PR-агентства Москвы: рейтинг лучших компаний 2025

Успех бренда зависит от того, насколько он узнаваем и как воспринимается потребителями. Для создания и поддержания положительного имиджа или нивелировки негатива компании обращаются к PR-агентствам. Расскажем, чем конкретно они занимаются, сколько стоят их услуги и как выбрать надёжного подрядчика. Покажем топ-12 лучших PR-агентств Москвы, обозначим их подход и особенности работы.

PR-агентства Москвы: рейтинг лучших компаний 2025

Содержание:

Топ PR-агентств Москвы

Сколько лет на рынке: 11 лет

Что умеют

Специализируется на создании и продвижении личных брендов, а также на комплексном PR-сопровождении, включая стратегию, контент и медиаразмещение.

Ключевые клиенты

Агентство развивало личные бренды таких известных экспертов и предпринимателей, как Радислав Гандапас, Анастасия Миронова.

Главные достижения

Первое место в номинации РБК «Самый эффективный сертифицированный партнёр».

Подход к работе

Создают уникальные стратегии продвижения, где глубокая аналитика и креативные идеи работают на достижение измеримых бизнес-результатов и укрепление репутации. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Ключевая экспертиза — создание и развитие личных брендов для топ-менеджеров, экспертов и предпринимателей.
  • Работают с клиентами любого масштаба, от федеральных корпораций до частных лиц.
  • Команда объединяет экспертов по стратегии, креативу и диджитал-каналам для комплексного решения задач в сфере PR и коммуникаций.

Сколько лет на рынке: 4 года

Что умеют

Кросс-канальные PR-кампании, организация мероприятий, digital-маркетинг. Полный цикл услуг — от разработки стратегии и креатива до реализации, медиаразмещения и аналитики.

Ключевые клиенты

Naos, Pupa Milano, Orzax Ocean, Velle, ITE

Подход к работе

Имеют за плечами опыт работы на стороне клиента, поэтому предлагают исключительный уровень клиентского сервиса. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Могут подключиться и на любом этапе: от стратегического планирования до точечных спецпроектов.
  • Опыт в международных проектах — работают с глобальными и локальными брендами.
  • Креатив + технология — соединяют классические маркетинговые практики с современными digital-инструментами.

Сколько лет на рынке: 13 лет.

Что умеют

Коммуникации 360, PR-сопровождение, работа с федеральными, региональными и новыми медиа, развитие HR-бренда, B2B-коммуникации, продуктовые коммуникации, антикризисные коммуникации, маркетинговые коммуникации, разработка и запуск спецпроектов.

Ключевые клиенты

Яндекс, Т1, СДЭК, Лемана ПРО, hh.ru, Самокат.

Подход к работе

Глубина, системность, новаторство, человечность в общении и проактивность. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Средний срок контракта с одним клиентом составляет три года. При этом клиенты в среднем трижды продлевают ежегодные контракты.
  • Экспертиза в управлении сложными проектами в сферах ИT, промышленности, технологий, бьюти- и фуд-ритейле, e-commerce, бизнес-клубах, медицине, финтехе, B2B и агропромышленном комплексе.
  • Имеют свой пул лояльных контактов журналистов федеральных, отраслевых, а также региональных изданий.

Сколько лет на рынке: 32 года

Что умеют

PR, digital, B2C- и B2B-коммуникации, кризис-менеджмент и litigation PR, креатив, международные и ESG-коммуникации, дизайн, брендинг, внутриком и HR-коммуникации.

Ключевые клиенты

Ведущие российские и иностранные компании.

Главные достижения

Подход к работе

Позиционируют себя не как PR-подрядчик, а как коммуникационный партнёр. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Крупнейший на рынке собственный штат специалистов успешно и под ключ решает все коммуникационные задачи.
  • В работе агентство активно использует AI-технологии — на этом специализируется отдельная ИИ-команда Хprompt.
  • Благодаря низкой текучести кадров в компании у клиентов есть возможность сотрудничать с опытными командами, которые решали самые сложные и интересные кейсы.

Сколько лет на рынке: 32 года

Что умеют

Закрывают все задачи по коммуникациям под ключ: от аналитики и стратегии до креатива, производства контента и его продвижения. Делают PR, digital-маркетинг, SMM, ORM, креатив и event-маркетинг.

Ключевые клиенты

ДОМ.РФ, ГК Автодор, Ozon, Роснефть, Транстелеком, Синара, Почта России, Моспаркинг, Уралхим, Мосреставрация, ГАМТ, ФК Зенит, Нижфарм, Фонд НТИ, Росатом, Hayat, фонды «Память поколений» и «Наше будущее».

Главные достижения

С 1997 года организатор и оператор Национальной премии в области коммуникаций Серебряный Лучник. Лауреаты и победители в российских премиях в области коммуникаций. Членство в отраслевых ассоциациях: АКАР, РАСО, АКОС, РАМУ, РАОС, АКМР, НАОМ. За всё время работы — 1200+ реализованных проектов в более чем 20 странах.

Подход к работе

Работают не до 6 вечера, а до результата. К заказчику относятся как к партнёру. Начинают работу с погружения в специфику клиентского бизнеса. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Экспертиза как в стратегических направлениях (аналитика, ORM), так и в тактических (размещения, посевы, производство контента).
  • Собственный Центр исследований и аналитики.
  • Знают матчасть и языки, инструменты и технологии.
  • Экспертиза во многих отраслях, а там, где её нет, есть кого позвать на помощь.

Сколько лет на рынке: 26 лет (до 2022 года работали под брендом Grayling)

Что умеют

Придумывают, как сделать, чтобы о вас и вашем бренде говорили и писали. Создают креативные коммуникационные стратегии, проводят масштабные кампании в сфере интегрированных коммуникаций. Знают, как сохранить репутацию и реагировать на кризисы.

Помогают с медиааналитикой, организуют пресс- и массовые мероприятия, а также участие спикеров в сторонних событиях. Работают над созданием совместных проектов брендов и блогеров. Также занимаются отдельными PR-, SMM-задачами.

Ключевые клиенты

Вкусно — и точка, S7 Airlines, ВТБ, Лаборатория Касперского, АО «Прогресс» (ФрутоНяня).

Главные достижения

3-е место в рейтинге «PR-агентства Москвы», 3-е место в рейтинге PR-агентств, 1-е место в рейтинге «PR-консалтинг» и 1-е место в рейтинге «Антикризисный PR». 20+ номинаций и наград на различных премиях (Silver Mercury, Серебряный лучник, Большая рыба, E+ Awards) за последние 2,5 года работы.

Подход к работе

Работают на одной волне с бизнесом заказчика. За PR, эффективность которого можно измерить: подбирают метрики эффективности совместно с клиентом на старте проекта. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Коммуникационное агентство полного цикла.
  • Работают с российскими и международными компаниями.
  • Проводят медиатренинги для топов компаний.
  • Реализуют проекты на российском рынке и за рубежом. С 2023 года присутствуют в Узбекистане.

Сколько лет на рынке: 8 лет

Что умеют

Занимаются PR-сопровождением технологичных компаний и крупных брендов. Помогают бизнесу рассказать о себе на страницах федеральных и отраслевых медиа, в залах крупнейших конференций, в теле- и радиоэфирах. Готовят и проводят бизнес-мероприятия, строят HR- и личный бренд, консультируют и разрабатывают PR-стратегию.

Ключевые клиенты

Битрикс24, Мегамаркет, Перекрёсток, Крошка Картошка, VK Клипы, Сбер Спасибо, Купер, red_mad_robot, Demis Group.

Главные достижения

4-е место в рейтинге «PR-агентства Москвы», 4-е место в рейтинге PR-агентств, 1-е место в рейтинге «PR личного бренда». Запустили обучающий проект для пиарщиков PR-акселератор — в 2023 году он вошёл в топ-3 лучших образовательных проектов по мнению Серебряного Лучника. С 2023 года награждают лучших PR-специалистов на собственной премии Rassvet.award в партнёрстве с Ruward Award.

Подход к работе

В работе с клиентом становятся полноценными PR-партнёрами. Выстраивают комплекс внешних коммуникаций в сонастройке с бизнес-целями компании, миксуя классические PR-инструменты и креатив. Делают ставку на антипосредственность — могут предложить нестандартные активации для решения задач бизнеса. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Оказывают полный цикл PR-услуг — от стратегии до аналитики, от размещения материалов в СМИ tier-1 и новых медиа до креативных интеграций.
  • Исторически занимаются пиаром ИТ-компаний.
  • Несколько лет назад стали специализироваться на продвижении крупных брендов, выстраивая внешний пресс-офис под ключ в зависимости от бизнес-запросов.
  • С 2025 года развивают новый бизнес-юнит Rassvet.events — организовывают мероприятия разного масштаба — от крупных конференций до камерных вечеринок.

Сколько лет на рынке: 6 лет

Что умеют

B2B и B2C PR под ключ: запуск с нуля и корректировка стратегии, разработка инфоповодов, организация интервью и выступлений, публикация кейсов и экспертных колонок. Креативные акции, коллаборации и запуски в digital и офлайн — от идеи до реализации и дистрибуции контента для максимального охвата.

Ключевые клиенты

Яндекс, Перекрёсток, Т1, VK Play, Skillbox, Hoff, Performance Food, Twinby, CDEK.Shopping, Много Лосося, Пакет от X5, Бери Заряд!, Профи.ру, Кибериспытания, Perfluence.

Главные достижения

Подход к работе

Digital-агентство не сидит в ожидании задач, команда всегда драйвит клиента сама — на новые задачи, форматы, креативы и дополнительные активности, которые пойдут на пользу бизнесу. При этом ценят время клиента и не создают лишних процессов. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Средний показатель CPV в креативных проектах — 1–1,3 рубля.
  • Средний LTV клиента — 2 года.
  • Сэкономили клиентам более 250 млн рублей за счёт ситуативных и виральных инфоповодов за 2024 год.

Сколько лет на рынке: 23 года

Что умеют

PR-сопровождение, креативный PR плюс маркетинговые кампании, антикризисный PR, проекты с метавселенными, кампании с привлечением блогеров — инфлюенс-маркетинг, контент-маркетинг и SMM, интеграции, коллаборации, управление репутацией.

Ключевые клиенты

Acer, Kingston, AMD, Logitech, Dreame, Amazfit, Philips, AOC, Toshiba, Бургер Рус (Burger King), Mio, Western Digital, Synology.

Главные достижения

Подход к работе

Комплексный и стратегический. Отталкиваются от целей и строят работу на результат. Опираются на международную модель коммуникаций PESO. Выступают за измеримый PR и системную работу, сочетание инструментов PR и маркетинга. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Профильная экспертиза агентства — продвижение IT- и Tech-брендов: электроника, гаджеты, техника, компьютеры и всё, что с ними связано, гейминг-индустрия и т. д.
  • Средний срок сотрудничества с клиентами — 3 года.

Сколько лет на рынке: 10 лет

Что умеют

Специализируется на PR, маркетинге, создании контента и реализации масштабных медийных кампаний. Команда также активно работает с формированием брендов, корпоративными коммуникациями и стратегиями продвижения в России, СНГ и на Ближнем Востоке.

Ключевые клиенты

Яндекс, Сбер, Yota, Ledger и другие.

Главные достижения

7-е место в рейтинге «PR-агентства Москвы», 8-е место в рейтинге PR-агентств. Премии от фестивалей Серебряный Лучник и Loud PR.

Подход к работе

Придерживаются трёх принципов:

  • Технократичность — PR можно посчитать и гарантировать результат.
  • Транспарентность — честность перед аудиторией и клиентом.
  • Технооптимизм — видят свою миссию в распространении технологий и инноваций на пользу человечеству. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Обладают глубокими знаниями о рынках Ближнего Востока и СНГ, адаптируют проекты под местные культурные особенности.
  • Активно экспериментируют с новыми форматами контента и смотрят на коммуникации в формате 360.
  • Собственные внедрения инновационных решений на основе AI.

Сколько лет на рынке: 9 лет

Что умеют

Создавать яркие и эффективные решения для брендов. Специализируются на брендинге, PR, создании комьюнити, запуске новых продуктов, нестандартных ивентах и антикризисных коммуникациях.

Ключевые клиенты

Лэтуаль, ООО Национальное рейтинговое агентство, АО Кириллица, EF Education First CIS, Nubes, международное ивент-агентство Мандариновая лиса, MTS StartUp Hub.

Главные достижения

8-е место в рейтинге «PR-агентства Москвы». Топ-10 лучших агентств для стартапов и технологических компаний по версии RB.RU, гран-при премии IPRA за антикризисный кейс для Vprok.ru, награда «Лучшая PR-кампания для некоммерческой организации» на XXV Silver Mercury. The Bell отметила их вклад в построение коммуникаций компании Wildberries.

Подход к работе

Креативное агентство основано на интеграции всех доступных инструментов: от пресс-релизов и digital до партизанского маркетинга и креативных коллабораций. Придерживаются бизнес-ориентированного подхода, решая не просто PR-задачи, а реальные бизнес-проблемы. Главный принцип — выстраивать равноправные, по-настоящему партнёрские отношения с клиентами и коллегами по рынку. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Работают как с крупными компаниями, так и со стартапами, помогая им заявить о себе.
  • Реализуют проекты в России, Грузии, Армении, Азербайджане, Турции, ОАЭ, Беларуси, Казахстане, Испании, Киргизии, Узбекистане.

Сколько лет на рынке: 20 лет

Что умеют

Коммуникационная аналитика и исследования, PR и репутационный маркетинг на основе цифр.

Ключевые клиенты

Ростех, Лаборатория Касперского, Билайн, Ozon и множество других компаний, в том числе банков, страховых компаний, FMCG-брендов, IT и экосистемных игроков, компаний МСБ-сектора.

Главные достижения

1-е место в рейтинге «PR-аналитика», 9-е место в рейтинге «PR-агентства Москвы». Топ-1 агентство в России по числу экспертов, сертифицированных Медиалогией. Призёры Digital Impact Awards, Amec Awards в номинации «Лучшие медиаизмерения для B2B». Сертифицированные партнёры крупнейших аналитических систем.

Подход к работе

Гибридный подход: используют как автоматизированные инструменты, так и экспертную ручную аналитику в каждом исследовании. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Исторически флагманская экспертиза агентства — медиааналитика, включая мониторинг и исследования инфополя для PR-команд и коммуникационных юнитов.
  • Консультируют, делают проекты в партнёрстве или полностью забирают на себя.
  • Совмещают высокие стандарты сервиса (включая SLA) и гибкость, позволяющую работать совместно с коммуникационными командами клиентов в реальном времени даже в условиях кризисов.

Сколько лет на рынке: 10 лет

Что умеют

PR (публикации в СМИ, на ТВ и радио, подкасты для бизнеса), коммуникационные стратегии, реализация креативных спецпроектов, коллабораций, антикризисный PR, SMM, Influence-маркетинг.

Ключевые клиенты

Hoff, Travelata, Chevrolet, OBI, СМ-Клиника, Яндекс, Московский Гарантийный Фонд, Тануки, IL Патио, Шоколадница, ЭФКО, Webbankir, CarMoney, ФрутоНяня.

Главные достижения

Топ-10 в рейтинге «PR-агентства Москвы», топ–10 в рейтинге «Коммуникационные агентства Москвы». Награды от таких фестивалей, как Серебряный лучник, White Square, E+, Silver Mercury.

Подход к работе

Создание креативных кампаний с использованием нестандартных PR-решений, коллабораций, партнёрств и кросс-промо. Для комплексного ведения проектов используют весь набор digital-инструментов. Узнать больше.

Полезно знать заказчику

  • Экспертиза в сферах: финансы и инвестиции, IT, ритейл, промышленность, медицина, ресторанный бизнес, социальные проекты, развитие личного бренда.
  • Партнёрство с коммуникационными агентствами Китая, Вьетнама, Малайзии, Индии, ОАЭ, Казахстана.
  • Выстроены доверительные отношения с ведущими СМИ — знают редакторов лично и работают с ними напрямую. Статьи клиентов часто попадают в топ Яндекса.
  • Оперативно подключаются к решению кризисных PR-задач.

Что такое агентство пиара

Это команда, которая формирует положительное восприятие бренда, усиливает его узнаваемость и помогает завоевать доверие и лояльность аудитории. Для этого PR-агентство выполняет целый комплекс работ: анализирует ситуацию, выстраивает уникальный план действий, проводит PR-мероприятия, формирует взаимовыгодные отношения с лидерами мнений и т. д. При возникновении стрессовых событий разрабатывает стратегии, которые позволяют минимизировать ущерб для репутации клиента.

PR-агентства делятся на узко- и широкопрофильные. В PR-бутиках с небольшим штатом до 30 человек команды сосредоточены на узких компетенциях, таких как медиаотношения, кризисные коммуникации и событийный пиар. PR-агентства полного цикла, напротив, предлагают не только PR-услуги, но и услуги в области SMM, контент-маркетинга, аналитических исследований и других направлений.

Деятельность таких агентств может пересекаться с функциями рекламных компаний, но стратегически они выполняют разные задачи. Пиар направлен на установление долгосрочных отношений с аудиторией и партнёрами, а реклама — на прямое продвижение и увеличение спроса.

Почему стоит обращаться в PR-агентство

PR (Public Relations) — это инструмент, который позволяет выстроить устойчивый и управляемый имидж компании или бренда. В перегруженном инфополе самостоятельные попытки продвинуть продукт, услугу или укрепить репутацию рискуют остаться незамеченными. PR-специалисты помогают выстроить понятную коммуникацию, превратить даже рядовой инфоповод в заметную новость и донести её до нужной аудитории через релевантные медиа.

Экономия внутренних ресурсов. Вместо разрозненных и стихийных коммуникаций компания получает продуманную коммуникационную стратегию. Все шаги — от пресс-релизов до взаимодействия с медиа — логично выстроены, имеют цели и измеримые результаты.

Профессиональные инструменты и компетенции. PR-специалисты точно знают, что, когда и как нужно сказать, чтобы сообщение прозвучало именно для той аудитории, которая важна бизнесу. Они используют современные аналитические методы и медиаплатформы для продвижения.

Экспертный взгляд со стороны. Внутренние команды часто варятся в корпоративной среде и теряют объективный взгляд. Агентство смотрит на компанию со стороны, видит рыночное восприятие бренда и помогает выстроить понятные и убедительные коммуникации.

Услуги PR-агентства

PR-агентства решают много разных задач по связям с общественностью. Специалисты создают и отрабатывают инфоповоды, налаживают контакт бренда с аудиторией, организовывают интервью и мероприятия.

Вот чем конкретно занимаются PR-агентства:

  • Разрабатывают PR-стратегии. Создают долгосрочный план коммуникаций, определяют ключевые сообщения и каналы распространения.
  • Взаимодействуют со СМИ. Пишут и рассылают пресс-релизы, организовывают интервью и публикации в медиа, работают с журналистскими запросами.
  • Следят за упоминаниями клиента в СМИ и социальных медиа. Предоставляют отчёты об отзывах о клиенте и помогают ему реагировать на негативные упоминания.
  • Занимаются антикризисным PR: создают и применяют стратегии для снижения ущерба репутации бренда и восстановления доверия к нему.
  • Организовывают публичные мероприятия: пресс-конференции, семинары, круглые столы, презентации продукта.
  • Работают с инфлюенсерами, лидерами мнений и экспертами для продвижения компании и её продуктов.
  • Анализируют данные: оценивают эффективность проведённых мероприятий, предоставляют отчёты и вносят рекомендации по улучшению PR-стратегии.

Каждое PR-агентство может иметь свой подход и уникальные услуги в зависимости от своих ресурсов и специализации.

Сколько стоят услуги PR-агентств

Стоимость услуг PR-агентств сильно зависит от ваших целей и бюджета: они могут включать подготовку комментариев в СМИ в ответ на запросы журналистов, публикацию статей в СМИ или комплексное продвижение бренда через медиа, лидеров мнений, мероприятия, работу с репутацией и т. д. На стоимость влияет и уровень агентства. PR-агентства оценивают свои услуги либо как стоимость сопровождения за месяц, либо за каждый проект. Ниже приведены стоимости разных PR-услуг по данным «Рейтинга Рунета»:

  • Разработка PR-стратегии в среднем стоит 168 тысяч рублей.
  • PR-сопровождение компаний/брендов — 255 тысяч рублей/месяц.
  • PR-аналитика — 514 тысяч рублей.
  • Антикризисный PR — 1,1 млн рублей.
  • PR личного бренда — 120 тысяч рублей/месяц.
  • Разовая PR-услуга/проект (например, пиар мероприятия или выхода продукта) — 245 тысяч рублей.
  • PR-консалтинг — 475 тысяч рублей.

В эти услуги может включаться, а может и оцениваться отдельно подготовка контента — текстов и видео. Средней стоимости подготовки контента не существует, всё зависит от проекта. Для точной оценки стоимости PR-услуг обратитесь к агентству напрямую, заполните бриф и запросите коммерческое предложение.

Какой бывает пиар

Термин PR возник, когда слово пропаганда стало токсичным. По сути, это одно и то же, ведь она может быть не только плохой — например, пропаганда здорового образа жизни. Пиаром можно называть очень разные активности, которые помогают создать и донести смыслы до нужной аудитории.

Денис Бойцов, операционный директор PR-агентства iTrend

Границы PR довольно сильно размыты: например, в одних компаниях участие в конференциях и форумах считают частью PR-деятельности, в других это является исключительно функцией маркетинга. Вот какие виды можно выделить:

  • Медийный — работа со СМИ. Включает в себя подготовку и распространение публикаций в газетах, журналах, на ТВ, радио и новостных сайтах.
  • Социальный — продвижение и взаимодействие в соцсетях с помощью контент-маркетинга: публикации постов, сторис, видео, а также через работу с инфлюенсерами и управление репутацией в комментариях и обсуждениях. К нему ещё можно добавить.
  • Кризисный — вид пиара, к которому прибегают только в тех случаях, когда надо минимизировать ущерб для репутации в сложных ситуациях: скандалы, негативные отзывы и другие чрезвычайные ситуации.
  • Внутренний — коммуникация внутри компании, которая строится с помощью корпоративных изданий, рассылок, различных мероприятий для сотрудников и в целом формирования корпоративной культуры.

Методы и средства PR-деятельности

PR можно рассматривать с разных точек зрения: эффективный и неэффективный, этичный и чёрный, провокационный и осторожный, нацеленный на широкие слои населения и узкую группу людей. Есть одна из самых популярных и простых классификаций — PESO-модель. Она делит все пиар-каналы на четыре категории:

  • Платные (Paid) — это коммерческие активности и публикации в СМИ.
  • Приобретённые (Earned) — это упоминания и публикации в СМИ, которые компания получила бесплатно.
  • Расшаренные (Shared) — это каналы компании в социальных сетях, а также случаи, когда пользователи делятся контентом компании.
  • Собственные (Owned) — полностью контролируемые компанией каналы, такие как официальный сайт, блог, рассылки.

Что касается методов в пиаре, их можно рассматривать как сочетание видов пиара и каналов использования:

  • Медийный PR чаще всего реализуют через каналы P и E.
  • Социальный — в каналах S, внутренний — в O.
  • Антикризисный пиар нужно распространять абсолютно во всех каналах.

В России есть три основных инструмента для оценки системы мониторинга СМИ и социальных сетей — Медиалогия, Brand Analytics и СКАН Интерфакс. При этом Медиалогию чаще всего выбирают пиар-специалисты благодаря широкому охвату СМИ, тогда как Brand Analytics и СКАН Интерфакс используются медианалитиками.

Остальная работа пиарщика проходит в том же программном обеспечении, что и другие виды управления проектами: таблицы, доски канбан, текстовые редакторы и огромное количество групп в Telegram для коллаборации внутри PR-команд и с заказчиками.

И всё же в пиаре нет универсальных инструментов, есть лишь виды и каналы, которые работают или не работают в конкретной ситуации. Тот или иной набор используемых каналов зависит от специфики бизнеса и задач пиар-специалиста. Например, крупная компания долгое время делает ставку на экспертные статьи и комментарии, а при подготовке к IPO (прим.: первое публичное размещение акций компании) решает переключиться на платные интервью и публикации о своих финансовых результатах.

Метрики эффективности PR-кампаний

Главная боль всех пиарщиков: большинство каналов плохо измеряются в количественной оценке, а начальство требует конкретных цифр. Чаще СМИ не предоставляют точные данные о том, сколько человек посмотрело статью и какой процент дочитывания. Но если и делятся, остаётся неясным — достаточно ли этого, какое впечатление она произвела и входит ли аудитория в целевой круг потенциальных клиентов или партнёров.

Денис Бойцов, операционный директор PR-агентства iTrend

В PR можно измерить охваты и количество упоминаний, но оценить смысловое воздействие и эмоциональную реакцию аудитории гораздо сложнее. Иногда прямое влияние PR на бизнес заметно — клиент говорит: «Я прочитал вашу статью и хочу сотрудничать». Но чаще всего эффект проявляется косвенно: аудитория постепенно узнаёт компанию, посещает сайт, интересуется продуктами.

Поэтому все метрики в PR носят условный характер. Они помогают выявлять общие тренды, анализировать действия конкурентов и находить точки для улучшения коммуникаций.

Наиболее важные метрики в системе Медиалогия:

  • Количество сообщений — число публикаций или упоминаний бренда, продукта или человека в СМИ или соцсетях.
  • Медиаиндекс — это комплексный показатель, который рассчитывается из нескольких параметров по специальной формуле. Он отображает, насколько хорошо публикация помогает продвигать бренд, продукт или человека в СМИ. Чем выше индекс, тем больше пользы от публикации для пиара. Если статья или новость негативная, индекс может быть отрицательным.
  • Охват — показывает, сколько человек могло увидеть публикацию или её анонс.
  • Тональность сообщений — классификация публикаций по эмоциональной окраске: позитивная, негативная или нейтральная.
  • Индекс цитируемости — показатель, оценивающий влияние СМИ, в котором опубликован материал. Чем выше цитируемость СМИ, тем больше вероятность, что PR-сообщение попадёт в другие медиа и соцсети.

Самая частая ошибка при построении системы KPI — фокус на показателях вместо целей, ради которых они вводились. В этом случае пиарщики начинают стремиться к количественным показателям любой ценой, теряя фокус на качестве и смыслах, которые несёт коммуникация. Метрики PR — это не показатели выработки, а инструменты для анализа эффективности, выявления проблем и зон роста.

Денис Бойцов, операционный директор PR-агентства iTrend

Примеры PR-стратегий

Хорошая PR-стратегия — простая, понятная и практичная. По сути, функция у неё одна: синхронизировать всех участников PR-процесса и дать ответы на вопрос — что мы глобально делаем в пиаре.

В любой PR-стратегии должны быть прописаны:

  • Цель и задачи пиара. Например, для молодого бренда целью может стать создание узнаваемости, а для давно работающей компании — повышение доверия к её продуктам.
  • Инструменты. Или форматы PR-сообщений: статьи, интервью, комментарии, фотосессии, коллаборации с блогерами и даже старый добрый пресс-релиз, который, как кот Шрёдингера, где-то мёртв, а где-то вполне себе жив.
  • Каналы, через которые будут распространяться коммуникации. Это могут быть СМИ, блоги, соцсети, мероприятия, офлайн-носители (например, брендированный транспорт) и т. д.
  • Порядок действий и распределение ответственности в случае кризиса, если антикризисная PR-стратегия не прописана в отдельном документе.
  • Дополнительные разделы в зависимости от специфики бизнеса: приоритеты по направлениям, запретные темы, самые важные отслеживаемые KPI.
Пример части PR-стратегии для «Рейтинга Рунета», подготовленной агентством <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fitrend.ru&postId=2171813" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">iTrend</a>
Пример части PR-стратегии для «Рейтинга Рунета», подготовленной агентством iTrend

Вносить изменения в PR-стратегию нужно при существенных изменениях в бизнесе или внешней среде. Если такого нет, рекомендуется регулярно освежать стратегию — обычно это делается каждые 1–3 года.

PR-стратегия никогда не находится в воздухе. Она всегда связана с маркетинговой стратегией (и может быть её прямым следствием). И абсолютно точно является родной внучкой стратегии бизнеса. Для разработки PR-стратегии проводят сессию с ключевыми топ-менеджерами: CEO, директорами по продажам и маркетингу, руководителями бизнес-юнитов. Иногда в целях экономии времени им составляют анкету: спрашивают о том, какие цели ставят себе они, к каким результатам стремятся, какой видят компанию через 3–5 лет, какие действия планируют для этого совершать и другое.

Денис Бойцов, операционный директор PR-агентства iTrend

Примеры PR-отчётов

Типовой структуры PR-отчёта не существует — даже внутри одного агентства могут использоваться разные форматы, адаптированные под конкретные задачи и аудиторию. Но любой хороший PR-отчёт содержит в себе:

  • Основные метрики. Количество публикаций, охват, медиаиндекс и прочее.
  • Перечень наиболее значимых публикаций. С наибольшим охватом, в наиболее цитируемых изданиях либо наиболее прицельно попадающих в узкую целевую аудиторию.
  • Описание выполненных работ. Например, какие статьи написаны и по каким СМИ разосланы за период.
  • Описание статусов по каждой публикации или активности. Например, что находится на согласовании, а что уже рассматривает редактор СМИ.
  • Ссылки на публикации, реже — их скриншоты.
  • Аналитика. Сравнение по периодам и выводы, с чем связано повышение или просадка метрик.
  • Сравнение с активностью конкурентов.
  • Предложения по работе на следующий отчётный период.
Пример PR-отчёта для «Рейтинга Рунета», сделанного агентством<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fitrend.ru&postId=2171813" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> iTrend </a>
Пример PR-отчёта для «Рейтинга Рунета», сделанного агентством iTrend 

Правильный PR-отчёт должен отвечать двум главным критериям:

  • Он должен быть понятен получателю. Информация должна быть адаптирована под разные аудитории: CEO, маркетолог, бухгалтер — у каждого свои интересы и требования к данным.
  • Отчёт не должен занимает много времени у пиарщика. Формирование отчёта — это не основная задача, оно не должно отвлекать специалистов от создания смыслов и формирования имиджа компании. Именно поэтому у многих крупных агентства есть медианалитики, которые берут на себя часть отчётной работы: составление графиков, анализ охватов и медиаиндекса и пр.

Обычно PR-агентства готовят отчёты раз в месяц. Для некоторых клиентов возможны и еженедельные сводки, которые заменяют регулярные онлайн-встречи.

Как выбрать компанию пиара

  1. Чётко сформулируйте, чего вы хотите достичь с помощью PR-агентства. Например, это может быть улучшение имиджа, увеличение узнаваемости бренда или управление кризисными ситуациями.
  2. Изучите кейсы и результаты нескольких агентств, посмотрите, кто представлен в тематических рейтингах. Убедитесь, что команды имеют успешный опыт работы в вашей отрасли и могут предложить решения, адаптированные под ваши потребности.
  3. Заполните брифы на сайтах разных агентств. Они пришлют расценки на свои услуги. Сравните их, оставьте те варианты, которые соответствуют вашему бюджету. При выборе ориентируйтесь не только на стоимость, но и на качество услуг, опыт команды и подход к работе.
  4. Попробуйте созвониться с представителями компаний-клиентов и узнать их впечатление о сотрудничестве. Это поможет понять, насколько они довольны достигнутыми результатами.
  5. Когда вы проведёте исследование и оцените несколько компаний, сравните их предложения и выберите то, которое наиболее соответствует вашим целям и задачам.
  6. Созвонитесь с представителями агентства. Это поможет оценить их подход к работе и понять, насколько комфортно вам будет с ними сотрудничать.

Сначала оцените качество работы компании по одной услуге. Если вас всё устроит, рассмотрите возможность долгосрочного сотрудничества. Такой подход позволит компании лучше понять ваш бизнес и создать более эффективные стратегии продвижения.

В поиске диджитал-подрядчика? Читайте другие наши статьи с рейтингами лучших компаний 2025 года:

Если вам нравится то, что мы делаем, подписывайтесь на нас в Телеграме и Вконтакте.

13
2 комментария