Новогодний антитренд 1925 года: как украшали ёлку в СССР, когда это ещё не было легально
Антитренд 1925 года. Не правда, немножечко смежно звучит. Но скоро вы поймёте, почему я именно так назвала эту статью.
Современный новогодний декор интерьера — это давно соревнование трендов: минимализм, максимализм, сканди, крафт и пр. Сложно себе представить, что ещё совсем еще недавно, всего лишь каких-то 100 лет назад самым главным трендом было постараться, чтобы ... не украсить дом к Новому году так, чтобы это кто-то увидел и взял на заметку.
Сейчас даже не верится, но в 1925 году в СССР наш любимый волшебный праздник и практически все его атрибуты находились в подполье. Новогодний декор, а и сам факт празднования Нового года считался "непотребным". И тем не менее люди его праздновали. Да так, что их рождественские интерьеры до сих пор смотрятся ярче и актуальнее многих современных вычурных гирлянд и украшений.
Политика у елки: почему новогодний декор был полулегальным
Дело в том, что Новый год как государственный праздник в на момент 1925 года был уже отменён и его еще не узаконили обратно (это случилось только в 1935-м), а рождественские традиции, включая елку, активно искореняли как “буржуазно-религиозные” и “дремучий пережиток прошлого”.
В таких условиях украшение дома к зимним праздникам было не просто старой семейной традицией, а этаким актом тихого сопротивления.
Ёлку ставили тайком, надеясь, что соседи не донесут. Именно этот вынужденный “протестантизм” и сформировал уникальную эстетику советского новогоднего интерьера середины 1920-х — вынужденную простоту и гипертрофированный креатив, которым мы с вами сегодня восхищаемся.
Главные тренды новогодних украшений 1925 года
Поскольку массового производства игрушек в 1925 году по понятным причинам не было, в ход шло всё. Этот подход сегодня мы назвали бы осознанным потреблением, а тогда это было простым семейным предновогодним творчеством.
Что это были за креативы:
1. Съедобный декор ― яблоки, орехи, обернутые в фольгу или крашеную бумагу, пряники и самодельные конфеты. Особая прелесть была в том, что после праздника всё это можно было съесть, т.е затраты на украшения минимальные, отходы нулевые.
2. Ватные фигурки ― из ваты и клейстера творили настоящие шедевры. На проволочном каркасе лепили животных, фрукты и сказочных персонажей. Кстати, эта технология до сих пор популярна у мастеров хендмейда и за такие новогодние авторские украшения ценители платят мас терам хорошие деньги.
3. “Дрезденский картонаж” ― это вообще тренд мирового масштаба в наши дни: фигурные изделия из тонированного и тисненого картона в виде животных, птиц, музыкальных инструментов не перестают восхищать и спустя сто лет.
4. Простейшее бумажное творчество ― гирлянды-цепочки из склеенных разноцветных полосок, флажки и ажурные снежинки, всё это и сегодня делают наши дети в садах и школах. И это всегда прекрасно.
Два мира на одной ветке: дореволюционное наследие и так называемые “красные ёлки”
Новогодний интерьер того времени был полон контрастов. В одном доме на ёлке могли висеть: Дореволюционные раритеты, хранившиеся в сундуках с дореволюционных времен ― немецкие стеклянные шары, фигурки ангелов и восьмиконечные Вифлеемские звезды. Новые советские элементы ― на верхушку пытались водружать красные звезды, а в школах ставили “красные ёлки”, где все украшения и особенно сценарий праздничных мероприятий носили политический характер.
Почему эти знания могут в 2025 году
Оглядываясь на тот период, можно чётко выделить несколько идей, которые и сегодня будут выглядеть ультрасовременно:
1. Экоподход: все украшения ― ватные, бумажные, съедобные, ― были биоразлагаемыми или многоразовыми.
2. Уникальность и кастомизация ― каждая игрушка, сделанная руками членов семьи, была уникальна. Ни о какой конвейерной одинаковости даже близко не было речи.
3. Осмысленность ― декор был не просто красивым, а глубоко символичным, наполненным личными и семейными смыслами ― то, что сегодня называют “эмоциональным дизайном”.
Что мы можем использовать из опыта 1925 года сегодня
Опыт советского новогоднего декора 1920-х учит главному ― атмосферу праздника создают не идеальные брендовые гирлянды, а личная история и творчество.
Важно понимать, что этот советский полулегальный стиль — свидетельство не бедности и ограничений, а невероятной ресурсности и таланта, которыми обладали наши предки.
В эпоху бездумного гиперпотребления всё это выглядит невероятно свежо и по-настоящему роскошно.
Скажите, а вы используете в декоре винтажные игрушки, или может быть сохранили традицию делать их к Новому году всей семьёй?
Пожалуйста, поделитесь вашим опытом и предновогодним настроением в комментариях!