Как управлять бизнесом, а не подчиняться ему?
Открывая личное дело, человек мечтает о хорошем заработке, реализации амбиций, социальном благополучии. Но вместо этого многие предприниматели с головой зарываются в работу, теряя возможность насладиться открывающимися возможностями.
Почему кто-то отдыхает на Бали, пока другие буквально живут в офисе?
Причина – в умении делегировать бизнес-процессы и делать это правильно. Семь простых шагов не только повысят эффективность любого дела, но и позволят работать с удовольствием, уделяя внимание лишь тем аспектам, о которых предприниматель мечтал изначально.
Шаг №1: Научитесь делегировать задачи
Бизнесмен хотел печь торты и ради этого открыл кондитерскую. Но для задач, не связанных с мечтой, обычно нанимает профильных специалистов:
- бухгалтер — заполняет отчеты для налоговой;
- уборщица — поддерживает порядок;
- электрик — решает проблемы с проводкой и т. п.
Так почему при развитии и расширении бизнеса обязательно цепляться за все управленческие функции? Когда появляется возможность, отдавайте найм персонала, продажи, управление и аналогичные процессы тем, кто лучше в этом разбирается. Чтобы не выгореть и сфокусироваться на любимом деле.
Шаг №2: Разделите ответственность с другими
Условный фотограф является брендом для самого себя. Но как быть с фото-студией? Если клиент не гонится за авторскими снимками, ему будет достаточно съемки в исполнении любого фотохудожника:
- за меньшую цену;
- в ином стиле;
- по другому графику и т. д.
Не нужно замыкать бизнес и решение всех задач на себя. Несколько работников с разными взглядами и подходами обеспечат клиентам больший выбор, повысят продуктивность компании.
Шаг №3: Не мешайте принимать решения
Сотрудники должны быть автономными. Хорошо, когда администратор или продавец следуют указаниям собственника. Но не должны по каждому вопросу обращаться лично!
Это замедляет работу компании и лишает передачу полномочий смысла: зачем нанимать сотрудников, если они выполняют функции терминала для удаленной связи?
Пусть научатся делать скидки, решать спорные ситуации, взаимодействовать с проверяющими без чужих советов.
В противном случае любая потеря контакта с собственников приведет к полной остановке бизнеса.
Шаг №4: Осознайте важность ошибок
Самостоятельный работник может сделать что-то, не соответствующее принципам компании. И это нормально! Ведь именно на ошибках люди учатся, осознают степень персональной ответственности и получают личный опыт для передачи остальным сотрудникам.
Только так можно вырастить коллектив, способный действовать в кризисной ситуации без указаний сверху. В долгосрочной перспективе это сделает бизнес более устойчивым, повышая перспективы расширения через открытие новых филиалов.
Шаг №5: Выстраивайте структуру взаимодействия
С ростом компании нужно систематизировать коммуникацию с работниками и клиентами. Чтобы вопросы поступали начальникам отделов, а от тех – к управляющему. Такая иерархия помогает избежать хаоса и принимать важные решения централизованно.
Кроме того, менеджеры-специалисты на местах лучше смогут оценить ситуацию, чтобы донести лишь важную информацию. Не нужно будет тратить время и силы, чтобы вникнуть в нюансы.
Шаг №6: Помните о своевременном контроле
Делегирование не означает, что дело пущено на самотек. Просто нужно дистанцироваться от внутренних процессов, минимизируя явное вмешательство в работу.
В этом помогают:
- автоматизация — оплата, учет, взаимодействие с клиентами и работниками через приложения сделают бизнес прозрачнее, упрощая разрешение конфликтных ситуаций;
- наблюдение — камеры повышают уровень безопасности, делают сотрудников и клиентов более доброжелательными, а также помогают быстрее урегулировать споры при просмотре записей;
- доверие — кадровый управленец, повышенный из рядовых сотрудников, лучше знает внутреннюю кухню компании и проще находит общий язык с персоналом, нежели нанятый со стороны.
Формат периодической прямой связи с собственником поможет устранить ошибки или злонамеренное вредительство со стороны менеджеров среднего звена.
Шаг №7: Следуйте собственным ценностям
Существует множество «гарантированных» стратегий. Но если они не подходят конкретному человеку, придется переступать через себя, что со временем приводит к выгоранию. Выстраивайте бизнес на основе своих ценностей.
Только так удастся собрать команду единомышленников и выйти на целевую аудиторию со схожими взглядами. Возможно, в плане разового заработка это будет не самым удачным решением, но обеспечит стабильный приток клиентов даже в реалиях изменчивой экономической ситуации.