Путь к трудоустройству через интернатуру: как Mentorpiece готовит IT-специалистов

Ты когда-нибудь задумывался о том, как дорого обходятся ошибки в ПО? Это не просто вопрос потери времени на исправление. Исследования показывают, что баг, обнаруженный на поздней стадии разработки, может стоить в 100 раз дороже, чем его предотвращение на самых ранних этапах проектирования. Представь: ошибка, которая на этапе требований была бы исправлена за минуты простым изменением документа, на стадии кодирования уже требует часов работы разработчика, а на этапе тестирования – дней на выявление и регрессионное тестирование.

Если же дефект проскальзывает в продакшн, его стоимость взлетает до небес: это и финансовые потери, и ущерб репутации, и расходы на экстренные патчи, и круглосуточная поддержка. Именно поэтому тестировщик – это не просто человек, который ищет ошибки, а настоящий финансовый и репутационный щит для любого IT-продукта.

Однако, чтобы стать таким щитом, недостаточно одной лишь теории. В условиях, когда IT-сфера кажется набором тысяч непонятных терминов и быстро меняющихся технологий, легко почувствовать себя потерянным. Но что, если этот "хаос" может стать лучшей школой? Именно поэтому тут отлично помогает интернатура или стажировка – обучения и практики, обычно проходящая в компании, которая позволяет студентам или недавним выпускникам получить реальный опыт работы в выбранной сфере. И это не просто возможность получить запись в резюме, а фундаментальный этап в начале карьеры, который предлагает действительно необходимый опыт и открывает двери в мир IT.

Одно из главных преимуществ – это практическое применение теоретических знаний. Самостоятельно или на курсах ты изучаешь алгоритмы, структуры данных и языки программирования, но интернатура позволяет увидеть и попробовать, как все это воплощается на реальных проектах. Особенно это важно для тестировщиков, так как ты не просто наблюдаешь за тем, как создается продукт, но и непосредственно участвуешь в разработке, работешь с актуальными технологиями и решаешь реальные задачи.

Если во время обучения тестированию не получилось найти способ, как полученные знания применить на практике, то интернатура или стажировка в каком-нибудь стартапе отлично разложит все по полочкам. Ведь только так действительно можно понять, как происходит взаимодействие в команде и как выстроены основные процессы, не говоря уже о закреплении практических навыков.

Также немаловажно, что интернатура поможет развить "тестировочное мышление", которому трудно научиться только на курсах тестировщика. Это способность предвидеть потенциальные проблемы, критически оценивать функциональность и нефункциональные требования, а также подходить к тестированию с точки зрения пользователя. В конечном итоге, успешная стажировка часто приводит к предложению о работе, что является приятным стартом карьеры в этой сфере.

Мы уже дважды освещали прохождение интернатуры в AI-компании "Модатэк" разными группами студентов Mentorpiece. На смену одним всегда приходят новые интерны, которые продолжают трудиться над улучшением проекта. Можете почитать, каких результатов достигли прошлые группы MTI 2024.1 и MTI 2024.3. А сейчас посмотрим, как прошли два месяца у новых стажеров.

Спринт 1

Ручное тестирование, автоматизация и AI-search? Именно такой выбор получили студенты перед стартом двухмесячной интернатуры в компании "Модатэк". За время первого спринта ребята из учебной группы 2024.4 успели ознакомиться с приложением, благодаря материалам, подготовленным предыдущей группой. По итогу каждый студент выбрал для себя интересующее направление для дальнейшей работы.

В первую очередь команда провела исследовательское тестирование на уровнях UI, API и DB. А мастер-класс по написанию автотестов на Java, проведенный интерном Дмитрием, дал возможность ознакомиться с инструментами автоматизации.

Делится интерн Анастасия Песикова: “Впереди ретро, мы готовим предложения по преодолению возникших трудностей и настраиваемся на продуктивный спринт.”

Лилия Урмазова, лид-ментор: “Это уже третья интернатура в компании "Модатэк", и она становится все интереснее. С этой группой мы решили максимально разнообразить деятельность и распределиться на подгруппы “по интересам”: поддержка и “традиционное” тестирование, тестирование AI-search и автоматизация.”

Путь к трудоустройству через интернатуру: как Mentorpiece готовит IT-специалистов

Спринт 2

Так чем же занимается QA-джун реального IT-проекта на интернатуре? Сильно зависит от того, в какую подгруппу попал интерн: команда автоматизации активно разбиралась в нюансах работы фреймворка на Java, а также писала смоук-тесты на одну из функций. Группа AI проходила курс по AI-агентам в рамках подготовки к тестированию нового релиза AI Search. Интерны мануального тестирования занимались прохождением тест-ранов и актуализацией матрицы прослеживаемости.

Досрочно лидом-интерном команды (который обычно выбирается после четвертого спринта) стала Анастасия П. И у каждой подгруппы также выделили своего лида. В подгруппе AI – Ирина П., в подгруппе автоматизации – Дмитрий М., в подгруппе мануального тестирования – Мария С.

Вспоминает Илья Градусов, интерн: “На проекте по ощущениям все ещё присутствует некоторый хаос, но с каждым пройденным днём и спринтом виден прогресс в построении процессов работы, эстимейта и делегирования задач.”

Путь к трудоустройству через интернатуру: как Mentorpiece готовит IT-специалистов

Спринт 3

Как узнавать что интересного/полезного происходит у других команд проекта? Чтобы не закисать на своем стеке и развиваться?

Этим же вопросом задались интерны во время третьего спринта в AI-компании Модатэк. Когда стало понятно, что коммуникация между тремя подгруппами проекта может быть лучше. Поэтому приняли решение раз в неделю проводить techtalk, где каждая подгруппа сможет поделиться своими результатами с остальными.

Студенты Mentorpiece одной из подгрупп сейчас активно тестируют новый релиз AI-search и учатся самостоятельно планировать задачи, писать промпты и анализировать результаты тестов.

Ирина Погребняк, интерн: “В нашей AI-команде прошёл первый спринт после нового релиза AI Search. Заказчик дал обратную связь о том, что таблица для оформления результатов получилась понятной, и мы можем продолжать работу в том же направлении.”

Путь к трудоустройству через интернатуру: как Mentorpiece готовит IT-специалистов

Спринт 4

За время четвертого спринта группа по автоматизации завершила покрытие смок-тестами, а команда по мобильному тестированию использовала на практике инструмент Charles, освоив перехват трафика.

У подгруппы AI-тестирования происходила оценка результатов по метрикам RR и Precision@K, а один из интернов проверял работу модели с помощью метода LLM as a Judge (когда качество сформированных AI результатов поиска проверяются другим AI).

Что думает интерн Мария Скоморохова: “Была допущена ошибка в планировании. Необходимо было в сжатые сроки сформулировать и оценить новые задачи. Группа справилась, ситуацию выровняли. В итоге спринт оказался продуктивным и интересным.”

Путь к трудоустройству через интернатуру: как Mentorpiece готовит IT-специалистов

Спринт 5

Во время пятого спринта интерны Mentorpiece работали с AI-фреймворком, который анализирует выдачу Visual Search с помощью технологии проверки LLM as a Judge, что позволило автоматизировать проверку соответствия результатов заданным метрикам, а также разбор запросов по тегам.

Группа автоматизации начала писать автотесты для пользовательского интерфейса (UI). А мануальные тестировщики провели techtalk по API-инструментам для мобильных приложений, подробно разобрав работу с Charles Proxy– приложением для отладки и тестирования HTTP-запросов.

Интерн и лид команды автоматизации Дмитрий Маламут: “Чтобы лучше понимать, что происходит в других подгруппах, коллеги провели два techtalk-а. Группа мануального тестирования рассказала об организации работы в таск-трекере, группа тестирования AI - про процесс проверки корректности ответов нейросети.”

Лилия Урмазова, лид-ментор: “Выставлены оценки за первый месяц интернатуры. Большинство ребят - молодцы, оценки очень высокие. Даны рекомендации по дальнейшему развитию навыков.”

Спринт 6

Приятное событие этого спринта – первый оффер. В группе MTI 2024.4 его получила Ирина Погребняк. Что особенно приятно – она не первая в семье, кто учился в Mentorpiece и начал IT-карьеру. Ее муж Евгений ранее учился в группе MTI 2023.1. Третий приятный факт – оба получили офферы с первого техсобеса, хотя трудоустраивались в разные компании.

Рассказывает Назар Ахмедов, интерн: “Это стало ярким и мотивирующим событием для каждого из нас и вселило силы для ещё более активной работы. Дружеская атмосфера, которая образовалась в команде, вселяет оптимизм и настраивает на победу! Стоит лишь добавить «Per aspera ad astra».”

Лилия Урмазова, лид-ментор: “Ирина отлично себя показала с самого начала курса, поэтому ее трудоустройство явилось закономерным результатом обучения и интернатуры. Поздравляем Ирину и надеемся, что скоро такие же поздравления получат и остальные интерны.”

И о самой интернатуре. Команда автоматизации завершила работу со smoke-тестами и провела презентацию по автоматизации API и UI для остальных групп. Команда AI Search получила от заказчика набор реальных запросов пользователей и, основываясь на этих данных, приступила к тестированию эффективности модели.

Спринт 7-8

Интернатура в AI-компании "Модатэк" завершена! Для кого-то она продолжалась два месяца. А для кого-то почти пять.

Во время последнего объединенного спринта список трудоустроенных пополнил выпускник с международным оффером. Поздравляем Федора В. с этим достижением!

Каждая подгруппа команды результативно завершила свои задачи на проекте: закончили автоматизацию платформы, актуализировали матрицу прослеживаемости по написанным тест-кейсам и дополнили проверки AI актуальными сведениями от заказчика.

Людмила Власова, интерн: “Участие в интернатуре стало возможностью не просто применить знания на практике и получить первый коммерческий опыт, но и выйти за рамки своих знаний и умений и научиться чему-то новому.”

Анастасия Песикова, лид-интерн: “Есть уверенность, что мы можем предложить работодателям не просто знание теории, а настоящий боевой опыт, навыки работы по гибкой методологии в самоорганизующейся команде и понимание того, как подходить к решению сложных задач.”

Лилия Урмазова, лид-ментор: “Ну, и как обычно, главная радость этого спринта. Несмотря на то, что группа 2024.4 - русскоязычная, наш список международных трудоустройств пополнился новым алюмни!”

Итоги

В завершившей интернатуру группе 2024.4 трудоустроено уже 29% от всех поступивших в Mentorpiece. Поступило 14 студентов (вообще 15, но чтобы всё было максимально честно, одну из студентов не считаем в статистике трудоустроенных, так как она уже работала QA). На текущий момент получили офферы 4 студента.

Такие результаты наглядно показывают важность и пользу интернатуры. Ведь даже не окончив полностью два месяца, интерны смогли найти свою первую IT-работу, потому что имели хоть и небольшой, но все же реальный и полезный опыт тестирования на настоящем проекте.

Начать дискуссию