Как владельцу выйти из операционки и не потерять бизнес? Пошаговый план

Операционные задачи – совокупность рамках бизнес-процессов и рутинных повседневных дел, необходимых для комфортного существования бизнеса. В них входит огромный спектр рутины:

  • подсчет НДС;
  • вывоз мусора;
  • пополнение канцелярии и т. п.

Если при возникновении компании руководителю желательно управлять в «ручном» режиме, лично отдавая инструкции и решая экстренные насущные вопросы, при росте организации количество дел лишь растет.

Сохранение операционной деятельности за собой не только будет отнимать все свободное время, но и существенно снизит потенциал бизнеса к дальнейшему росту и развитию. А совокупность накапливающихся со временем ошибок, усталости вовсе способна обернуться крахом предприятия.

Вот почему необходимо оставить за собой решение лишь стратегических вопросов, делегируя повседневные полномочия сотрудникам. Безболезненно выйти из операционки можно в восемь шагов.

Как владельцу выйти из операционки и не потерять бизнес? Пошаговый план

Шаг №1: Ревизия операционной деятельности

Необходимо описать бизнес-процессы, в которых принимаете непосредственное участие, для последующего распределения обязанностей по отделам. Для этого каждый стоит расписать в формате:

  • списка;
  • таблицы;
  • блок-схемы.

Зачем отдельные подпроцессы разбить по категориям:

  • основная — создание услуг и товаров;
  • вспомогательная — для поддержания работы по осуществлению основных;
  • управленческая — проверка качества, маркетинг, развитие бизнеса.

Таким образом будет проще определить ответственных за конкретный этап, а также выявить нехватку или избыток персонала на определенных позициях.

Шаг №2: Детализация выявленных процессов

Важно каждому действию придать ясность. Чтобы каждый сотрудник точно знал перечень своих задач. Для этого нужно ввести конкретные параметры процесса:

  • границы — точное описание действий от начала до результата;
  • участники — кто осуществляет деятельность для реализации процесса;
  • ответственный — кто осуществляет контроль и вмешивается в случае сбоев.

Такое доработанное описание бизнес-процессов необходимо сделать открытым. Тогда каждый работник будет понимать, в каком порядке принимаются решения, на что влияют его действия, и к кому обратиться за помощью.

Как владельцу выйти из операционки и не потерять бизнес? Пошаговый план

Шаг №3: Выбор инструментов управления

В зависимости от сложности бизнес-процессов, выбирают один из доступных цифровых форматов планирования. Среди наиболее распространенных:

  • Excel;
  • таблицы Google;
  • системы CRM.

Главное, остановиться на одном варианте и внедрить только его. Единая форма обеспечит оперативное ознакомление с нововведениями и изменениями.

Шаг №4: Составление плана развития

Всему нужна цель. Поэтому при выходе из операционной деятельности нужно задать план, по которому будет работать компания. Для этого определяют контрольные показатели:

  • прибыль;
  • выручка;
  • расходы;
  • задолженности;
  • займы;
  • активы и т. д.

Если их изменения на протяжении 6 – 12 месяцев соответствуют или приближены к ожиданиям, можно выходить из операционки. Если показатели непредсказуемы, придется дожидаться нормализации, устраняя недочеты на местах.

Как владельцу выйти из операционки и не потерять бизнес? Пошаговый план

Шаг №5: Обеспечение доступа к отчетам

Дистанцирование от решения повседневных задач не означает выход из бизнеса. У собственника должна оставаться возможность в любой момент ознакомиться с показателями, чтобы контролировать действия менеджеров и рядовых сотрудников. Обычно для этого используются CRM-системы.

Отсутствие контроля не только негативно скажется на бизнесе, но также может свидетельствовать о незаконной деятельности управляющих.

Шаг №6: Делегирование кадровых решений

Найм главбуха или коммерческого директора должны быть привилегией собственника. Однако назначения на рядовые должности стоит передать руководителям отделов и проектов. Пусть специалисты:

  • оценивают необходимость найма дополнительных кадров;
  • изучают финансовые возможности для открытия ставки;
  • занимаются отбором соискателей;
  • проводят инструктаж, обучение, разъяснение бизнес-процессов.

И даже в рамках описанной схемы введением новичка в курс дела обычно занимаются сотрудники отдела кадров или непосредственный начальник на месте, чтобы не отвлекать руководителя среднего звена.

Шаг №7: Создание корпоративной культуры

Сотрудники лучше справляются с работой, если видят комплексный созидательный процесс. Также это снижает вероятность возникновения конфликтов в коллективе. Поэтому компании необходимо сформулировать и документально зафиксировать:

  • миссию;
  • ценности;
  • приоритеты;
  • позиционирование.

Отвечать за внедрение корпоративной этики в повседневную жизнь организации будут HR-специалисты.

Как владельцу выйти из операционки и не потерять бизнес? Пошаговый план

Шаг №8: Внедрение инструментов менеджмента

Систематизировать отчеты и локальные кадровые перестановки позволит регулярный менеджмент. В него входят такие инструменты как:

  • документация ОСП (оргструктура);
  • метрики производительности верхнего и нижнего уровня;
  • регулярные встречи по формированию планов развития и их корректировке;
  • должностные инструкции и регламенты.

Благодаря выстроенной системе персонал обретет большую автономность, а обнаружение и исправление недочетов станет проще.

Шаг №9: Поиск эффективного управленца

Даже в отлаженном бизнесе будут возникать ситуации, когда требуется оперативное вмешательство. Чтобы полность оградить себя от каждодневных звонков, потребуется заместитель, который полностью примет на себя обязанности руководителя вместо собственника. Менеджер приходит на позицию двумя путями:

  • кадровый — через повышение из работников коллектива;
  • наемный — через поиск на бирже.

Первый может не обладать достаточными навыками, потребуется время на обучение и привыкание. Зато его лояльность компании и расположение других сотрудников будут на высоком уровне.

Второй, хоть и обладает нужными компетенциями, может не вписаться в коллектив. А поиск подходящего по всем параметрам кандидата потребует много усилий, времени и средств. Поэтому выбор между двумя вариантами не всегда очевиден.

Начать дискуссию