Как добываются Инвесторы?

Недавно один странный Фаундер (и, вроде бы, так-то, с неплохим, в целом, Проектом) повел себя в очередной раз очень странно – после двух звонков новым Инвесторам буквально психанул, и отказался оплачивать нашу работу по инвестиционному лидгену. Я мигом оказался в черном списке и не успел ему даже объяснить, что вообще-то, факт в том, что из нашей статистики и опыта работы с Инвесторами, Сделка с Инвестором от 1 млн.р. происходит примерно 1 на 100 контактов, ну максимум 2-3 на 100 контактов, и никак не больше. И, в связи с данным фактом, довольно наивно ожидать совершения сделки в первые два-три созвона с Инвесторами добытыми с холодного рынка. Ну что, скажите на милость, он ожидал от этих двух звонков? Что Инвестор сразу попросит реквизиты куда деньги закидывать? Или что? Тупизна Фаундеров иногда поражает своей фантастической безмерностью.

Но Вы-то, я уверен, не такой, Дорогой Читатель?

Итак, предположим, что Вы адекватный Фаундер, и желаете привлечь инвестиции в свой стартап или (что лучше) в уже действующий Бизнес. Попробуем Вам помочь в этом нелегком деле с помощью данной статьи. Но так как мы не знаем нюансов Вашего Проекта и вообще ничего о Вас не знаем – попробуем пойти немного другой тропинкой и будем отталкиваться от величины искомых инвестиций, нашего опыта в инвестиционной рекламе, благодаря которому я и мои коллеги уже привлекли инвестиции на десятки миллионов рублей и каждый год увеличиваем этот показатель, и тому, какие вообще в природе бывают реальные Инвесторы, а не мифические выдуманные.

Если Вы желаете привлечь инвестиции в свой Проект суммой примерно 0.5-2 млн.р. – то вероятно Вы сможете обойтись вообще без Инвестора (если это возможно, то мое мнение - лучше не привлекать Инвесторов вообще, жизнь Ваша тогда будет намного проще и счастливей, ИМХО). Собирая сумму в 0.5-2 млн.р. Вы можете обойтись собственными сбережениями или просто накопить данную сумму достаточно быстро, с доходов какой-нибудь высокооплачиваемой работы (да хоть курьером в Москве за 150к/в мес.). Таким образом Вы станете своим собственным Инвестором и будете сами себе выплачивать все 100% дивидендов! Разве это не прекрасно? Также такой источник инвестиций как FFF – всегда в Вашем распоряжении. Третья возможность – гранты, государственные и/или частные, если Ваш проект подходит под их критерии и/или обладает какой-то инновационной составляющей.

FFF в инвестициях — это аббревиатура, обозначающая Friends, Family, and Fools (друзья, семья и «дураки»). Этот термин используется для описания раннего этапа финансирования стартапов, когда основатели привлекают средства от своего ближайшего окружения или от непрофессиональных инвесторов.


Особенности FFF- инвестиций:

Источник средств: Деньги поступают от друзей, членов семьи или частных лиц без опыта в венчурных инвестициях. Последнее «F» Fools относится к инвесторам, которые рискуют своими средствами, полагаясь на веру в идею стартапа, а не на профессиональную оценку рисков.

Доступность: Получить такие инвестиции проще и быстрее, чем от бизнес-ангелов или венчурных фондов. Это особенно важно на стадии идеи или прототипа, когда у стартапа еще нет значимых достижений.

Эмоциональная поддержка: Близкое окружение часто не только предоставляет деньги, но и оказывает моральную поддержку основателям.


Преимущества FFF:

Легкость привлечения: Не требуется сложная документация или строгая отчетность.

Гибкость условий: Инвесторы из близкого окружения редко требуют долю в компании или вмешиваются в управление.

Быстрота получения средств: Нет необходимости проходить длительные процедуры оценки проекта.


Риски FFF:

Финансовый риск: Высокая вероятность потери вложений, так как стартапы на ранней стадии часто терпят неудачу.

Личные конфликты: Провал проекта может испортить отношения с друзьями и семьей.

Отсутствие экспертизы: Непрофессиональные инвесторы могут не понимать всех рисков и особенностей бизнеса.


Многие известные компании начинали с FFF-финансирования. Например, Google в 1998 году получил $1 миллион от друзей и семьи основателей. FFF-инвестиции являются важным этапом для стартапов, позволяя получить начальный капитал и подготовиться к привлечению более крупных профессиональных инвестиций. Однако их использование требует тщательной оценки рисков и прозрачности в отношениях с инвесторами.

Если сумма искомых и необходимых инвестиций уже побольше – 2-3-5 - до 10 млн.р – вполне возможно, что без внешнего Инвестора (или нескольких Инвесторов) уже действительно не обойтись, и внешние инвестиции реально нужны, и эта необходимость обоснована Реальностью. Также бывают случаи, когда Инвестор нужен не только по причине недостатка денег, но и по причине нехватки у Фаундера опыта в Бизнесе, необходимости смарт-нетворкинга и т.п., в общем ищутся не только и даже не столько деньги, сколько, так называемый, SMART-Инвестор, или, так называемый, бизнес-ангел.

При суммах от 5 до 100 млн.р. – Вы скорее всего должны уже быть Владельцем действующего Бизнеса с приличным оборотом, который может себе позволить привлечь такую долговую нагрузку, или Ваш Бизнес должен уже стоить достаточно много, чтобы Вы могли себе позволить продать не слишком большую часть доли Бизнеса за такую сумму. На этой стадии Инвесторы также Вам будут уже задавать вопросы – почему Вы не пользуетесь кредитами, инвест-платформами и программами льготного финансирования, если Ваш Бизнес подходит под них. И Вы должны быть готовы дать внятные и адекватные ответы Инвестору на эти вопросы. Потому что если ответы будут невнятные и/или неадекватные – скорее всего до обсуждения Сделки Вы даже не дойдете, так как уже на этом этапе потеряете интерес Инвесторов к продолжению диалога с Вами.

Если же Вы сходу, с нуля, ищете инвестиции от 100 млн.р. и выше, не знаете как это делается практически, и читаете эту статью с целью почерпнуть необходимые знания без cущественных вложений (в том числе денежных вложений в собственные Знания), потому что не желаете в принципе вкладываться в процесс привлечения инвестиций и ищете бесплатных и легких путей – скорее всего (очень высока вероятность) что Вы какой-то очередной неадекватный Фаундер (только чур без обид!) или “Сумасшедший Ученый”, без минимально-необходимого опыта в Бизнесе. Возможно что это не так, бывают, конечно исключения, которые как правило лишь подтверждают данный тезис. Как я обожаю это фаундерское “привлеките мне инвестиции, а я уж с вами рассчитаюсь за комиссию по факту и щедро, буквально озолочу”! Эээйй, Дорогой Фаундер! Очнись от иллюзий! А вкладываться-то кто будет в процесс привлечения инвесторов? Нам это зачем – вкладываться в какой-то чужой Бизнесок и привлекать туда инвесторов на блюдечке с голубой каемочкой? Ну полный неадекват! Не устаю всем Фаундерам повторять прописную истину – привлечение инвестиций – это процесс требующий вложений – раз, и процесс, который нужно начинать и готовить ЗАДОЛГО до того, как эти самые инвестиции Вам реально будут нужны – это два! Почему? Да потому что когда инвестиции Вам реально будут необходимы – этот процесс будет уже поздно начинать и Вас просто обгонят другие, более сообразительные и более далеко-смотрящие проекты, которые построят более эффективные мероприятия IR (Investor Relations, ) и на их фоне Ваши предложения и потуги привлечь Инвесторов будут смотреться просто смешно и наивно. Вот только про это Вам никто не расскажет!

Что такое IR Investor relations)?
IR Investor Relations), или связи с инвесторами, — это стратегическая функция компании, направленная на управление коммуникацией между организацией и ее акционерами, инвесторами, а также финансовым сообществом. Основная цель IR — обеспечить эффективное взаимодействие, способствующее справедливой оценке компании на рынке, привлечению капитала и поддержанию доверия со стороны инвесторов.
IR включает широкий спектр задач, которые могут варьироваться в зависимости от компании:
Основные задачи IR:-Разработка стратегии взаимодействия с инвесторами: это включает определение целевой аудитории среди инвесторов и формирование эффективных коммуникационных подходов. -Раскрытие финансовой информации: предоставление точных данных о финансовых результатах и перспективах компании. -Проведение мероприятий: организация встреч с инвесторами, участие в конференциях и презентациях. -Анализ рыночной конъюнктуры: изучение восприятия компании в инвестиционном сообществе и анализ конкурентной среды. -Работа с фондовыми биржами: обеспечение соблюдения требований к раскрытию информации и поддержание отношений с регуляторами
Отличие от PR:
Хотя IR и PR Public Relations) связаны с коммуникацией, их задачи различны. PR фокусируется на создании позитивного имиджа компании среди широкой общественности, тогда как IR направлен исключительно на работу с финансовым сообществом и инвесторами. Это требует глубокого понимания финансов, маркетинга и юридических аспектов.

История: Термин Investor Relations появился в 1953 году благодаря председателю совета директоров General Electric Ральфу Кординеру. Первоначально IR-службы занимались распространением годовых отчетов и финансовой информации. Со временем эта функция эволюционировала в стратегическую дисциплину, охватывающую широкий круг задач.

Важность IR:
Эффективные связи с инвесторами помогают компании: -Увеличить доверие инвесторов. -Обеспечить справедливую рыночную оценку. -Привлечь капитал на выгодных условиях. -Сформировать лояльную базу акционеров.
Таким образом, IR является важным инструментом для публичных компаний, стремящихся к устойчивому развитию и успешному взаимодействию с инвестиционным сообществом.

Итак, если Вы желаете получить в распоряжение от 100 млн.р. инвестиций не имея ни опыта (успешного) инвестирования более скромных сумм, ни уже выстроенного Плана по затратным мероприятиям IR – то скорее всего, (по крайней мере, такова статистика моих многолетних наблюдений за подобными проектами) Ваш поиск Инвесторов будет длиться годами и десятилетиями, и в конце концов Вы попадете в паноптикум моей Книги “Музей Финансово-Инвестиционного Безумия”. Где уже довольно много (десятки) разных прикольных экспонатов, и однажды мы с коллегами создадим реальную экспозицию со стендами, их описывающими, куда будем водить студентов на экскурсии. Я даже думаю, что нам не хватит одного зала, и будет несколько тематических залов. Ваш стенд будет в зале “Неадекватные Фаундеры”.

Но хватит издеваться над туповатыми Фаундерами! В конце концов наша задача не обидеть их, а постараться помочь. Сразу скажу – не всем и не для всех это возможно! Гордыня, спесь и жадность поглощает многих без даже призрачных шансов на Успех! Но если кто-то еще продолжает читать – надежда на спасение есть!

Ответим, наконец, на вопрос из заголовка. Как же добываются Инвесторы?

НИКАК.

НИКАК.

НИКАК.

И еще раз НИКАК!

В инвестиционно-привлекательные Бизнесы Инвесторы не привлекаются и не добываются – а буквально стоят в очереди, выхватывая друг у друга скупые куски аллокаций разве что не с дракой! Не видели такого? Считаете что это фантастика, гипербола, преувеличение для красного словца? Значит у Вас просто еще не было такого опыта! Я наблюдал все описанное неднократно в своей собственной практике и практике моих коллег. И то, что для Вас звучит фантастично и нереально – для других обыденность.

Что такое аллокация в инвестициях? При первичном размещении акций (IPO) аллокация означает распределение доступных акций среди инвесторов. Если спрос превышает предложение, то заявки инвесторов удовлетворяются частично. Аллокация выражается в процентах и показывает, какую долю от запрошенного объема акций получил инвестор. Например, если подана заявка на 100 акций, а получено только 30, аллокация составит 30%

Итак, Ваша задача заключается в том, что необходимо перестать бегать за Инвесторами в поисках такого нужного (казалось бы) финансирования, и научиться выстраивать инвестиционно-привлекательный Бизнес, в который Инвесторы будут ЖАЖДАТЬ попасть. И большинству из этих Инвесторов Вы будете ОТКАЗЫВАТЬ! И это вполне реально сделать! Просто мало кто задается такой Целью, а в основном большинство надеется на деньги Инвесторов и что эти деньги решат их проблемы с финансированием Проекта. Не решат! Инвестиции – это просто умножитель и ускоритель. Если в Вашем Бизнесе бардак и беспорядок – инвестиции умножат этот бардак в 10 раз. Если в Вашем Бизнесе есть проблемы – после инвестиций проблемы умножатся в 10 раз (не шутка!!!). Если в Вашем Бизнесе есть перекосы – он станет кривее в 10 раз. Если в Вашем Бизнесе есть неопределенности – они станут еще неопределеннее и так далее и тому подобное.

На этом мы пока закончим эту статью по привлечению инвесторов, которую на самом деле дальше можно еще раскрывать и займемся этим в последующим публикациях.

Начать дискуссию