Из точки новой музыки – в пространство современного искусства: каким стал 34-й фестиваль «Звуковые пути»

XXXIV Международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути» прошёл в Петербурге с 17 по 27 ноября. В течение 10 дней были реализованы не только концерты авангардной, андеграундной или новой музыки, но также – образовательные программы и даже премьера оперы с единственным показом.

Ленинградский композитор Александр Радвилович основал фестиваль «Звуковые пути» в 1989 году, ставший удивительным посредником между авангардной музыкой и петербургскими слушателями. На протяжении более 30 лет публика открывала для себя не только новые имена соотечественников, но и творчество иностранных коллег. В конце 2022 года основатель фестиваля передал художественное руководство молодой команде, реализовавшей несколько ценных проектов в контексте актуальной музыкальной культуры (по большей части – благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив): Международный фестиваль искусств «Время Стравинского», Международный семинар для молодых композиторов, I Всероссийскую летнюю оркестровую школу современной академической музыки. Грандиозная амбициозность и значительный опыт в создании культурных мероприятий помогли организатором с некоторым озорством и дерзостью – вдохнуть жизнь в некогда увядающий проект.

Из точки новой музыки – в пространство современного искусства: каким стал 34-й фестиваль «Звуковые пути»

Команда фестиваля «Звуковые пути» сделала несколько значительных изменений. Во-первых, появились две ключевых фигуры, на котором была выстроена концепция фестиваля – венгерский композитор Дьёрдь Лигети и русский композитор Иван Вышнеградский. В 2023 году музыкальный мир праздновал их юбилеи. Классик авангарда и пионер микрохроматики вдохновили современных композиторов на написание сочинений-оммажей. Так, 19 ноября во втором отделении четверо авторов представили в Екатерининском собрании премьерные произведения и предложили собственную трактовку о «непрерывном потоке» и неуловимости звука. 25 ноября в том же зале Петербургский МолОт-ансамбль исполнил «Metal eclipse» Олега Гудачёва – посвящение Ивану Вышнеградскому – написанное также в рамках программы СК РФ «Ноты и квоты».

Следующая линия, от которой не отступали организаторы фестиваля – синтез искусств. Визуальное дополняло музыкальное, а иногда даже конкурировало за внимание аудитории. 21 ноября прошёл мультимедийный концерт «Все флейты мира» в исполнении мультииинструменталиста Алексея Исаева – артиста Петербургского МолОт-ансамбля. Программа была полностью выстроена на произведениях современных композиторах: так, заявленного американца Стива Райха заменили на молодого композитора Вадима Генина, не раз участвовавшем в проектах МолОт-ансамбля. Сочинения Екатериной Хмелевской и Романа Пархоменко были отобраны в результате конкурса, который организовала команда за месяц до начала фестиваля. Открытость, честность и смелость команды вдохновляет!

24 ноября в Чёрном зале Новой сцены Александринского театра выступили CEAM Artists – московский ансамбль Центра электроакустической музыки МГК. Технологии и техники, новые формы и интернет-культура – в этом и есть «Регенерация».

Но самым ожидаемым событием фестиваля была, конечно, премьера пяти мини-опер «Русские писатели пишут письма» – это уникальная коллаборация современных композиторов с современными художниками. «New music & Contemporary art» – то, что сейчас нужно и важно для культурной жизни страны в целом.

Из точки новой музыки – в пространство современного искусства: каким стал 34-й фестиваль «Звуковые пути»

Подводя итоги, хочется выделить занимательную взаимосвязь «пространство – программа». В Малом зале филармонии проходили концерты, открывающие и закрывающие 34-й фестиваль – точка А и точка Б на отрезке культурной жизни Петербурга – некая закольцованная история, или, как бы выразились музыканты – форма рондо. На Новой сцене Александринского театра была воплощена идея синтеза искусств: три мультимедийных программы развлекали слушателя визуальным сопровождением. А Екатерининское собрание послужило напоминанием о важности чтить память ушедших творцов и вдохновляться, перерабатывать их идеи, иначе интерпретировать их воззрения. Актуальное искусство очень точно отражает нашу действительность – тем оно и ценно.

Начать дискуссию