Как ИИ меняет маркетинг
ИИ неизбежно изменит среду, в которой мы живем — что покупаем, кого выбираем — даже если мы сами с «интеллектом» никак не соприкасаемся. Маркетологам придется пересобрать себя заново.
Представьте — вы изучаете пачку фотографий из будущего.
На них снимки витрин магазинов и супермаркетов, какими они будут через пять-семь лет.
Вы смотрите — и не узнаёте. Изредка и с огромным трудом находите знакомые продукты.
Что случилось? Может, мы повернули не туда? А может, это фото из другой страны?
Ответ кроется во влиянии ИИ на продажи.
Нет, он не изобрел за несколько лет кучу новых гениальных товаров (хотя есть отдельные успехи). ИИ сделал что-то покруче. Он вытеснил множество бесполезных и некачественных товаров и услуг, живших исключительно за счет рекламы и умения быть рядом на полке. Как же это случилось?
Уже сегодня люди применяют LLM для выбора, что купить, и будут намного чаще. Выбор требует много сил и нервов, а ИИ радикально его упрощает. И не только в онлайне — если нет возможности писать текстовый запрос, сделайте несколько фото полок прямо в магазине и надиктуйте задачу. Легко, правда?
(1) Как это повлияет на мир?
Это перевернет маркетинг.
Выбор у людей станет более обоснованным, часто выверенным научно. Как следствие, заметно снизится доля импульсивных покупок.
Не яркая обертка или красивая реклама будут вести к решению, а польза, которую человек может получить. Чаще всего она будет опираться на hard-составляющие товара или услуги — состав, технологию, дизайн, и насколько они соответствуют задаче, которую человек хочет решить.
Это значит, что
– товары, которые хуже решают задачу и выезжают за счет рекламы и дистрибуции, постепенно уйдут со сцены или сместятся в более дешевую нишу,
– даже лояльные покупатели могут сменить свои предпочтения, осознав реальное качество,
– в категориях, где людям было все равно, какой товар покупать, появятся предпочтения брендов.
ИИ изменит среду для всех, став мощным фильтром, отсеивающим бесполезное и вредное. А на замену будет приходить новое — эффективное, полезное и красивое.
(2) Только польза? И удовольствие!
Конечно, я чуть упростил, когда сказал, что выбор станет научно обоснованным и будет рулить hard-польза. Найдутся и те, кто поставят ИИ задачу так: «Хочу кроссовки, чтобы меня пацаны считали крутым». И прекрасно! Важно, что все кроссовки, которые плохо решают эту задачу, будут отсеяны. А бренды, которые аккуратно вкладываются в soft-составляющие — в амбассадоров, сторителлинг и рекламу — вкладываются так, что растет ощущение их крутости среди пацанов, получат свою долю рынка.
Эмоции как фактор покупок останутся:
– при сравнимой пользе по-прежнему будут важны упаковка и реклама,
– очарованные шоппингом могут не успеть спросить мнение ИИ и раньше купят.
Но эти эмоции теперь станут приправой, а не основным блюдом.
Итог
Люди все чаще будут делать выбор вместе с ИИ. Маркетологи давно научились влиять на людей. Но теперь это умение становится все менее полезным — люди лишь ставят задачу о выборе, а решение принимает алгоритм. А значит, денежные потоки все сильнее будут соответствовать их истинным потребностям, а не навязанному мнению. Это меняет способ конкуренции, распределение бюджетов и заново рисует картину лидеров.
Подписывайтесь на Telegram Александр Садовский.