ИИ начинает, человек закрывает. Или куда развивать продавцов?
Продажи меняются на глазах. Еще вчера мы спорили, сможет ли ИИ заменить холодные звонки, а сегодня алгоритмы уже генерируют лиды, назначают встречи, анализируют базы и даже ведут первичные переговоры. И это не футуристика — это реальность, которую создают разработчики от Москвы до Калифорнии.
После общения с несколькими фаундерами AI-стартапов, я всерьез задумалась: где в этом процессе останется человек? Если ИИ берет на себя рутину (и не только), какие навыки теперь критически важны для продавца?
ИИ уже делает лучше людей: автоматизирует лидогенерацию, обрабатывает огромные базы клиентов, выявляя паттерны. назначают первичные встречи через чат-ботов и голосовых ассистентов, снижают стоимость привлечения клиента в разы.
Простые продажи ИИ заменит полностью. И это хорошо — рынок наконец избавится от случайных людей, которые нехотя попали в продажи.
Но что насчет сложных сделок, продажа сложных решений? Где здесь будет настоящая ценность человека?
Уверена. что эти 5 навыков останутся за людьми (и будут стоить дорого):
1. Коммуникация — не болтовня, а вход в резонанс
ИИ может имитировать диалог, но не чувствует человека. Настоящая коммуникация — это когда ты "попадаешь в ноты" с клиентом. Когда он не просто слышит, а чувствует, что вы говорите на одном языке. Это человеческая магия, которую пока не повторить алгоритмам.
2. Коммерческое мышление на территории клиента
ИИ анализирует данные, но не видит контекст бизнеса за ними.
- Какие у клиента скрытые боли, о которых он не говорит?
- Как его KPI связаны с вашим продуктом?
- Какие политические или культурные нюансы влияют на сделку?
Человек видит картину целиком. И если ты не умеешь думать как клиент — ты просто менеджер с красивым скриптом.
3. Проработка убеждений и ограничений. Самый недооцененный навык. Если вы не понимаете как внутренний мир продавца влияет на ваши деньги, вам не поможет ни одна система. ИИ привлекает, но замыкает человек. И вот насколько масштабнее замыкающий, столько у вас и денег. Продажи — это 80% психологии и 20% системности.
4. Умение держать человеческий контакт. ИИ может провести 1000 встреч, но не построит отношения. Не умеешь держать контакт — вылетаешь из игры.
5. Жизненный опыт и пропускная способность. Уметь контейнировать клиентские потоки - новый запрос рынка.
Что в итоге?
Будущее за теми, кто умеет думать, чувствовать и замыкать.
Всем денег!
А за настройками будущего в отделах продаж сюда: