Как сделать хорошее продуктовое портфолио в 2025 году и найти работу? (часть 2)
Меня зовут Дима Мойсцрапишвили, и в 2023–2024 годах я был нанимающим менеджером и нанял себе в команду 7 продуктовых дизайнеров. А за последний год я сам прособеседовался с 52 компаниями и получил 2 оффера, один из которых принял. Мой долгий путь начался, конечно же, с портфолио.
В первой части этой статьи я рассказал, какие форматы портфолио продуктовых портфолио бывают и как к ним относятся в дизайн-сообществе и нанимающие менеджеры.
Во второй части я расскажу, как скринят ваши кейсы, сколько кейсов добавить в портфолио и как их описывать, чтобы получить приглашение на интервью и, конечно, работу мечты.
Подписывайся на мой Telegram-канал DESIGNshvili. Там я делаю личные заметки о продуктовом дизайне, рассказываю о своей работе и жизни
Оставлю здесь список тем, которые рассмотрю в статье:
- Сколько кейсов должно быть в портфолио?
- Как описывать кейс?
- На что обращают внимание нанимающие менеджеры?
- Что делать с NDA кейсами?
- Дополнительные советы
- Моё «скромное» мнение
- Заключение
- Полезные материалы
Сколько кейсов должно быть в портфолио?
На разных ресурсах и от разных дизайнеров (в т.ч. нанимающих менеджеров) часто пишут, что хорошее продуктовое портфолио — 2-3 проработанных кейса, релевантных вакансии. Так ли это на самом деле? Давайте разберёмся.
Ситуация «Мало кейсов в портфолио»
Сначала рассмотрим ситуацию, когда в портфолио мало кейсов.
В этом случае нанимающий менеджер/рекрутер просмотрят портфолио достаточно быстро, выцепят нужные детали и поймут, подходит им такой специалист или нет. В таком случае выбрать кейсы для просмотра достаточно просто: по наиболее привлекательной обложке или короткому описанию.
Здесь важно учитывать непредсказуемый фактор «нанимающий менеджер»: некоторые нанимающие считают, что небольшое количество кейсов (2-3) указывает на низкий уровень кандидата (стажёр или джуниор) и малое количество опыта. Представьте, что вы рисуете картины и называете себя художником, а у вас в галерее висят всего три холста. У посетителей возникнет вполне закономерный вопрос — «А где остальные? Это всё?».
Так же и с продуктовым портфолио. Даже если оно хорошо оформлено и с реальными кейсами, то всё равно может быть отказ: нанимающий менеджер (или рекрутер) просто-напросто засомневался в вашей компетентности и хотелось больше выбора при просмотре.
Кроме того, в 2-3 кейса сложно уместить весь опыт (особенно Senior специалистам). Лично у меня есть отдельные кейсы с управленческими треками и построением процессов в команде, потому что я считаю важным показать нанимающим менеджерам, что готов расти и брать на себя менеджириальные обязанности.
Ситуация «Много кейсов в портфолио»
А что, если в портфолио очень много кейсов: около 10 или больше?
В этом случае нанимающие менеджеры и рекрутеры, скорее всего, будут выбирать, что посмотреть, чтобы не тратить на отклик слишком много времени. Важно им с этим помочь: добавить обложки, отражающие суть кейса, короткое описание, тэги (об этом чуть позже). Тогда нанимающие менеджеры и рекрутеры точечно отсмотрят то, что наиболее релевантно для их вакансии, и решат, приглашать ли вас на интервью.
Но здесь снова появляется фактор «нанимающий менеджер»: кто-то «сломается» и не сможет выбрать, какой кейс посмотреть (да, такое бывает). В этом случае вы либо получите отказ сразу, либо нанимающий менеджер посмотрит первые попавшиеся на глаза кейсы. Они могут быть совсем не релевантны вакансии, поэтому вы тоже можете получить отказ: в команду или в продукт ищут человека с другим опытом. Но может быть и другая ситуация: нанимающий менеджер ищет сильных кандидатов, поэтому тщательнее смотрит каждого подходящего кандидата.
Сколько в итоге кейсов описать в портфолио?
Честно? — Для одних нанимающих менеджеров и рекрутеров будет достаточно 2-3, для других — 7-10. К сожалению, вы почти всегда не сможете узнать наверняка, какое количество кейсов в портфолио конкретный стейкхолдер считает оптимальным.
Если вы отсылаете супер точечные отклики, то можете проверить соцсети нанимающих менеджеров: иногда в постах, подскастах, статьях или комментариях можно найти мнение стейкхолдеров по тому или иному профессиональному вопросу и адаптировать свой отклик, чтобы выделиться.
Если же вы отсылаете отклики пачками по 20-40 в день (как делал я), то под каждого не подстроишься (да и сайт обновлять под конкретную вакансию вы вряд ли будете). Я бы в таком случае остановился на золотой середине — 4-7 кейсов (для уровня Senior), наиболее выгодно описывающих ваш опыт.
Также важно учитывать, в каком формате вы делаете портфолио:
- Если это сайт, Notion-документ или любой другой продвинутый текстовый редактор, то добавить 7 кейсов не составит труда.
- Если же это PDF-презентация, то больше 40-50 слайдов будет сложно читать, поэтому лучше ограничиться 2-3 кейсами.
Как описывать кейс?
У вас есть классный продуктовый кейс, который вы хотите добавить себе в портфолио. С чего начать?
Для себя я нашёл следующую «золотую» формулу, которую могу посоветовать использовать для описания любого продуктового кейса:
1. Описание проекта, краткое содержание
Содержание блока
Здесь вы коротко описываете, о чём этот проект, указываете, сколько времени работали над проектом, показываете 1-2 экрана с результатом работы и участников проекта
Цель блока
Помочь стейкхолдерам сразу понять, подходит ли им этот кейс или лучше они переключатся на более релевантный вакансии. Кроме того, описание коротко показывает ваш дизайн-результат и то, с кем вы работали над этим проектом. Некоторые нанимающие менеджеры хотят убедиться, что результат был получен не в вакууме, а во взаимодействии с кросс-функциональной командой.
2. Проблемы, боли пользователей
Содержание блока
Это описание проблем и болей, которые были у пользователей до того, как вы сделали дизайн. Сюда можно добавить метрики, инсайты команды аналитиков, UX-исследователей, продуктовых менеджеров, C-Level стейкхолдеров.
Цель блока
Показать, что вы мыслите продуктово и делаете дизайн не потому, что захотелось сделать покрасивее, а потому, что у ваших пользователей есть потребности, которые можно решить, улучшив дизайн.
3. Исследование
Содержание блока
Описание процесса сбора данных, валидирующих проблемы и боли пользователей, работа с продуктовым менеджером и погружение в задачу, анализ конкурентов, глубинные интервью с пользователями.
Исследование также можно совместить с предыдущим блоком или поместить перед ним.
Цель блока
Погружение в проблемы пользователей и глубокий анализ — важная часть работы продуктовых дизайнеров. Этим блоком кейса вы показываете, что можете получать инсайты от реальных людей, пользующихся вашим продуктом, и конкурентов и правильно использовать результаты анализа для улучшения пользовательского опыта, что впоследствии принесёт пользу и прибыль бизнесу.
4. Решения
Содержание блока
Описание решений, внедрённых в продукт для устранения выявленных в ходе исследования проблем пользователей. Сюда также можно добавить приоритизацию функциональностей, которые вы решили разработать в команде.
Цель блока
Показать, что вы мыслите категориями проблема–решение, стремитесь помочь и бизнесу, и пользователям вашего продукта, умеете приоритизировать свои решения и обосновывать их ценность.
5. Проектирование
Содержание блока
Lo-Fi, Hi-Fi прототипы, User Flow, брейншторминги с командой и любые артефакты работы над кейсом, которые показывают ваш дизайн-процесс с разных сторон.
В некоторых NDA указывается, можно ли публиковать внутренние материалы с процессами работы, поэтому проверяйте, что разрешено по вашему трудовому договору.
Цель блока
Многим нанимающим менеджерам важно увидеть не только идеальные «картинки» дизайна из релиза или Dribble-like шоты, но и сырые серые прототипы, карандашные скетчи экранов, ваш черновой процесс работы, из которого в итоге получается итоговый продукт.
6. Тестирование
Содержание блока
Юзабилити тестирование, A/B тесты, карточная сортировка, 5 (10) секунд тест, коридорный тест и любые другие варианты тестирования интерфейса с пользователями.
Цель блока
В очередной раз показать, что вы заботитесь не только о красивом UI и бизнес-показателях, но и о пользователях, которые понимают ваш дизайн и могут им пользоваться, не совершая серьёзных ошибок.
7. Разработка
Содержание блока
Макеты в Figma, готовые к передаче команде разработки, дизайн-ревью, груминг и приоритизация версий функциональности с разработчиками.
Цель блока
Показать, что вы умеете работать с разработчиками и говорить на одном языке, оставляете им комментарии в Figma, поддерживаете с ними связь и после выхода функциональности в релиз.
8. Результаты, метрики
Содержание блока
Метрики и бизнес-показатели, на которые вы повлияли своим дизайном, в относительных значениях.
Цель блока
Работа с пользователями и забота о них — это хорошо, но вы всё-таки работаете на бизнес в том числе, поэтому важно отметить, какие его показатели были улучшены, какую пользу продукту и компании вы принесли.
«Взрослые очень любят цифры»
9. Ваша роль
Содержание блока
Что вы делали на каждом из этапов работы над функциональностью. Я обычно небольшим абзацем вставляю свою роль в кейсе в конце каждого из блоков, описанных выше: так это более удобно читать в контексте этапа работы над проектом.
Цель блока
Сделать акцент на конкретно вашем вкладе в продукт и в функциональность, которую вы проектировали. Это своебразное «я-послание»: не «мы решили, что…», а «я поделился инсайтом с продуктовым менеджером и предложил…». Так вы показываете свой индивидуальный вклад, но и не забываете упомянуть, что работаете в перманентном взаимодействии с коллегами.
10. Что в планах дальше?
Содержание блока
Цели и планы на описанную продуктовую функциональность: следующий спринт, квартал, год. Это может быть вторая версия функциональности, которую не успели реализовать полностью, улучшения флоу после дополнительных тестирований и т.д.
Цель блока
Показать, что вы мыслите долгосрочной перспективой и думаете о том, что проектируете, а не просто бездумно выполняете задачи.
11. Сложности и челленджи (опционально)
Содержание блока
Что в вашей работе шло не по плану? Где вы отклонялись от идеальных процессов и думали над корнер-кейсами на ходу, потому что стейкхолдеры о них забыли, а вы не успели проработать? Опишите, какие сложности вы смогли преодолеть и чему в результате научились.
Некоторые нанимающие менеджеры считают, что продуктовые кейсы, где всё шло гладко по Double-Diamond процессу — фикция, несуществующий идеальный мир. Этим блоком как раз можно показать, что процессы иногда идут не по плану.
Цель блока
Показать, что, когда процесс может пойти не по плану, вы сможете адаптироваться, взять на себя инициативу, проактивно решить проблемы и т.д.
На что обращают внимание нанимающие менеджеры?
Я всегда говорю, что идеальных рецептов угодить всем нет и, наверное (и к сожалению), никогда не будет. Одни нанимающие менеджеры хотят одно, другие — другое, поэтому здесь я рассмотрю ситуации, с которыми вы можете столкнуться при оценке вашего портфолио.
Портфолио 360
Некоторые нанимающие менеджеры ищут дизайнеров-универсалов (и да: я не знаю, откуда пошла радикальная установка, что все дизайнеры сейчас должны быть супер-мега-узко-специлизированными). Для таких нанимающих Т-специалист (разбирающийся в разных аспектах профессии и смежных профессиях) — лучший выбор. Следовательно, разностороннее портфолио подойдёт лучше всего. Здесь могут быть и веб, и мобилка, и анимации, и иллюстрации, и 3D. Такие требования часто встречаются в стартапах и дизайн-студиях, чтобы сэкономить и не нанимать разных специалистов.
Узко специализированное портфолио
Также есть нанимающие менеджеры, которые ищут узко специализированных специалистов под свой запрос. Это могут быть кейсы, связанные с определённой нишей или индустрией (например, кейсы только с финтех продуктами), типом задач (Growth, Retention, Activation, Onboarding) или платформой (iOS, Android, только Web или Mobile). Таких требований на рынке сейчас гораздо больше, чем 360.
От узко специализированного портфолио нанимающие менеджеры как раз будут требовать конкретные кейсы под задачи продукта или в определённой нише, поэтому чаще всего таких дизайнеров ищут в крупных компаниях и продуктах, где есть отдельные команды со своей разработкой, менеджерами и дизайнерами под каждый тип задач.
UI портфолио и самих кейсов
Кто бы что ни говорил, но чаще всего мы оцениваем визуал в первую очередь. Если портфолио и кейсы выглядят неактуально и несвежо, то это автоматически может ухудшить впечатление о дизайнере у большого количества нанимающих менеджеров. Конечно, в кейсах могут быть описаны какие-то гениальные процессы, плотная работа со стейкхолдерами, проактивность и т.д., но визуал бросится в глаза в первую очередь.
Здесь рекомендую сделать портфолио приятным визуально. Это должен быть чистый UI, работа с акцентами (цветовыми и типографическими), системой отступов, скруглений, размеров типографики.
Важно также учитывать, что некоторые нанимающие менеджеры могут искать наилучший UI среди кандидатов под конкретную задачу в продукте (например, в команду Monetization или Growth, где часто нужен хороший визуал).
Кроме того, любые дизайн-студии или крупные компании, которые хотят сделать редизайн и вывести UI на новый уровень, также будут искать хороший визуал.
Описание процессов работы
Нанимающим менеджерам могут быть важны описания продуктовых процессов и как вы работали над кейсом, с какими сложностями сталкивались и как их решали. В таком случае UI может (но не всегда) уйти на второй план.
Но не все описания процессов могут заинтересовать нанимающих менеджеров. У меня был очень интересный кейс, когда на презентации тестового задания Head of Design спросил, зачем я добавил приоритизацию фичей на слайды: «Ты считаешь, что будешь заниматься этим в нашей компании?», — добавил он. Такие нанимающие менеджеры, очевидно, будут скептически относиться к некоторым частям с описаниями процессов работы.
Также важно учитывать, что не все будут долго вчитываться в длинные описания. Кто-то пишет, что портфолио оценивают в среднем около двух минут, кто-то говорит про 55 секунд. Важно, что если изначально впечатление будет хорошим, то нанимающий менеджер будет смотреть чуть дольше, но насколько и станет ли — зависит от конкретного человека.
Портфолио — это всегда баланс между ожиданиями нанимающих менеджеров и тем, как вы можете представить свой опыт так, чтобы он был максимально привлекательным для широкой аудитории работодателей.
Что делать с NDA кейсами?
У многих продуктовых дизайнеров есть кейсы, которые нельзя публиковать в открытом доступе. Обычно NDA специфика для конкретных компании и продукта описаны в трудовом договоре, который вы подписываете при трудоустройстве. Там же и описано, что и как можно или нельзя публиковать. Давайте рассмотрим несколько ситуаций.
Открытая публикация запрещена
Обычно такие NDA подписывают в B2B продуктах, так как доступ к ним есть у ограниченного круга лиц, а экраны в сети (например, в AppStore или Mobbin) вы вряд ли найдёте.
В этом случае вы не имеете права публиковать ваши кейсы в открытом доступе даже после релиза функциональности, однако чаще всего можете просто запаролить страницу и выдавать пароль стейкхолдерам при отклике (всё-таки как-то работу искать надо). В таком случае на собеседованиях вы также можете показывать экраны, но отмечать, что это NDA информация.
Важно, что все экраны в таком случае должны отображать неактуальные цифры, заголовки и т.д., чтобы не рассекретить NDA информацию.
Публикация после релиза
Часто если вы работаете в B2C (особенно в популярных продуктах e-comm, крипты, фуд теха и т.д.), результаты вашей работы появляются в сети почти сразу. Команда Mobbin делает скриншоты для своей библиотеки, ваша компания устраивает онлайн-конференцию и рассказывает о новых фичах, бренд менеджеры публикуют новость в Telegram с рассказом о том, какую классную штуку они зарелизили и насколько сильно это изменит жизнь пользователей, витрина в AppStore пополняется новыми экранами и т.д.
В таком случае, очевидно, скрывать экраны нет смысла — они итак повсюду. Поэтому вы дожидаетесь релиза и спокойно публикуете кейс в портфолио (или публикуете через промежуток времени, указанный в вашем договоре).
Иногда в трудовом договоре может быть указано требование согласовать публикацию, например, с нанимающим менеджером. В таком случае дизайнер получает официальное или неформальное одобрение (в зависимости от условий) и может выложить кейс.
Дополнительные советы
- Добавлять кейсы в портфолио сразу после того, как они были реализованы (и когда уже можно о них рассказывать). Если вы уже полностью завершили хороший кейс, уделите время и добавьте его в портфолио сразу. Это сэкономит вам большое количество времени на обновление портфолио при выходе на рынок, а также поможет рекрутерам и нанимающим менеджерам всегда быть в курсе ваших новых достижений и актуальных скилов.
- Писать любые метрики и цифры в относительных значениях. Например, Retention Day 7 был увеличен на 3%, а не с 10% до 13%. Это очень важный пункт, потому что если вы будете описывать первоначальные и текущие цифры, то конкуренты продукта смогут примерно посчитать экономику продукта и получить конкурентное преимущество. Кроме того, абсолютные значения метрик могут быть частью NDA, который вы подписывали при трудоустройстве.
- Читать трудовой договор. На всякий случай ещё раз подсвечу, что в вашем трудовом договоре всегда описано, как и при каких условиях можно публиковать кейсы в портфолио. Изучите все пункты внимательно, чтобы не было проблем с работодателем в будущем.
- Берите консультации с разными дизайнерами. Если вы хотите, чтобы ваши портфолио оценили другие дизайнеры, то обращайтесь к нескольким (и желательно тем, у кого был опыт работы нанимающими менеджерами), чтобы услышать разные мнения и на их основе усилить ваши кейсы. Кстати, я сам провожу консультации (как дизайнерские, так и коучинговые) и помогаю ребятам выйти на рынок и найти работу. Пишите в Telegram (@designshvili), если у вас есть запрос.
- Не переделывайте портфолио постоянно. Если у вас есть приглашения на интервью с рекрутерами и нанимающими менеджерами, то это сигнал того, что с вашими резюме и портфолио всё в порядке. Если же приглашений пока нет или их немного, то лучше сначала возьмите консультацию у коллег-дизайнеров, а не ломитесь переделывать всё с нуля: step by step!
- Не добавляйте слишком много скринов в кейсы. Если в ваших кейсах слишком много экранов, между которыми где-то прячется текст, то для некоторых нанимающих менеджеров это может быть сигналом, что вы больше про UI и экраны, а не продукт.
- Не пишите слишком много текста. Если ваши описания кейсов слишком длинные, то многие нанимающие менеджеры закроют их прежде, чем дойдут даже до середины. Однако у меня есть пример моей знакомой, у которой на сайте длинные описания. Она нашла работу в Берлине в конце 2024 года, поэтому это «правило» работает не для всех.
Заключение
Идеального портфолио не существует
Слишком многое при оценке портфолио зависит от продукта, компании и конкретного нанимающего менеджера. Но есть несколько универсальных принципов, которые помогут повысить шансы:
- Оптимальное количество кейсов — 4–7. Меньше рискованно, больше — перегруз.
- Структура важнее формы. Каждый кейс раскрывайте через цепочку: проблема → исследование → решение → результат.
- Помните про ограничения. NDA и трудовые договоры могут накладывать условия на публикацию, и это стоит учитывать заранее.
- Обновляйте портфолио регулярно. Тогда оно будет инструментом развития, а не стрессовым продуктом «быстро выйти на рынок».
В итоге портфолио — это не фиксированный набор правил, а ваш собственный живой продукт. Оно должно меняться вместе с вашим опытом и подстраиваться под разные ситуации, чтобы каждый раз максимально точно отвечать на вопрос: «Почему именно вас стоит пригласить на собеседование?»