Налоги при продаже квартиры

Налоги при продаже квартиры

Может ли гражданин России, постоянно проживающий в «недружественной» стране, зарегистрироваться как «самозанятый», сдавать свою квартиру в аренду, потом ее продать, какие налоги надо платить.

Вопрос нашего клиента

Иванов НН., гражданин РФ, является единственным собственником квартиры в России, но он постоянно проживает в «недружественной» стране. Кваритра в собственности более 5 лет. В этой же квартире прописан его отец (не собственник). Иванов НН хочет сначала сдать квартиру в аренду физическому лицу, а позже продать ее. Он спрашивает:

· может ли он, гражданин РФ, постоянно проживая за рубежом, зарегистрироваться как «самозанятый», чтобы деятельность по сдаче его квартиры в найм была законной?

· будет лит ли он платить как «самозанятый» налог 4%, или для нерезидента ставка налога другая?

· получит ли он налоговый вычет в размере 10 000 руб., который предоставляется при регистрации в качестве «самозанятого» гражданину - резиденту РФ?

· какие еще налоги платит «самозанятый» и нужно ли платить страховые взносы?

· есть ли риск повышенной ставки налога или каких-либо ограничений в случае последующей продаже этой квартиры (которая ранее несколько лет сдавалась в аренду)?

· какой налог она, как нерезидент, заплатит при продаже квартиры в ближайшем будущем – 13% или 30%?

В ответе на вопросы расскажем все подробно.

Гражданин РФ, постоянно проживающий в «недружественной» стране, по налоговому законодательству РФ признается налоговым нерезидентом по признаку нахождения за пределами РФ более 183 дней в году (ст. 207 НК РФ).

Поскольку данные операции по сдаче квартиры в аренду и ее последующей продаже с точки зрения налогообложения никак не связаны и порядок их налогообложения регулируется разными законами, данные операции мы рассмотрим отдельно.

Если коротко - предварительная сдача квартиры в аренду (найм) не окажет влияния на налогообложение НДФЛ при продаже квартиры (п.п.17.1 ст.217 НК РФ), а доход от продажи квартиры не признается объектом налогообложения при применении так называемого режима «самозанятого» - НПД (налог на профессиональный доход) (п.п.2 п.2. ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ в ред. от 01.07.2023).

Основные положения налогообложения таких операций:

· налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, в том числе налоговые нерезиденты РФ, получающие доходы от источников в РФ (п.1,2 ст. 207 НК РФ);

· к таким доходам отнесены доходы от сдачи в аренду и от продажи квартиры, находящейся в РФ (п. 2 ст. 209, п. п. 4,5 п.1 ст. 208 НК РФ);

· по общему правилу доходы, полученные физическими лицами - нерезидентами, облагаются НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

В целях снижения налога на доходы, полученные от сдачи квартиры в аренду, рекомендуем собственнику зарегистрироваться в качестве плательщика НПД, то есть «самозанятого», для налоговых нерезидентов запрета нет. При условии предоставления квартиры в аренду физическому лицу налог составит 4% - так же, как для налоговых резидентов (ст. 10, ч.2 ст.4, ч.2 ст.6 Закона № 422-ФЗ, Письмо Минфина РФ № 03-11-11/2644 от 20.01.2020).

При регистрации «самозанятому» (и нерезиденту тоже) единожды предоставляется налоговый вычет в размере 10 000 руб., который расходуется постепенно, автоматически уменьшая налоговую ставку:

· по доходу, полученному «самозанятым» от физических лиц с 4% до 3%;

· по доходу, полученному от юридических лиц – с 6% до 4%.

«Самозанятые» не уплачивают НДФЛ и страховые взносы, уплата страховых взносов осуществляется на добровольной основе (п. 8 ст. 2 Закона № 422-ФЗ).

Данный налоговый режим будет действовать до 31 декабря 2028 года и в этот период ставки налога не изменятся. Регистрация в качестве налогоплательщика простая - через мобильное приложение, веб-сайт или банк, учет ведется автоматически в мобильном приложении «Мой налог».

По вопросу аренды с прописанным в ней человеком – не собственником квартиры.

Если человек, зарегистрированный в квартире, не является ее собственниками, то какого-либо согласия от него получать не требуется. Однако квартиранты должны быть готовы к тому, что зарегистрированный в квартире человек может изъявить желание жить в ней (если в настоящее время не проживает).

Статью подготовила — ведущий аудитор компании Басыня Н.К.

Если у вас есть вопрос или вам нужна консультация по налогообложению или бухгалтерскому учету, специалисты ГК «Эклектика»

готовы решить вашу проблему в максимально короткие сроки.

Все консультации проводят наши высококвалифицированные, аттестованные специалисты, имеющие более чем 10-летний опыт работы с клиентами .

Записывайтесь на встречу и консультацию по тел.: +7 (812) 313-82-66