Что делать, если ваши товары сгорели на складе Wildberries в Шушарах?

Думаю, нет никакого смысла пересказывать новость про пожар в Шушарах и действия, которые предпринял сам Wildberries. Сейчас гораздо важнее рассказать, как действовать селлерам в такой ситуации. Именно такой инструкцией я и поделюсь в этой статье. Кстати, советую сохранить ее на будущее: она подойдет для любых форс-мажоров на Wildberries, Ozon, Яндекс Маркете и других маркетплейсах.

Если ваши товары были в Шушарах - сочувствую. У меня самого там сгорело товаров где-то на 500 тыс рублей, так что будем посмотреть как у ВБ в этом году будет с выплатами. Но я уверен, что никого не кинут.

Сейчас важно сделать все правильно и подстраховать себя в плане компенсации.

Прежде чем вы начнете что-то делать, успокойтесь. Да, это форс-мажор, но они случаются. Это не первый инцидент даже в истории самого Wildberries, пусть и самый крупный. Схемы устранения последствий подобных ситуаций есть и у самого маркетплейса, и у юристов, и у страховых компаний. А вы со своей стороны можешь сделать вот что:

Во-первых, сделайте скриншоты и выгрузите себе отчеты в эксель, чтобы подтвердить и проверить, сколько товаров у вас было на складе на момент пожара. Также зафиксируйте их цену, в идеале не только на 13 января, но и в динамике, например, среднюю за 30 дней. А еще лучше снять видео, чтобы не было вопросов по достоверности данных. Прямо на записи обновите страницу, покажите, что это реальный лк, а не нарисованные циферки.

Во-вторых, тщательно сравните свои данные с данными, которые получилось вытащить из личного кабинета. Я надеюсь, что вы пользуетесь моим советом записывать важные данные, касающиеся бизнеса, и сейчас сможете провести инвентаризацию и убедиться, что у вас не осталось “мертвых душ”. Полученные данные инвентаризации желательно зафиксировать в акте, его можно в простой письменной форме составить, этого будет достаточно.

В-третьих, сохраните все эти документы тщательно, не в одном месте, а на нескольких носителях: на компе, флешке и распечатанные. Мало ли, комп сдохнет или бумаги потеряются, и останетесь без доказательств.

В-четвертых, составьте претензию и направьте ее в службу поддержки вайлдберриз. Да, ответ вам придет шаблонный и не быстро, но в данном случае он вам и не нужен. Это просто позволит вам соблюсти досудебный порядок подачи претензии на случай, если что-то пойдет не так и вам придется судиться с маркетплейсом.

Текст простой:

По состоянию на 13 января 2024 года на складе Шушары находилось столько-то единиц товара общей стоимостью такой-то, данные зафиксированы в личном кабинете продавца, отчеты прилагаю. Товары были поставлены согласно акта о поставке в таком-то количестве по такой-то стоимости. Данные зафиксированы в ЛК, акт прилагаю.

В связи с возгоранием на складе Шушары 13.01.2024 г данный товар мог быть полностью уничтожен, в связи с чем прошу передать товар продавцу или компенсировать его полную стоимость в таком-то размере.

Вот, собственно, и всё. Остальное будет зависеть от Вайлдберриз, а мы пока можем только пересмотреть свои планы с учётом произошедшего и посчитать, как лучше выстроить продажи в отсутствие той прибыли, на которую мы рассчитывали. Давайте будем реалистами: сложно сказать точно, когда именно и в каком размере маркетплейс выплатит компенсацию селлерам. А продолжать работать нам нужно прямо здесь и сейчас, и как-то решать вопросы с возможным кассовым разрывом.

Напомню вам, что на одном только Вайлдберриз свет клином не сошёлся, и если вам после происшествия сильно не хочется продолжать работу на этой площадке, всегда можно рассмотреть другие варианты. Приходите на мой бесплатный мастер-класс, я вамза пару часов расскажу, как выстроить универсальный алгоритм продаж, который будет круто работать на любом маркетплейсе, а в конце отвечу на ваши вопросы в режиме онлайн.

Думаю, сейчас многие селлеры задумаются о переходе на другие площадки, ведь есть опасения, причём довольно обоснованные, что ущерб Вайлдберриз покроет из нашего кармана за счёт увеличения и ужесточения штрафов, удорожания комиссий и тарифов. Паниковать на этот счёт я бы не стал, но в некоторой мере такое действительно возможно.

Хотя, на мой взгляд, более вероятен вариант, что Вайлдберриз просто быстрее теперь подключит платные услуги.

Буквально перед новым годом Вайлдберриз начал тестировать с группой продавцов новый способ обогащения маркетплейса - платные опции, прям как у озон.

Вайлдберриз предложит селлерам три тарифа: стартовый, базовый и премиум. Стартовая опция будет бесплатной, именно её автоматически подключат всём селлерам после завершения тестирования. Вывод средств на этом тарифе будет доступен раз в неделю, как сейчас.

Базовый тариф предполагает дополнительные плюшки за отдельную плату. Селлеры, подключившие эту опцию, получат ежедневную историю начислений и вывода денег и возможность выводить средства каждый день. Также им будет доступ дополнительный аналитический отчёт Поисковые запросы с 20 популярными запросами по каждому товару селлера. Плюс можно будет посмотреть динамику, воронку продаж, конверсию и т.д.

Стоимость опции составит дополнительные 3,2% к действующей комиссии. Взиматься оплата будет с каждой продажи, сделанной в период подключения этого тарифа.

Премиум, по сути, будет не так уж сильно отличаться от Базового тарифа, в него будут входить те же опции, плюс подключившие его селлеры получат приоритетную персональную поддержку от отдельной группы поддержки.

Стоить это будет 4,5% к комиссии за продажу.

Самое интересное, что удовольствие приплатить Вайлдберриз за эти опции будет доступно далеко не всём продавцам: чтобы подключить их, вам нужно работать на маркетплейсе не менее 3 месяцев, не иметь никаких задолженностей перед ВБ и никаких нарушений правил маркетплейса за последние полгода.

Хотя, с учётом последних событий, вполне возможно, что Вайлдберриз постарается сделать платные опции более привлекательными для продавцов и расширит список тех, кто может их подключить. Все-таки дополнительные 3-5% сверх комиссии с каждой продажи на дороге не валяются.

Комментировать эту новость я даже не берусь, а то меня забанят на VC. Сами понимаете, насколько она "приятная". Могу только вспомнить поговорку "наглость - второе счастье".

Еще один вариант дополнительного заработка для маркетплейса - это введение зависимости СПП от объемов используемой рекламы. Они анонсировали это нововведение не так давно, а потом из-за пожара перестали об этом говорить и пока не понятно, введут ли это новшество или повременят с ним.

Суть в целом такая - чем больше вы тратите на рекламу, тем выше СПП. Вообще не тратите - значит сидите вообще без СПП.

Как вы думаете, введут ли это новшество? И если да, то насколько быстро? Пишите в комментариях, обсудим.

1
Начать дискуссию