Заметки про онлайн-обучение, образовательные технологии и медиа-контент из личного опыта. Телеграм-канал: https://t.me/content_notes
Добрый день!
Постараюсь ответить, исходя из моего опыта и сложившихся взглядов.
1. Чем лонгриды лучше слайдов в обучении?
Правильный ответ на этот вопрос: "смотря какую задачу вы решаете".
То, что на поверхности:
— статьи и тексты на мобильных устройства можно читать нормально, слайды фиксированных пропорций — уже нет (либо их надо адресно проектировать под мобильные, и тогда они будут отличаться от десктопных)
— формат почти любого контента в сети сейчас — это статья (как это VC, как любой новостной сайт или любой спец.проект) либо видео (длинное, короткое — не важно). Слайды востребованы там, где исторически нужны: в публичных выступлениях онлайн или офлайн.
«Читать тексты» = более нативная форма восприятия цифрового контента, чем «листать слайды»
— асинхронное обучение (без лектора) на слайдах вы не встретите нигде, кроме как раз корпоративного обучения. Вопрос: почему? В т.ч. почему, например, обучение в B2C на открытом рынке, явно конкурентное и более гибкое, чем внутри компаний, от слайдов давно отошло?
При этом можно найти ситуации, когда слайды лучше. Например, если в асинхронном курсе много упражнений, диалогов, встроенных активностей, то правильнее погружать их в изолированный контекст, а не просто «вставлять посреди текста».
И дискуссионный вопрос вкуса: слайды — фиксированного размера, и есть правила их компоновки, которые не позволяют превращать их в «кирпич с буквами». Если у вас смысловой блок меньше или больше слайда, нужно выдумывать, чем заполнить пробелы или как сократить мысль. В итоге формат принудительно влияет на то, что и как автор может доносить. В лонгридах параграфом больше, картинкой меньше никак не влияет на внешний вид и восприятие.
2. В каких случаях они лучше слайдов выполняют задачу обучения?
— любые формы регламентов, памяток, инструкций и чек-листов: когда они "на одном экране с прокруткой и ссылками", с ними удобнее работать и изучать, чем со слайдами, которые предназначены чаще для однократного линейного изучения;
— любое мобильное обучение (выше упоминал). Хотя мобильное обучение лучше обоих будет выполнять формат Stories/Reels 🙂
— "смешанные" уроки из видео, текстовых конспектов, ссылок на доп. материалы и тестирования. В формате лонгрида это единый связанный смысловой блок, а в формате слайдов это "смотри видео отдельно, потом листай 7 слайдов конспекта, потом упражнение, потом тест, и назад только по навигации". Это объективно менее удобно.
Когда лонгриды потенциально хуже — в исторически модном формате "а ля сторителлинг", когда контент подаётся от лица некоего персонажа в фантастической или приближённой к реальности ситуации.
И тут два комментария:
1) насколько автор такой идеи уверен, что его история настолько трансформационная, что после чтения курса у ученика произойдёт катарсис и принятие нового поведения? Это не у всякого режиссёра-визионера получается 🙂
2) элементы сторителлинга, пусть и без картинок на весь экран, давно и часто реализуют в формате лонгридов: персонаж, локации, диалоги, развилки и т.д. там точно так же реализуемы.
Спасибо за вопрос! Надеюсь, ответ был полезен :)
Life goals: оказаться на подкасте у Беговатова )
Их только российских уже десяток наберётся за последние 20 лет :) Два мира, две системы.
Если вы хотите высказать автору респект или дизлайк, это можно сделать прямо в этой ветке 🙂
Этот бы бюджет — да в обновление видео-уроков из 2021 года :) Или их преобразование в более "обновляемые" форматы.
У меня профдеформация учебными продуктами и контент-маркетингом — мне резко бросаются в глаза "сплошные" фрагменты текста без заголовков, списков, цитат, врезок и других визуальных якорей. Впрочем, там есть одна реклама VC, она чуть разбавила :)
Хороший текст, но ооооочень сплошной :)
А как же Сбер? :) Эти пылесосят рынок только в путь.
Яндекс — это не показатель :) у них своя развитая методическая компетенция и статус ИТ-лидера. В большинстве промышленных корпораций, банков и телекоме до сих про делают слайды внутренними силами (84% всего контента, если верить исследованию Скиллбокс в 2023 году).
Например, если открыть вакансию разработчика курсов одного жёлтого банка, там будет требование знать Articulate Storyline — продвинутый конструктор слайдовых материалов. Хотя технологический необанк, вот это вот всё.
И так много где — внутреннее корпоративное обучение очень изолировано, оно почти не контактирует с внешним миром.
Поспорить или согласиться можно в этой ветке ☺