Обнаружил царапины на оконном профиле – верни весь стеклопакет
Именно так застройщики сейчас пытаются активно бороться с дольщиками в судебных спорах по качеству жилья в новостройках. Что об этом думают российские суды - читайте в этом материале.
Застройщики настаивают: покупатели квартир обязаны возвращать некачественные элементы квартиры – окна, двери и даже отделочные материалы.
Но насколько успешна такая тактика девелоперов?
В судебной практике по данным требованиям застройщиков сложилось две противоположных позиции.
1. Дольщика нельзя заставить демонтировать и вернуть девелоперу «элементы» квартиры
Принимая решения в пользу потребителей, суды отмечают:
- требование продавца о возврате некачественного товара может быть заявлено только при отказе потребителя от исполнения договора (ст. 18 Закона о защите прав потребителей);
- дольщики не отказываются от договора [долевого участия], а только лишь просят взыскать с застройщика деньги на устранение недостатков жилья;
- возложение на потребителя обязанности передать застройщику предполагаемые к демонтажу строительные материалы, приведет не к восстановлению прав потребителя на результат строительных работ, а к усугублению их нарушения.
Такую позицию можно найти в Определениях Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.08.2023 N 88-20676/2023 и от 15.03.2023 N 88-2610/2023.
2. Дольщик обязан вернуть застройщику материалы, подлежавшие замене за его счет
Эта точка зрения российских судов строится на том, что:
- потребитель получат как компенсацию стоимости некачественных материалов, так и сами материалы;
- сохранение бывших в употреблении и подлежащих демонтажу материалов за потребителем влечет возникновение на его стороне неосновательного обогащения.
Пример - определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.05.2023 N 88-9236/2023.
Покупателям квартир в новостройках нужно иметь в виду негативную судебную практику и быть готовыми столкнуться со встречными требованиями девелоперов.
О ЖКХ, правах потребителей и недвижимости