PR-агентства Москвы: рейтинг лучших компаний 2025
Успех бренда зависит от того, насколько он узнаваем и как воспринимается потребителями. Для создания и поддержания положительного имиджа или нивелировки негатива компании обращаются к PR-агентствам. Расскажем, чем конкретно они занимаются, сколько стоят их услуги и как выбрать надёжного подрядчика. Покажем топ-12 лучших PR-агентств Москвы, обозначим их подход и особенности работы.
Содержание:
Топ PR-агентств Москвы
Сколько лет на рынке: 11 лет
Что умеют
Специализируется на создании и продвижении личных брендов, а также на комплексном PR-сопровождении, включая стратегию, контент и медиаразмещение.
Ключевые клиенты
Агентство развивало личные бренды таких известных экспертов и предпринимателей, как Радислав Гандапас, Анастасия Миронова.
Главные достижения
Первое место в номинации РБК «Самый эффективный сертифицированный партнёр».
Подход к работе
Создают уникальные стратегии продвижения, где глубокая аналитика и креативные идеи работают на достижение измеримых бизнес-результатов и укрепление репутации. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Ключевая экспертиза — создание и развитие личных брендов для топ-менеджеров, экспертов и предпринимателей.
- Работают с клиентами любого масштаба, от федеральных корпораций до частных лиц.
- Команда объединяет экспертов по стратегии, креативу и диджитал-каналам для комплексного решения задач в сфере PR и коммуникаций.
Сколько лет на рынке: 4 года
Что умеют
Кросс-канальные PR-кампании, организация мероприятий, digital-маркетинг. Полный цикл услуг — от разработки стратегии и креатива до реализации, медиаразмещения и аналитики.
Ключевые клиенты
Naos, Pupa Milano, Orzax Ocean, Velle, ITE
Подход к работе
Имеют за плечами опыт работы на стороне клиента, поэтому предлагают исключительный уровень клиентского сервиса. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Могут подключиться и на любом этапе: от стратегического планирования до точечных спецпроектов.
- Опыт в международных проектах — работают с глобальными и локальными брендами.
- Креатив + технология — соединяют классические маркетинговые практики с современными digital-инструментами.
Сколько лет на рынке: 13 лет.
Что умеют
Коммуникации 360, PR-сопровождение, работа с федеральными, региональными и новыми медиа, развитие HR-бренда, B2B-коммуникации, продуктовые коммуникации, антикризисные коммуникации, маркетинговые коммуникации, разработка и запуск спецпроектов.
Ключевые клиенты
Яндекс, Т1, СДЭК, Лемана ПРО, hh.ru, Самокат.
Подход к работе
Глубина, системность, новаторство, человечность в общении и проактивность. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Средний срок контракта с одним клиентом составляет три года. При этом клиенты в среднем трижды продлевают ежегодные контракты.
- Экспертиза в управлении сложными проектами в сферах ИT, промышленности, технологий, бьюти- и фуд-ритейле, e-commerce, бизнес-клубах, медицине, финтехе, B2B и агропромышленном комплексе.
- Имеют свой пул лояльных контактов журналистов федеральных, отраслевых, а также региональных изданий.
Сколько лет на рынке: 32 года
Что умеют
PR, digital, B2C- и B2B-коммуникации, кризис-менеджмент и litigation PR, креатив, международные и ESG-коммуникации, дизайн, брендинг, внутриком и HR-коммуникации.
Ключевые клиенты
Ведущие российские и иностранные компании.
Главные достижения
Подход к работе
Позиционируют себя не как PR-подрядчик, а как коммуникационный партнёр. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Крупнейший на рынке собственный штат специалистов успешно и под ключ решает все коммуникационные задачи.
- В работе агентство активно использует AI-технологии — на этом специализируется отдельная ИИ-команда Хprompt.
- Благодаря низкой текучести кадров в компании у клиентов есть возможность сотрудничать с опытными командами, которые решали самые сложные и интересные кейсы.
Сколько лет на рынке: 32 года
Что умеют
Закрывают все задачи по коммуникациям под ключ: от аналитики и стратегии до креатива, производства контента и его продвижения. Делают PR, digital-маркетинг, SMM, ORM, креатив и event-маркетинг.
Ключевые клиенты
ДОМ.РФ, ГК Автодор, Ozon, Роснефть, Транстелеком, Синара, Почта России, Моспаркинг, Уралхим, Мосреставрация, ГАМТ, ФК Зенит, Нижфарм, Фонд НТИ, Росатом, Hayat, фонды «Память поколений» и «Наше будущее».
Главные достижения
С 1997 года организатор и оператор Национальной премии в области коммуникаций Серебряный Лучник. Лауреаты и победители в российских премиях в области коммуникаций. Членство в отраслевых ассоциациях: АКАР, РАСО, АКОС, РАМУ, РАОС, АКМР, НАОМ. За всё время работы — 1200+ реализованных проектов в более чем 20 странах.
Подход к работе
Работают не до 6 вечера, а до результата. К заказчику относятся как к партнёру. Начинают работу с погружения в специфику клиентского бизнеса. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Экспертиза как в стратегических направлениях (аналитика, ORM), так и в тактических (размещения, посевы, производство контента).
- Собственный Центр исследований и аналитики.
- Знают матчасть и языки, инструменты и технологии.
- Экспертиза во многих отраслях, а там, где её нет, есть кого позвать на помощь.
Сколько лет на рынке: 26 лет (до 2022 года работали под брендом Grayling)
Что умеют
Придумывают, как сделать, чтобы о вас и вашем бренде говорили и писали. Создают креативные коммуникационные стратегии, проводят масштабные кампании в сфере интегрированных коммуникаций. Знают, как сохранить репутацию и реагировать на кризисы.
Помогают с медиааналитикой, организуют пресс- и массовые мероприятия, а также участие спикеров в сторонних событиях. Работают над созданием совместных проектов брендов и блогеров. Также занимаются отдельными PR-, SMM-задачами.
Ключевые клиенты
Вкусно — и точка, S7 Airlines, ВТБ, Лаборатория Касперского, АО «Прогресс» (ФрутоНяня).
Главные достижения
3-е место в рейтинге «PR-агентства Москвы», 3-е место в рейтинге PR-агентств, 1-е место в рейтинге «PR-консалтинг» и 1-е место в рейтинге «Антикризисный PR». 20+ номинаций и наград на различных премиях (Silver Mercury, Серебряный лучник, Большая рыба, E+ Awards) за последние 2,5 года работы.
Подход к работе
Работают на одной волне с бизнесом заказчика. За PR, эффективность которого можно измерить: подбирают метрики эффективности совместно с клиентом на старте проекта. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Коммуникационное агентство полного цикла.
- Работают с российскими и международными компаниями.
- Проводят медиатренинги для топов компаний.
- Реализуют проекты на российском рынке и за рубежом. С 2023 года присутствуют в Узбекистане.
Сколько лет на рынке: 8 лет
Что умеют
Занимаются PR-сопровождением технологичных компаний и крупных брендов. Помогают бизнесу рассказать о себе на страницах федеральных и отраслевых медиа, в залах крупнейших конференций, в теле- и радиоэфирах. Готовят и проводят бизнес-мероприятия, строят HR- и личный бренд, консультируют и разрабатывают PR-стратегию.
Ключевые клиенты
Битрикс24, Мегамаркет, Перекрёсток, Крошка Картошка, VK Клипы, Сбер Спасибо, Купер, red_mad_robot, Demis Group.
Главные достижения
4-е место в рейтинге «PR-агентства Москвы», 4-е место в рейтинге PR-агентств, 1-е место в рейтинге «PR личного бренда». Запустили обучающий проект для пиарщиков PR-акселератор — в 2023 году он вошёл в топ-3 лучших образовательных проектов по мнению Серебряного Лучника. С 2023 года награждают лучших PR-специалистов на собственной премии Rassvet.award в партнёрстве с Ruward Award.
Подход к работе
В работе с клиентом становятся полноценными PR-партнёрами. Выстраивают комплекс внешних коммуникаций в сонастройке с бизнес-целями компании, миксуя классические PR-инструменты и креатив. Делают ставку на антипосредственность — могут предложить нестандартные активации для решения задач бизнеса. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Оказывают полный цикл PR-услуг — от стратегии до аналитики, от размещения материалов в СМИ tier-1 и новых медиа до креативных интеграций.
- Исторически занимаются пиаром ИТ-компаний.
- Несколько лет назад стали специализироваться на продвижении крупных брендов, выстраивая внешний пресс-офис под ключ в зависимости от бизнес-запросов.
- С 2025 года развивают новый бизнес-юнит Rassvet.events — организовывают мероприятия разного масштаба — от крупных конференций до камерных вечеринок.
Сколько лет на рынке: 6 лет
Что умеют
B2B и B2C PR под ключ: запуск с нуля и корректировка стратегии, разработка инфоповодов, организация интервью и выступлений, публикация кейсов и экспертных колонок. Креативные акции, коллаборации и запуски в digital и офлайн — от идеи до реализации и дистрибуции контента для максимального охвата.
Ключевые клиенты
Яндекс, Перекрёсток, Т1, VK Play, Skillbox, Hoff, Performance Food, Twinby, CDEK.Shopping, Много Лосося, Пакет от X5, Бери Заряд!, Профи.ру, Кибериспытания, Perfluence.
Главные достижения
2-е место в рейтинге «Разработки PR и коммуникационных стратегий, 2-е место в рейтинге «PR: Антикризисный PR», 3-е место в рейтинге «PR: Креатив в пиаре», 5-е место в рейтинге «PR-агентств». Лауреаты премий Effie, Silver Mercury и Proba Awards. Получили инфоповод года от Медиалогии.
Подход к работе
Digital-агентство не сидит в ожидании задач, команда всегда драйвит клиента сама — на новые задачи, форматы, креативы и дополнительные активности, которые пойдут на пользу бизнесу. При этом ценят время клиента и не создают лишних процессов. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Средний показатель CPV в креативных проектах — 1–1,3 рубля.
- Средний LTV клиента — 2 года.
- Сэкономили клиентам более 250 млн рублей за счёт ситуативных и виральных инфоповодов за 2024 год.
Сколько лет на рынке: 23 года
Что умеют
PR-сопровождение, креативный PR плюс маркетинговые кампании, антикризисный PR, проекты с метавселенными, кампании с привлечением блогеров — инфлюенс-маркетинг, контент-маркетинг и SMM, интеграции, коллаборации, управление репутацией.
Ключевые клиенты
Acer, Kingston, AMD, Logitech, Dreame, Amazfit, Philips, AOC, Toshiba, Бургер Рус (Burger King), Mio, Western Digital, Synology.
Главные достижения
Подход к работе
Комплексный и стратегический. Отталкиваются от целей и строят работу на результат. Опираются на международную модель коммуникаций PESO. Выступают за измеримый PR и системную работу, сочетание инструментов PR и маркетинга. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Профильная экспертиза агентства — продвижение IT- и Tech-брендов: электроника, гаджеты, техника, компьютеры и всё, что с ними связано, гейминг-индустрия и т. д.
- Средний срок сотрудничества с клиентами — 3 года.
Сколько лет на рынке: 10 лет
Что умеют
Специализируется на PR, маркетинге, создании контента и реализации масштабных медийных кампаний. Команда также активно работает с формированием брендов, корпоративными коммуникациями и стратегиями продвижения в России, СНГ и на Ближнем Востоке.
Ключевые клиенты
Яндекс, Сбер, Yota, Ledger и другие.
Главные достижения
7-е место в рейтинге «PR-агентства Москвы», 8-е место в рейтинге PR-агентств. Премии от фестивалей Серебряный Лучник и Loud PR.
Подход к работе
Придерживаются трёх принципов:
- Технократичность — PR можно посчитать и гарантировать результат.
- Транспарентность — честность перед аудиторией и клиентом.
- Технооптимизм — видят свою миссию в распространении технологий и инноваций на пользу человечеству. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Обладают глубокими знаниями о рынках Ближнего Востока и СНГ, адаптируют проекты под местные культурные особенности.
- Активно экспериментируют с новыми форматами контента и смотрят на коммуникации в формате 360.
- Собственные внедрения инновационных решений на основе AI.
Сколько лет на рынке: 9 лет
Что умеют
Создавать яркие и эффективные решения для брендов. Специализируются на брендинге, PR, создании комьюнити, запуске новых продуктов, нестандартных ивентах и антикризисных коммуникациях.
Ключевые клиенты
Лэтуаль, ООО Национальное рейтинговое агентство, АО Кириллица, EF Education First CIS, Nubes, международное ивент-агентство Мандариновая лиса, MTS StartUp Hub.
Главные достижения
8-е место в рейтинге «PR-агентства Москвы». Топ-10 лучших агентств для стартапов и технологических компаний по версии RB.RU, гран-при премии IPRA за антикризисный кейс для Vprok.ru, награда «Лучшая PR-кампания для некоммерческой организации» на XXV Silver Mercury. The Bell отметила их вклад в построение коммуникаций компании Wildberries.
Подход к работе
Креативное агентство основано на интеграции всех доступных инструментов: от пресс-релизов и digital до партизанского маркетинга и креативных коллабораций. Придерживаются бизнес-ориентированного подхода, решая не просто PR-задачи, а реальные бизнес-проблемы. Главный принцип — выстраивать равноправные, по-настоящему партнёрские отношения с клиентами и коллегами по рынку. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Работают как с крупными компаниями, так и со стартапами, помогая им заявить о себе.
- Реализуют проекты в России, Грузии, Армении, Азербайджане, Турции, ОАЭ, Беларуси, Казахстане, Испании, Киргизии, Узбекистане.
Сколько лет на рынке: 20 лет
Что умеют
Коммуникационная аналитика и исследования, PR и репутационный маркетинг на основе цифр.
Ключевые клиенты
Ростех, Лаборатория Касперского, Билайн, Ozon и множество других компаний, в том числе банков, страховых компаний, FMCG-брендов, IT и экосистемных игроков, компаний МСБ-сектора.
Главные достижения
1-е место в рейтинге «PR-аналитика», 9-е место в рейтинге «PR-агентства Москвы». Топ-1 агентство в России по числу экспертов, сертифицированных Медиалогией. Призёры Digital Impact Awards, Amec Awards в номинации «Лучшие медиаизмерения для B2B». Сертифицированные партнёры крупнейших аналитических систем.
Подход к работе
Гибридный подход: используют как автоматизированные инструменты, так и экспертную ручную аналитику в каждом исследовании. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Исторически флагманская экспертиза агентства — медиааналитика, включая мониторинг и исследования инфополя для PR-команд и коммуникационных юнитов.
- Консультируют, делают проекты в партнёрстве или полностью забирают на себя.
- Совмещают высокие стандарты сервиса (включая SLA) и гибкость, позволяющую работать совместно с коммуникационными командами клиентов в реальном времени даже в условиях кризисов.
Сколько лет на рынке: 10 лет
Что умеют
PR (публикации в СМИ, на ТВ и радио, подкасты для бизнеса), коммуникационные стратегии, реализация креативных спецпроектов, коллабораций, антикризисный PR, SMM, Influence-маркетинг.
Ключевые клиенты
Hoff, Travelata, Chevrolet, OBI, СМ-Клиника, Яндекс, Московский Гарантийный Фонд, Тануки, IL Патио, Шоколадница, ЭФКО, Webbankir, CarMoney, ФрутоНяня.
Главные достижения
Топ-10 в рейтинге «PR-агентства Москвы», топ–10 в рейтинге «Коммуникационные агентства Москвы». Награды от таких фестивалей, как Серебряный лучник, White Square, E+, Silver Mercury.
Подход к работе
Создание креативных кампаний с использованием нестандартных PR-решений, коллабораций, партнёрств и кросс-промо. Для комплексного ведения проектов используют весь набор digital-инструментов. Узнать больше.
Полезно знать заказчику
- Экспертиза в сферах: финансы и инвестиции, IT, ритейл, промышленность, медицина, ресторанный бизнес, социальные проекты, развитие личного бренда.
- Партнёрство с коммуникационными агентствами Китая, Вьетнама, Малайзии, Индии, ОАЭ, Казахстана.
- Выстроены доверительные отношения с ведущими СМИ — знают редакторов лично и работают с ними напрямую. Статьи клиентов часто попадают в топ Яндекса.
- Оперативно подключаются к решению кризисных PR-задач.
Что такое агентство пиара
Это команда, которая формирует положительное восприятие бренда, усиливает его узнаваемость и помогает завоевать доверие и лояльность аудитории. Для этого PR-агентство выполняет целый комплекс работ: анализирует ситуацию, выстраивает уникальный план действий, проводит PR-мероприятия, формирует взаимовыгодные отношения с лидерами мнений и т. д. При возникновении стрессовых событий разрабатывает стратегии, которые позволяют минимизировать ущерб для репутации клиента.
PR-агентства делятся на узко- и широкопрофильные. В PR-бутиках с небольшим штатом до 30 человек команды сосредоточены на узких компетенциях, таких как медиаотношения, кризисные коммуникации и событийный пиар. PR-агентства полного цикла, напротив, предлагают не только PR-услуги, но и услуги в области SMM, контент-маркетинга, аналитических исследований и других направлений.
Деятельность таких агентств может пересекаться с функциями рекламных компаний, но стратегически они выполняют разные задачи. Пиар направлен на установление долгосрочных отношений с аудиторией и партнёрами, а реклама — на прямое продвижение и увеличение спроса.
Почему стоит обращаться в PR-агентство
PR (Public Relations) — это инструмент, который позволяет выстроить устойчивый и управляемый имидж компании или бренда. В перегруженном инфополе самостоятельные попытки продвинуть продукт, услугу или укрепить репутацию рискуют остаться незамеченными. PR-специалисты помогают выстроить понятную коммуникацию, превратить даже рядовой инфоповод в заметную новость и донести её до нужной аудитории через релевантные медиа.
Экономия внутренних ресурсов. Вместо разрозненных и стихийных коммуникаций компания получает продуманную коммуникационную стратегию. Все шаги — от пресс-релизов до взаимодействия с медиа — логично выстроены, имеют цели и измеримые результаты.
Профессиональные инструменты и компетенции. PR-специалисты точно знают, что, когда и как нужно сказать, чтобы сообщение прозвучало именно для той аудитории, которая важна бизнесу. Они используют современные аналитические методы и медиаплатформы для продвижения.
Экспертный взгляд со стороны. Внутренние команды часто варятся в корпоративной среде и теряют объективный взгляд. Агентство смотрит на компанию со стороны, видит рыночное восприятие бренда и помогает выстроить понятные и убедительные коммуникации.
Услуги PR-агентства
PR-агентства решают много разных задач по связям с общественностью. Специалисты создают и отрабатывают инфоповоды, налаживают контакт бренда с аудиторией, организовывают интервью и мероприятия.
Вот чем конкретно занимаются PR-агентства:
- Разрабатывают PR-стратегии. Создают долгосрочный план коммуникаций, определяют ключевые сообщения и каналы распространения.
- Взаимодействуют со СМИ. Пишут и рассылают пресс-релизы, организовывают интервью и публикации в медиа, работают с журналистскими запросами.
- Следят за упоминаниями клиента в СМИ и социальных медиа. Предоставляют отчёты об отзывах о клиенте и помогают ему реагировать на негативные упоминания.
- Занимаются антикризисным PR: создают и применяют стратегии для снижения ущерба репутации бренда и восстановления доверия к нему.
- Организовывают публичные мероприятия: пресс-конференции, семинары, круглые столы, презентации продукта.
- Работают с инфлюенсерами, лидерами мнений и экспертами для продвижения компании и её продуктов.
- Анализируют данные: оценивают эффективность проведённых мероприятий, предоставляют отчёты и вносят рекомендации по улучшению PR-стратегии.
Каждое PR-агентство может иметь свой подход и уникальные услуги в зависимости от своих ресурсов и специализации.
Сколько стоят услуги PR-агентств
Стоимость услуг PR-агентств сильно зависит от ваших целей и бюджета: они могут включать подготовку комментариев в СМИ в ответ на запросы журналистов, публикацию статей в СМИ или комплексное продвижение бренда через медиа, лидеров мнений, мероприятия, работу с репутацией и т. д. На стоимость влияет и уровень агентства. PR-агентства оценивают свои услуги либо как стоимость сопровождения за месяц, либо за каждый проект. Ниже приведены стоимости разных PR-услуг по данным «Рейтинга Рунета»:
- Разработка PR-стратегии в среднем стоит 168 тысяч рублей.
- PR-сопровождение компаний/брендов — 255 тысяч рублей/месяц.
- PR-аналитика — 514 тысяч рублей.
- Антикризисный PR — 1,1 млн рублей.
- PR личного бренда — 120 тысяч рублей/месяц.
- Разовая PR-услуга/проект (например, пиар мероприятия или выхода продукта) — 245 тысяч рублей.
- PR-консалтинг — 475 тысяч рублей.
В эти услуги может включаться, а может и оцениваться отдельно подготовка контента — текстов и видео. Средней стоимости подготовки контента не существует, всё зависит от проекта. Для точной оценки стоимости PR-услуг обратитесь к агентству напрямую, заполните бриф и запросите коммерческое предложение.
Какой бывает пиар
Термин PR возник, когда слово пропаганда стало токсичным. По сути, это одно и то же, ведь она может быть не только плохой — например, пропаганда здорового образа жизни. Пиаром можно называть очень разные активности, которые помогают создать и донести смыслы до нужной аудитории.
Границы PR довольно сильно размыты: например, в одних компаниях участие в конференциях и форумах считают частью PR-деятельности, в других это является исключительно функцией маркетинга. Вот какие виды можно выделить:
- Медийный — работа со СМИ. Включает в себя подготовку и распространение публикаций в газетах, журналах, на ТВ, радио и новостных сайтах.
- Социальный — продвижение и взаимодействие в соцсетях с помощью контент-маркетинга: публикации постов, сторис, видео, а также через работу с инфлюенсерами и управление репутацией в комментариях и обсуждениях. К нему ещё можно добавить.
- Кризисный — вид пиара, к которому прибегают только в тех случаях, когда надо минимизировать ущерб для репутации в сложных ситуациях: скандалы, негативные отзывы и другие чрезвычайные ситуации.
- Внутренний — коммуникация внутри компании, которая строится с помощью корпоративных изданий, рассылок, различных мероприятий для сотрудников и в целом формирования корпоративной культуры.
Методы и средства PR-деятельности
PR можно рассматривать с разных точек зрения: эффективный и неэффективный, этичный и чёрный, провокационный и осторожный, нацеленный на широкие слои населения и узкую группу людей. Есть одна из самых популярных и простых классификаций — PESO-модель. Она делит все пиар-каналы на четыре категории:
- Платные (Paid) — это коммерческие активности и публикации в СМИ.
- Приобретённые (Earned) — это упоминания и публикации в СМИ, которые компания получила бесплатно.
- Расшаренные (Shared) — это каналы компании в социальных сетях, а также случаи, когда пользователи делятся контентом компании.
- Собственные (Owned) — полностью контролируемые компанией каналы, такие как официальный сайт, блог, рассылки.
Что касается методов в пиаре, их можно рассматривать как сочетание видов пиара и каналов использования:
- Медийный PR чаще всего реализуют через каналы P и E.
- Социальный — в каналах S, внутренний — в O.
- Антикризисный пиар нужно распространять абсолютно во всех каналах.
В России есть три основных инструмента для оценки системы мониторинга СМИ и социальных сетей — Медиалогия, Brand Analytics и СКАН Интерфакс. При этом Медиалогию чаще всего выбирают пиар-специалисты благодаря широкому охвату СМИ, тогда как Brand Analytics и СКАН Интерфакс используются медианалитиками.
Остальная работа пиарщика проходит в том же программном обеспечении, что и другие виды управления проектами: таблицы, доски канбан, текстовые редакторы и огромное количество групп в Telegram для коллаборации внутри PR-команд и с заказчиками.
И всё же в пиаре нет универсальных инструментов, есть лишь виды и каналы, которые работают или не работают в конкретной ситуации. Тот или иной набор используемых каналов зависит от специфики бизнеса и задач пиар-специалиста. Например, крупная компания долгое время делает ставку на экспертные статьи и комментарии, а при подготовке к IPO (прим.: первое публичное размещение акций компании) решает переключиться на платные интервью и публикации о своих финансовых результатах.
Метрики эффективности PR-кампаний
Главная боль всех пиарщиков: большинство каналов плохо измеряются в количественной оценке, а начальство требует конкретных цифр. Чаще СМИ не предоставляют точные данные о том, сколько человек посмотрело статью и какой процент дочитывания. Но если и делятся, остаётся неясным — достаточно ли этого, какое впечатление она произвела и входит ли аудитория в целевой круг потенциальных клиентов или партнёров.
В PR можно измерить охваты и количество упоминаний, но оценить смысловое воздействие и эмоциональную реакцию аудитории гораздо сложнее. Иногда прямое влияние PR на бизнес заметно — клиент говорит: «Я прочитал вашу статью и хочу сотрудничать». Но чаще всего эффект проявляется косвенно: аудитория постепенно узнаёт компанию, посещает сайт, интересуется продуктами.
Поэтому все метрики в PR носят условный характер. Они помогают выявлять общие тренды, анализировать действия конкурентов и находить точки для улучшения коммуникаций.
Наиболее важные метрики в системе Медиалогия:
- Количество сообщений — число публикаций или упоминаний бренда, продукта или человека в СМИ или соцсетях.
- Медиаиндекс — это комплексный показатель, который рассчитывается из нескольких параметров по специальной формуле. Он отображает, насколько хорошо публикация помогает продвигать бренд, продукт или человека в СМИ. Чем выше индекс, тем больше пользы от публикации для пиара. Если статья или новость негативная, индекс может быть отрицательным.
- Охват — показывает, сколько человек могло увидеть публикацию или её анонс.
- Тональность сообщений — классификация публикаций по эмоциональной окраске: позитивная, негативная или нейтральная.
- Индекс цитируемости — показатель, оценивающий влияние СМИ, в котором опубликован материал. Чем выше цитируемость СМИ, тем больше вероятность, что PR-сообщение попадёт в другие медиа и соцсети.
Самая частая ошибка при построении системы KPI — фокус на показателях вместо целей, ради которых они вводились. В этом случае пиарщики начинают стремиться к количественным показателям любой ценой, теряя фокус на качестве и смыслах, которые несёт коммуникация. Метрики PR — это не показатели выработки, а инструменты для анализа эффективности, выявления проблем и зон роста.
Примеры PR-стратегий
Хорошая PR-стратегия — простая, понятная и практичная. По сути, функция у неё одна: синхронизировать всех участников PR-процесса и дать ответы на вопрос — что мы глобально делаем в пиаре.
В любой PR-стратегии должны быть прописаны:
- Цель и задачи пиара. Например, для молодого бренда целью может стать создание узнаваемости, а для давно работающей компании — повышение доверия к её продуктам.
- Инструменты. Или форматы PR-сообщений: статьи, интервью, комментарии, фотосессии, коллаборации с блогерами и даже старый добрый пресс-релиз, который, как кот Шрёдингера, где-то мёртв, а где-то вполне себе жив.
- Каналы, через которые будут распространяться коммуникации. Это могут быть СМИ, блоги, соцсети, мероприятия, офлайн-носители (например, брендированный транспорт) и т. д.
- Порядок действий и распределение ответственности в случае кризиса, если антикризисная PR-стратегия не прописана в отдельном документе.
- Дополнительные разделы в зависимости от специфики бизнеса: приоритеты по направлениям, запретные темы, самые важные отслеживаемые KPI.
Вносить изменения в PR-стратегию нужно при существенных изменениях в бизнесе или внешней среде. Если такого нет, рекомендуется регулярно освежать стратегию — обычно это делается каждые 1–3 года.
PR-стратегия никогда не находится в воздухе. Она всегда связана с маркетинговой стратегией (и может быть её прямым следствием). И абсолютно точно является родной внучкой стратегии бизнеса. Для разработки PR-стратегии проводят сессию с ключевыми топ-менеджерами: CEO, директорами по продажам и маркетингу, руководителями бизнес-юнитов. Иногда в целях экономии времени им составляют анкету: спрашивают о том, какие цели ставят себе они, к каким результатам стремятся, какой видят компанию через 3–5 лет, какие действия планируют для этого совершать и другое.
Примеры PR-отчётов
Типовой структуры PR-отчёта не существует — даже внутри одного агентства могут использоваться разные форматы, адаптированные под конкретные задачи и аудиторию. Но любой хороший PR-отчёт содержит в себе:
- Основные метрики. Количество публикаций, охват, медиаиндекс и прочее.
- Перечень наиболее значимых публикаций. С наибольшим охватом, в наиболее цитируемых изданиях либо наиболее прицельно попадающих в узкую целевую аудиторию.
- Описание выполненных работ. Например, какие статьи написаны и по каким СМИ разосланы за период.
- Описание статусов по каждой публикации или активности. Например, что находится на согласовании, а что уже рассматривает редактор СМИ.
- Ссылки на публикации, реже — их скриншоты.
- Аналитика. Сравнение по периодам и выводы, с чем связано повышение или просадка метрик.
- Сравнение с активностью конкурентов.
- Предложения по работе на следующий отчётный период.
Правильный PR-отчёт должен отвечать двум главным критериям:
- Он должен быть понятен получателю. Информация должна быть адаптирована под разные аудитории: CEO, маркетолог, бухгалтер — у каждого свои интересы и требования к данным.
- Отчёт не должен занимает много времени у пиарщика. Формирование отчёта — это не основная задача, оно не должно отвлекать специалистов от создания смыслов и формирования имиджа компании. Именно поэтому у многих крупных агентства есть медианалитики, которые берут на себя часть отчётной работы: составление графиков, анализ охватов и медиаиндекса и пр.
Обычно PR-агентства готовят отчёты раз в месяц. Для некоторых клиентов возможны и еженедельные сводки, которые заменяют регулярные онлайн-встречи.
Как выбрать компанию пиара
- Чётко сформулируйте, чего вы хотите достичь с помощью PR-агентства. Например, это может быть улучшение имиджа, увеличение узнаваемости бренда или управление кризисными ситуациями.
- Изучите кейсы и результаты нескольких агентств, посмотрите, кто представлен в тематических рейтингах. Убедитесь, что команды имеют успешный опыт работы в вашей отрасли и могут предложить решения, адаптированные под ваши потребности.
- Заполните брифы на сайтах разных агентств. Они пришлют расценки на свои услуги. Сравните их, оставьте те варианты, которые соответствуют вашему бюджету. При выборе ориентируйтесь не только на стоимость, но и на качество услуг, опыт команды и подход к работе.
- Попробуйте созвониться с представителями компаний-клиентов и узнать их впечатление о сотрудничестве. Это поможет понять, насколько они довольны достигнутыми результатами.
- Когда вы проведёте исследование и оцените несколько компаний, сравните их предложения и выберите то, которое наиболее соответствует вашим целям и задачам.
- Созвонитесь с представителями агентства. Это поможет оценить их подход к работе и понять, насколько комфортно вам будет с ними сотрудничать.
Сначала оцените качество работы компании по одной услуге. Если вас всё устроит, рассмотрите возможность долгосрочного сотрудничества. Такой подход позволит компании лучше понять ваш бизнес и создать более эффективные стратегии продвижения.
В поиске диджитал-подрядчика? Читайте другие наши статьи с рейтингами лучших компаний 2025 года: