Какие требования можно предъявлять к участникам закупки по 223-ФЗ
В то время как требования, предъявляемые к участникам закупок по 44-ФЗ, понятны практически всем, кто уже имеет опыт участия в закупках, требования к участнику по 223-ФЗ стабильно вызывают много вопросов и у заказчиков, и у поставщиков.
В этой статье мы попытались кратко и лаконично, с примерами и приведением практики ответить на вопрос о том, какие требования могут предъявлять заказчики к участникам закупки по 223-ФЗ
Важно понимать, что, в отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ не содержит четкого, исчерпывающего перечня требований к участникам, но определяет основополагающие начала, которыми заказчики должны руководствоваться. Ниже описаны требования, которые заказчик вправе предъявлять к участникам закупок по 223-ФЗ. Подробные таблицы подскажут, какие требования можно отнести к единым, а какие – к дополнительным, раскроют суть каждого требования. В статье приведены ответы на некоторые сложные вопросы, а также практика контролирующих органов и Арбитражных судов.
Как установить требования к участникам закупки
Требования к участникам заказчик определяет самостоятельно в документации о конкурентной закупке. Требования устанавливают в соответствии с положением о закупке и применяют в равной степени ко всем участникам. При этом нельзя предъявлять требования, которые не указаны в положении и документации о закупке (п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Смотрите в таблице, какие принципы должен учитывать заказчик, когда устанавливает требования к участникам закупки.
Принципы предъявления требований к участникам торгов
Если в закупке на стороне участника выступает группа лиц, то требования должны предъявляться в совокупности к такому коллективному участнику, а не к каждому из лиц в отдельности. В противном случае заказчику грозит штраф до 10 000 руб. по части 8 статьи 7.32.3 КоАП.
Какие требования можно установить к участникам закупки
Заказчик может установить единые требования для того, чтобы предъявлять их к участникам при проведении любой конкурентной закупки вне зависимости от способа, предмета или формы. У него есть возможность впоследствии в каждой конкретной закупке добавлять квалификационные или дополнительные требования, если этого требует предмет закупки.
Единые требования к участникам закупки
К единым требованиям можно отнести те, которые следует включать при проведении каждой закупки, никаких рисков их предъявление не влечет. Смотрите в таблице, какие единые требования можно предъявить к участникам закупки.
Единые требования к участникам закупки по 223-ФЗ
С 3 мая 2022 года запретили заключать сделки с компаниями и физическими лицами, которые находятся под российскими санкциями, и с подконтрольными им лицами (указ Президента от 03.05.2022 № 252). Правительство утвердило перечень конкретных лиц, с которыми запрещено заключать и исполнять сделки (постановление от 11.05.2022 № 851). Параметры сделок конкретизировали в пункте 3 постановления от 11.05.2022 № 851. В извещение или документацию включите специальное требование к участникам закупок. Используйте пример формулировки.
Пример
Как установить требование об отсутствии участника под российскими санкциями
«Участниками закупки не могут быть юридические или физические лица, в отношении которых применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», либо организации, находящиеся под контролем таких лиц».
С 1 декабря 2022 года иноагентам запрещено участвовать в закупках. Заявки участников, которые не отвечают требованию, подлежат отклонению. Статус иностранного агента можно проверить в Едином реестре иноагентов, размещенном на официальном сайте Минюста. Новое требование заказчики должны включать в извещение или документацию о закупке. Формулировку смотрите в примере (Закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ, Закон от 05.12.2022 № 498-ФЗ).
Пример
Как установить требование, что участник не иноагент
«Участниками закупки не могут быть юридические или физические лица, которые признаны иностранными агентами согласно Федеральному закону от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
В закупках среди МСП и самозанятых требуйте предоставить только ограниченный перечень документов. Среди них – декларация, которой участник подтверждает соответствие ряду требований. Кроме этого, в такой закупке можно установить требование об отсутствии сведений об участнике в РНП. О том, какие сведения и документы просить у МСП и самозанятых, читайте в отдельном материале.
Обратите внимание
С 29 марта 2021 года по 29 марта 2027 года нужно устанавливать квалификационные требования к участникам закупок в рамках долгостроя.
Согласно приказу Минстроя от 21.12.2020 № 810/, необходимо устанавливать требования к участникам конкурентных закупок товаров, работ, услуг по незавершенным объектам строительства, права на которые переданы в порядке банкротства.
Дополнительные требования к участникам закупки
Заказчик вправе установить в документации дополнительные требования к участникам при условии, что они предусмотрены в положении о закупке и не противоречат принципам Закона № 223-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Смотрите в таблице, какие дополнительные требования можно предъявить к участникам закупки.
Дополнительные требования к участникам закупки по 223-ФЗ
Добрый совет
Требование о личном выполнении договора устанавливайте в условиях договора, а не в документации.
Можно запретить исполнителю привлекать субподрядчиков. Устанавливайте такой запрет в качестве одного из условий исполнения договора, а не в качестве дополнительного требования к участникам закупки. Такая позиция изложена в письме Минфина от 26.12.2018 № 03-02-07/1/94732.
Ситуация
Допускать ли к закупке аффилированных между собой участников
Да, аффилированных участников допустите к закупке. Отклоните только те заявки, которые не отвечают требованиям извещения и документации.
Участник закупки – это любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, которые выступают на стороне одного участника закупки, за исключением юр. лиц, являющихся иностранными агентами, по Закону № 255-ФЗ. При этом не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение и место происхождения капитала. Также участниками закупки могут быть любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физлиц – иностранных агентов по Закону № 255-ФЗ. Об этом сказано в части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, статье 28 Закона от 05.12.2022 № 498-ФЗ.
Каких-либо ограничений для аффилированных лиц в Законе № 223-ФЗ не предусмотрено. Вывод подтверждают специалисты Минэкономразвития в письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.
Если пропишете запрет участвовать в закупках аффилированным лицам в документации или положении о закупке, ограничите конкуренцию. Так считает ФАС. Например, контролеры установили, что заказчик прописал в документации запрет на допуск к закупке аффилированных между собой организаций. Специалисты антимонопольной службы пояснили: сама по себе аффилированность не доказывает, что участники вступят в сговор или недобросовестно выполнят контракт. Такое требование заказчика неправомерно и ограничивает конкуренцию (решение ФАС от 25.05.2018 № 223ФЗ-360/18).
В конце считаем важным дать всем заказчикам совет не проводить параллели между 44-ФЗ и 223-ФЗ и не пытаться проводить закупки по 223-ФЗ аналогично закупкам по 44-ФЗ. Это совсем разные законы, и закупочные процессы по ним проводятся тоже разные.