Инфоцыганство в PR?
Как только у какой-то крупной компании случается промах, так на сцену выходят они. Эксперты, чей задний ум пробьет любую стену. И давай разбирать кейс. Часто на конференциях. Платных. Спустя месяц после разбираемых событий.
Самовар бы поставить и под баранки слушать. Только ценность этих разборов сомнительна без детального понимания внутренних коммуникаций в компании, которая не смогла в антикризис. Ведь часто бывает, что PR - лишь исполнитель принятых выше решений.
В таком случае ценность разборов, как говорилось выше, весьма сомнительна, если только владелец этой самой компании не сидит в зале. И не прозревает, глядя на всю эту крепость заднего ума. На его глазах выступают скупые капиталистические слезы. Акула бизнеса жмет руки выступающим и, поникнув гордой головой, покидает зал, забыв здесь самого себя прежнего. Рассказывает другим владельцам. Дальше работает сарафанное радио. И работодатели или клиенты в подобных кризисных ситуациях уже прислушиваются к PR-специалистам.
Как правило, именно конец года является тем золотым временем, когда эксперты от PR разного калибра начинают вспоминать, сколько известных и крупных компаний облажались. Рассуждают, почему это произошло. Естественно, дают советы. Стандартная такая методичка, с которой знаком любой качественный специалист с опытом работы от 2 лет.
Особенно любят рассуждать на тему молчания "сбитых PR-летчиков" в ситуации, которая требовала предельно откровенного и конструктивного общения с целевыми аудиториями.
Так давайте зададимся самым обсуждаемым вопросом. Почему PR молчит, когда случается кризис?
Вот лично я не знаю. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно быть внутри отдельно взятой компании в момент кризиса. Понимать, как там всё устроено. Анализировать. А потом уже выступать с лекциями.
Допустим, PR ждёт реакции от боссов. А боссы предпочитают ждать, когда все рассосётся само собой.
Часто случается, что PR подчиняется маркетингу. А маркетинг крутит свою воронку и не понимает, как ею заткнуть пробоину, что оставил негатив.
Есть сложные структуры. И даже если PR среагировал мгновенно, его реакцию могут очень долго одобрять многочисленные бюрократы.
А если это иностранная компания, которая до сих пор работает в РФ, то PR там легко может быть лишь исполнителем задумок забугорного офиса.
PR может быть не в курсе событий. Такое тоже наблюдал.
GR может заверить, что он всё "порешал" наверху. Осядет пена – будет пиво.
Нюансов море.
Когда вам рассказывают, как надо было реагировать на кризис, который уже случился в крупной российской и тем более иностранной компании, при этом рассказчик не предоставляет доказательств собственного релевантного, но успешного опыта (о таком обычно не говорят), то смело посылайте его в лес за шишками. Пусть там белкам рассказывает.
Скорее всего, в крупных компаниях есть документ, регламентирующий в случае информационного провала поведение всех, от "рядового" до "генерала". Но вот знакомы ли с ним "генералы"? Даже если знакомы, то часто бывает, что кризис на бумаге и в реальности – это две совершенно разные Вселенные.
Поэтому намного ценнее было бы послушать PR, который отвечал за коммуникации в тот момент, когда компания облажалась.
Ведь не ошибается в нашем деле только тот, кто занимается исключительно разбором чужих кейсов.
Иван Афанасьев, автор канала "Связи с ответственностью"