчитаем ключевые показатели юнит-экономики для этой конкретной сделки:
- LTV - CAC: $1,800
- LTV - COGS: $1,900
- LTV/COGS: 20
- LTV - ARPC: $1,200
- LTV/ARPC: 2.5
Таким образом, можем сделать вывод, что каждая успешная сделка аренды квартиры через нашу платформу приносит нам $1,800 чистой прибыли после покрытия затрат на привлечение клиента. Данная модель показывает, что инвестирование в привлечение новых арендаторов через нашу платформу является эффективным и прибыльным.
🔷 Кейс 2: Приложение для знакомств
Рассмотрим кейс рекламной кампании для приложения знакомств, где стоимость привлечения нового пользователя (CAC) составляет $50, стоимость предоставления услуги (COGS) - $20, средний доход от пользователя (ARPC) - $40, коэффициент конверсии (CR) - 3%, средний доход с пользователя (ARPU) - $15, и пожизненная ценность клиента (LTV) - $30.
Давайте произведем расчеты:
1. CAC (Стоймость привлечения клиента): $50
2. COGS (Стоимость предоставления услуги): $20
3. ARPC (Средний доход от клиента): $40
4. CR (Коэффициент конверсии): 3%
5. ARPU (Средний доход с пользователя): $15
6. LTV (Пожизненная ценность клиента): $30
💰 Юнит-экономика рекламной кампании для приложения знакомств:
- LTV - CAC: $-20
- LTV - COGS: $10
- LTV/COGS: 1.5
- LTV - ARPC: $-10
- LTV/ARPC: 0.75
Из расчетов видно, что в данном сценарии каждый привлеченный клиент генерирует убыток после покрытия затрат на его привлечение. Юнит-экономика является отрицательной, что означает, что в текущей ситуации модель бизнеса AdTech для данного приложения знакомств неэффективна и требует пересмотра стратегии для улучшения показателей конверсии и доходности.
С чего начать?
- Ханин, статья: «Юнит-экономика. Начало».
- Терминология: «Записки Growth hacker #9».
- Ханин, серия видео: «Основы юнит-экономики».
- Ханин, серия видео: «Метрики юнит-экономики».
- Ханин, серия видео: «Когортный анализ».
- Ханин, серия видео: «Кейсы».
Инструменты, шаблоны
- Шаблон от Ильи Красинского.
- Шаблон от Даниила Ханина (нужно запрашивать доступ).
- Калькулятор ueCalc от Ханина.
- Шаблон от Ханина: Оценка достижимости рынка.
Выводы
Считать Unit-экономику — занятие не простое, часто всплывает большое количество нюансов, стремящихся помешать получению релевантных для анализа цифр: что выбрать "юнитом" в продукте? где необходимо применить сложную формулу, а где можно обойтись упрощенной? как правильно делать выводы по метрикам?
Тем не менее, если вы претендуете на позицию продакта или стремитесь развиваться в айти-сфере, без навыков подсчета unit-экономики не обойтись.