Как ИИ меняет маркетинг

ИИ неизбежно изменит среду, в которой мы живем — что покупаем, кого выбираем — даже если мы сами с «интеллектом» никак не соприкасаемся. Маркетологам придется пересобрать себя заново.

Как ИИ меняет маркетинг

Представьте — вы изучаете пачку фотографий из будущего.

На них снимки витрин магазинов и супермаркетов, какими они будут через пять-семь лет.

Вы смотрите — и не узнаёте. Изредка и с огромным трудом находите знакомые продукты.

Что случилось? Может, мы повернули не туда? А может, это фото из другой страны?

Ответ кроется во влиянии ИИ на продажи.

Нет, он не изобрел за несколько лет кучу новых гениальных товаров (хотя есть отдельные успехи). ИИ сделал что-то покруче. Он вытеснил множество бесполезных и некачественных товаров и услуг, живших исключительно за счет рекламы и умения быть рядом на полке. Как же это случилось?

Уже сегодня люди применяют LLM для выбора, что купить, и будут намного чаще. Выбор требует много сил и нервов, а ИИ радикально его упрощает. И не только в онлайне — если нет возможности писать текстовый запрос, сделайте несколько фото полок прямо в магазине и надиктуйте задачу. Легко, правда?

(1) Как это повлияет на мир?

Это перевернет маркетинг.

Выбор у людей станет более обоснованным, часто выверенным научно. Как следствие, заметно снизится доля импульсивных покупок.

Не яркая обертка или красивая реклама будут вести к решению, а польза, которую человек может получить. Чаще всего она будет опираться на hard-составляющие товара или услуги — состав, технологию, дизайн, и насколько они соответствуют задаче, которую человек хочет решить.

Это значит, что

– товары, которые хуже решают задачу и выезжают за счет рекламы и дистрибуции, постепенно уйдут со сцены или сместятся в более дешевую нишу,

– даже лояльные покупатели могут сменить свои предпочтения, осознав реальное качество,

– в категориях, где людям было все равно, какой товар покупать, появятся предпочтения брендов.

ИИ изменит среду для всех, став мощным фильтром, отсеивающим бесполезное и вредное. А на замену будет приходить новое — эффективное, полезное и красивое.

(2) Только польза? И удовольствие!

Конечно, я чуть упростил, когда сказал, что выбор станет научно обоснованным и будет рулить hard-польза. Найдутся и те, кто поставят ИИ задачу так: «Хочу кроссовки, чтобы меня пацаны считали крутым». И прекрасно! Важно, что все кроссовки, которые плохо решают эту задачу, будут отсеяны. А бренды, которые аккуратно вкладываются в soft-составляющие — в амбассадоров, сторителлинг и рекламу — вкладываются так, что растет ощущение их крутости среди пацанов, получат свою долю рынка.

Эмоции как фактор покупок останутся:

– при сравнимой пользе по-прежнему будут важны упаковка и реклама,

– очарованные шоппингом могут не успеть спросить мнение ИИ и раньше купят.

Но эти эмоции теперь станут приправой, а не основным блюдом.

Итог

Люди все чаще будут делать выбор вместе с ИИ. Маркетологи давно научились влиять на людей. Но теперь это умение становится все менее полезным — люди лишь ставят задачу о выборе, а решение принимает алгоритм. А значит, денежные потоки все сильнее будут соответствовать их истинным потребностям, а не навязанному мнению. Это меняет способ конкуренции, распределение бюджетов и заново рисует картину лидеров.

Подписывайтесь на Telegram Александр Садовский.

Начать дискуссию