Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?
Всех приветствую, друзья! Меня зовут Васильев Дмитрий, я адвокат.
С 2014 г я занимаюсь помощью клиентам в подготовке ответов на запросы по 115-ФЗ, настройкой легальных схем ведения онлайн бизнеса и получения онлайн доходов, консультирую по вопросам международного налогового планирования, валютного законодательства, криптовалюты, помогаю с подбором юрисдикции для регистрации бизнеса.
Более подробная информация обо мне на моем сайте и в профиле Правовед.ру. Для индивидуального разбора и решения Ваших правовых задач обращайтесь ко мне лично в телеграм или whatsapp, либо оставляйте заявку на моем сайте. Буду рад помочь!
В прошлой статье мы разбирали узкую тему - 115-ФЗ в Т Банке и Альфа-Банке при операциях с криптовалютой, разбирались как платить налоги с поступлений на карту и многие другие вопросы.
Сегодня мы разберем более широко вопросы по 115-ФЗ, но только по одному конкретному банку - Т-Банку, в частности следующие вопросы:
- причины получения 115-ФЗ в Т-Банке.
- как избежать 115-ФЗ.
- что реально интересует банк в своем запросе по 115-ФЗ.
- как ответить на запрос - что можно делать и говорить банку, а что нельзя.
- как повысить шансы на положительный результат если Вы получили 115-ФЗ.
Сразу поясню, что мы будем говорить именно про 115-ФЗ. Это важно, так как сейчас еще действует 161-ФЗ – это совсем другая ситуация.
Отличия между 115-ФЗ и 161-ФЗ существенные:
- 115-ФЗ – это когда система конкретного банка распознала Ваши операции как подозрительные по ряду параметров (то есть Ваши операции отличаются от тех, которые проводит среднестатистический гражданин и / или отличаются от тех, что Вы проводили раньше). По итогу Вы получаете запрос по 115-ФЗ в одном конкретном банке, готовите ответ, далее уже живой человек все смотрит и принимает решение. На отношениях с другими банками это не сказывается (для физлиц не сказывается, для ИП/ООО может сказываться).
- 161-ФЗ – это когда кто-то подал в МВД или в конкретный банк жалобу на то, что у него обманным путем стащили деньги с карты. Не обязательно должна быть прямая жалоба на Вас, но Ваш счет должен быть упомянут как счет, на который поступили мошеннические деньги (то есть Ваш счет выступил в качестве того знаменитого "безопасного счета", куда бабушки отправляют свои деньги с ведома мошенников). Это может быть либо заявление в правоохранительные органы (тогда обычно блочат все карты сразу), либо жалоба в конкретный банк (во-втором случае проблемы начинаются тоже со всеми банками, но каждый банк может принять индивидуальное решение и не устанавливать собственные ограничения, запросив у Вас пояснения и документы).
Итак, ключевые отличия – это причина запроса и последствия (при 115-ФЗ проблемы с 1 конкретным банком, при 161-ФЗ во всех банках сразу).
В рамках данной статьи мы разберем только 115-ФЗ, так как обычные люди практически не сталкиваются со 161-ФЗ.
1. Из-за чего физлицу чаще всего поступает запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф)?
Как Вы понимаете, большинство запросов по 115-ФЗ поступают из-за большого количества операций по карте, чаще всего это входящие и / или исходящие переводы с третьими лицами, либо операции с юридическими лицами.
Вот наиболее частые кейсы, с которыми ко мне обращаются клиенты, которые получили 115-ФЗ в Т-Банке:
- получение оплаты от клиентов за услуги / товары на личную карту без оплаты налогов.
- активные переводы 3-м лицам с карты у клиентов, у которых есть ИП. Классическая схема - у клиента ИП и счет в Т Банке, он выводит деньги с р/с ИП на личную карту и дальше платит людям "серую зарплату" или переводит деньги неофициальным поставщикам за товар. Сюда же можно отнести кейсы, когда клиент выводит с р/с ИП на личный счет и далее снимает большую часть денег наличными.
- поступление на личный счет денег со счета своего же ИП, но в другом банке, чаще всего из банков Точка и Модульбанк.
- активные операции с криптовалютой, различные нелегальные в РФ букмекерские конторы, онлайн казино и т.п.
- внесение крупных сумм наличными на счет (хотя в целом к внесению наличных Т Банк (Тинькофф) достаточно лоялен). Пример запроса по наличным, который получил один из моих клиентов на днях:
Здравствуйте, ХХХ. Пожалуйста, ответьте до 05.06.2025 Вы внесли на свой счет 5 000 000,00 ₽. Предоставьте информацию об источнике происхождения денежных средств, которые вы внесли на счет, и пришлите подтверждающие документы (2-НДФЛ, 3-НДФЛ, справку о доходах, подтверждение продажи движимого или недвижимого имущества и другие). Пожалуйста, пришлите информацию в ответном письме.
2. Почему Т-Банк (Тинькофф) блокирует счет и карту, запрашивает документы и информацию (пояснения) по 115-ФЗ?
Как написал Т Банк в комментарии к одной из моих статей "Без причин мы не ограничиваем дистанционное обслуживание". Давайте разбираться.
В каждом банке есть автоматизированная система, которая понимает какие операции совершает среднестатистический гражданин, а какие не совершает. Когда Ваши операции не похожи на те, которые проводит среднестатистический гражданин – Вам прилетает 115-ФЗ.
Это одна из причин, на практике их конечно может быть больше, в частности, иногда запросы прилетают "по цепочке" - когда Вам кто-то отправил денежку и получил запрос сам и по этой причине Вам тоже прилетает запрос.
Причем если мы откроем 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то формально кажется, что он должен быть направлен на борьбу с серьезными вещами – легализация преступных доходов и борьба с терроризмом.
Так как сейчас покупка квартиры/машины/акций на доходы, с которых не был оплачен налог, тоже приравнивается к преступлению - это может караться сразу по 198 УК РФ "Уклонение физического лица от уплаты налогов" и еще по ст. 174.1 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества", получается, что 115-ФЗ в том числе направлен на борьбу с уклонением от уплаты налогов, если Вы дошли до лимитов по 198 УК РФ. Кому интересно вбейте в поиске "блогеров привлекли по 174.1 УК РФ за покупку квартиры".
На практике этот закон используется банками максимально широко (причем так происходит не только в России, но и во всем мире), а именно в рамках него банк может проверить практически любую сделку и запросить практически любые документы.
Сразу поясню, что запросы банки присылают не по своей воле. Они вынуждены это делать, так как это требование ЦБ и закона – проверять операции клиентов.
Система устроена следующим образом:
1) ЦБ РФ разработал критерии, ориентируясь на которые банки должны проверять своих клиентов. Формально некоторые из этих рекомендаций есть в открытом виде.
Например, они изложены в Методических рекомендациях Банка России от 6 сентября 2021 г. № 16-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц»), но объективно то, что в них указано и то, как банки проверяют своих клиентов на практике – совершенно разные вещи (ну и согласитесь, было бы странно, если бы ЦБ опубликовал фактически руководство по обходу 115-ФЗ).
Вот список из этих рекомендаций:
- необычно большое количество контрагентов - физических лиц (плательщиков и (или) получателей), например, более 10 в день, более 50 в месяц;
- необычно большое количество операций по зачислению и (или) списанию безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), проводимых с контрагентами - физическими лицами, например, более 30 операций в день;
- значительные объемы операций по списанию и (или) зачислению безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), совершаемых между физическими лицами, например, более 100 тысяч рублей в день, более 1 миллиона рублей в месяц;
- короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств);
- в течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению и (или) списанию денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств);
- в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете (электронных денежных средств) на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по банковскому счету (электронному средству платежа) в указанный период;
- операции по списанию денежных средств, электронных денежных средств характеризуются отсутствием платежей в пользу юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности физического лица (например, оплата коммунальных услуг, услуг связи, иных услуг, товаров, работ);
- совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адрес, цифровой отпечаток устройства и др.), используемом разными клиентами - физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств.
На практике мы видим совершенно другую картину – клиенты, которые не выполняют данные Методические рекомендации могут спокойно работать долгое время, а клиенты, которые их выполняют могут легко получить блокировку, на практике в банках работают несколько другие параметры, причем в каждом банке они отличаются.
2) далее на основании приведенных и других параметров банки разработали свой собственный софт (роботов), который в автоматическом режиме отслеживает подозрительные операции. Алгоритмы роботов в разных банках во многом похожи, но есть и существенные отличия.
3) в случае, если Вы попадаете под мониторинг банка (система распознает Ваши операции как подозрительные), то Вы получаете запрос по 115-ФЗ (обычно запросы предварительно проходят ручную проверку). На этом этапе чаще всего это типовой запрос из банка.
Мы обнаружили подозрительные операции по вашему счету. Согласно рекомендациям ЦБ, вам необходимо предоставить документы, которые подтвердят происхождение средств, и уточнения по некоторым банковским операциям.
До хх.хх.хххх пришлите в этот чат:
...
4) Вы готовите пояснения для банка, предоставляете документы.
5) Далее Ваши пояснения и документы смотрит уже живой человек, который может принять одно из следующих решений:
- Установить ограничения по Вашему счету (либо если они уже были установлены при запросе, то оставить их в силе) / ограничить дистанционное банковское обслуживание. Часто при этом Вам рекомендуют закрыть счет.
- Не устанавливать ограничения по счету (либо снять их, если они ранее были установлены в момент направления Вам запроса).
- Запросить дополнительные пояснения и документы.
Это то, как этот процесс должен выглядеть в нормальном виде, на практике не всегда все так просто – иногда отдельные банки выдают запрос только лично в офисе, иногда приходится по 5 раз ходить в банк под рассказы сотрудников «запроса никакого нет, мы просто хотим, чтобы Вы закрыли счет», по итогу с 5-го раза выясняется, что запрос все таки был, просто менеджер банка все это время его не видел.
К сожалению во многих банках еще распространена практика, когда после предоставления документов Вы неделями не можете получить ответ банка и его решение, но благо к Т Банку это не относится - они ответы почти всегда дают быстро.
Важно учитывать, что банк - это коммерческая организация, задача которой зарабатывать деньги, но так, чтобы при этом не лишиться лицензии ЦБ. Банки в результате блокировки своих клиентов теряют деньги, поэтому формально они должны быть заинтересованы в адекватной, а не формальной проверке своих клиентов. На практике часто к сожалению сталкиваемся с тем, что банку все равно на своих клиентов, но это касается других банков. Т Банк (Тинькофф) чаще всего погружается в детали и готов адекватно подходить к Вашей ситуации.
3. Что запрашивает Т Банк (Тинькофф) по 115-ФЗ? Какие документы имеет право запрашивать банк у физлица при проверке по 115-ФЗ?
Закон не содержит какого-то конкретного перечня того, что банк может запрашивать. Практически в 100% запросах во всех банках нас просят предоставить:
- источник происхождения денежных средств.
- экономический смысл совершаемых операций (кто, кому и зачем переводил деньги).
- документы, обосновывающие операции (договоры, акты и т.д.)
Вот примеры требований по 115-ФЗ из Т Банка (Тинькофф):
Пример №1.
Продолжение:
Пример №2.
Вторая часть этого же запроса:
Это примеры довольно подробных запросов из Т Банка, часто они приходят куда менее детальными, но в целом они все между собой похожи.
Помимо этого, в зависимости от конкретного банка у нас часто запрашивают документы, на основании которых были совершены конкретные операции с отдельными контрагентами по Вашему счету (договоры и т.п.). Например, часто банки по 115-ФЗ запрашивают:
- выписки с тех банковских счетов, с которых было осуществлено зачисление на счет, либо наоборот со счета, на который ушли деньги (но Т Банк / Тинькофф это делает редко).
- источник происхождения денежных средств займодавца (если деньги были переведены по договору займа).
- цели займа (в случае предоставления договора займа), обоснование связи с займодавцем (почему человек доверил вам крупную сумму денег), официальные доходы, с которых вы планируете возвращать заем.
- цели перевода денег за рубеж.
- уведомление о счете за рубежом при переводе денег на свой счет в другую страну.
В целом у каждого банка своя политика, поэтому сказать, что есть универсальный порядок действий «на все случаи жизни» при получении запроса по 115-ФЗ нельзя.
Более того, одни и те же аргументы, одни и те же позиции в разных банках могут приводить к разным результатам, и более того иногда одна и та же позиция в одном и том же банке также может приводить к разным результатам.
4. Что делать при получении запроса по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и требовании о предоставлении документов и пояснений? Как физлицу разблокировать карту и ответить на сообщение Т Банка?
Порядок Ваших действий при получении уведомления о запросе по 115-ФЗ из Т Банка (Тинькофф) должен быть следующим:
Шаг №1. Определиться с позицией для Т Банка в рамках запроса по 115-ФЗ.
Нужно ознакомиться с запросом банка, разобраться какие документы мы будем предоставлять в банк.
Здесь частая ошибка - начитаться в интернете советов формата "мой друг Вася получил 10 млн руб. от 50 лиц, сказал банку, что это все займы и ограничения сняли".
Задача банка не в том, чтобы просто получить "любой документ" и сразу закрыть вопрос (ведь банк несет риски потери лицензии перед ЦБ, если будет формально проводить комплаенс процедуры). Ваши пояснения, их логику и документы банк будет сравнивать с Вашими операциями. Если там будет явное противоречие - решение будет отрицательным.
Худший совет, который тут можно дать - начать читать отзывы о банке в интернете.
- Во-первых картина в таких отзывах будет необъективной. Естественно те, кто нашел в себе силы написать целый отзыв про банк, это в основном люди, у кого был отрицательный исход. Согласитесь, вряд ли бы Вы успешно пройдя 115-ФЗ в банке решили "а потрачу ка я кучу времени , чтобы написать как хорошо у меня прошла проверка по 115-ФЗ".
- Во-вторых Вы недооцениваете как много реальных мошенников / обнальщиков и "злодеев" разного уровня, которые действительно проводят операции через банк, за которые действительно надо их блочить. Естественно все они уверены, что банк не имеет права тормозить их обнальные операции, поэтому будут писать в интернете про то, как "злобный банк мучает белую пушистую овечку". Естественно в отзыве они не будут писать "я обналил деньги из ООО через Т Банк, они мне приостановили операции, мне это не понравилось", они напишут "я получил займ от компании, имея все документы, все предоставил по запросу банка, но банк не стал разбираться и заблокировал мне счет". Упоминать о том, что действительно странно, когда ООО выдала 50 млн руб. займа 18-летнему парню без официальных доходов на безвозмездной основе естественно никто в отзыве не будет.
Шаг №2. Составить письменные пояснения с обоснованием экономического смысла совершаемых операций для Т Банка в рамках запроса по 115-ФЗ.
Пояснения в свободной форме о назначении поступлений и списаний по вашему счету в Т-Банк
Здесь постоянная ошибка - слишком краткие пояснения. Сам клиент всегда знает какие операции и зачем он проводил. Но часто клиент недооценивает насколько сложно стороннему человеку в этом разобраться, если Вы составите пояснения в 2 строчки и просто скинете документы.
- Вам заняли крупную сумму Леша, Петя и Сережа? Нужно объяснить зачем Вам столько денег и все чаще банки спрашивают "с каких официальных доходов вы собираетесь возвращать долг" и "с каких официальных доходов займодавец выдал вам займ".
- Вы начали заниматься организацией мероприятий, получили кучу платежей на карту, но у Вас все еще нет ИП / самозанятости? Почему так?
- Вы вывели деньги из ИП и сразу их направили 5 людям? Нужно объяснить и обосновать почему эти переводы не связаны с ИП (ведь в противном случае Вы уклоняетесь от уплаты НДФЛ и страховых взносов за этих лиц).
Наши пояснения, которые мы пишем с клиентами занимают от 2 до 4 страниц обычно. В более сложных случаях бывает и до 10 страниц.
Все должно быть расписано подробно с расчетом на то, что у сотрудника комплаенс нет желания сидеть и пытаться разобраться в куче документов.
Принцип: сотруднику комплаенс намного проще заблокировать Ваш счет, чем пытаться разобраться, если ему что-то осталось непонятным, поэтому важно максимально «разжевать» им всю информацию.
Шаг №3. Подготовить документы, обосновывающие проводимые операции для Т Банка (Тинькофф) в рамках запроса по 115-ФЗ.
Документы, указанные в назначении поступлений от третьих лиц за последние 3 календарных месяца: например, договоры займа, трудовые и другие договоры
С одной стороны, тут как Вы понимаете все очень индивидуально, так как все документы отличаются от одной ситуации к другой.
Но в то же время и здесь ошибка №1 - формальный сбор документов.
Нужно понимать, что запросы из банка (особенно первичные) довольно типовые - банк сам не знает что у Вас есть, а чего нет, поэтому запрос Вы получаете довольно абстрактный (хоть и не всегда).
Часто нужно действовать проактивно и предоставлять какие-то документы даже если банк их прямо не запрашивал (если они служат цели обоснования логики и прозрачности Ваших операций).
Иногда банк может спросить про какую-то конкретную операцию, которая действительно может быть не очень прозрачной (странный займ, продажа криптовалюты) и иногда в таких случаях лучше сделать акцент на том, что такого рода операции это редкость и основные операции по Вашему счету максимально прозрачны.
Шаг №4. Собрать документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств для Т Банка (Тинькофф) при проверке по 115-ФЗ.
Документ, подтверждающий ваш доход: справка 2-НДФЛ, декларация о доходах 3-НДФЛ или другой
В качестве подобных документов можно использовать:
- Справки 2 НДФЛ, декларации о доходах ИП (по УСН), декларации 3 НДФЛ, документы о продаже квартир или автомобилей (договор, акт, подтверждение факта регистрации и получения денежных средств).
- В отдельных случаях могут быть использованы те же самые доходы Ваших близких родственников.
- По поводу распространенного варианта «источник происхождения денежных средств – договор займа / договор дарения» - банками они принимаются далеко не всегда (заем должен выглядеть логичным - если Вы безработный, а в банк предоставляете документы о том, что совершенно сторонний человек занял Вам 50 млн руб., для банка это будет выглядеть очень сомнительно). Также желательно сразу предоставить документы о происхождении денежных средств у Вашего займодавца (то есть не просто некий «сосед Вася» занял 30 млн руб. непонятно откуда, а вот договор займа, вот документы об официальных доходах «соседа Васи»).
По ссылке образец Договора займа.
По ссылке образец Договора дарения.
Рассчитывать на то, что Вы получите запрос по 115-ФЗ от банка, а в ответ предоставите нарисованный «договор займа» и банк тут же снимет ограничения не стоит.
Как ни странно, у нас много ситуаций, когда клиент думает, что у него нет официального источника происхождения денежных средств, но по итогу нам удается его найти, так как многие воспринимают понятие "официальный источник дохода" как довольно узкое понятие.
Шаг 5. Направить документы в банк.
Документы отправляем там, где пришел запрос. Часто запрос приходит одновременно в приложении и на электронную почту - в этом случае обычно даем ответ и там и там.
Далее после предоставления документов в банк, Вы получите следующее сообщение:
Чаще правда банк пишет не "в течение 1 календарного дня", а в течение 2-4 дней.
Шаг. 6. Дождаться реакции банка.
Их может быть две:
- банк пришлет окончательное решение - положительное или отрицательное.
- банк пришлет уточняющий запрос, если ему что-то непонятно / не хватает документов / информации.
При положительном решении Вы получите вот такое сообщение:
5. В какой момент Т Банк (Тинькофф) установит ограничения по карте физлица / заблокирует счет? Сразу при запросе документов или после проверки при отрицательном решении?
Если вы не предоставите необходимую информацию, мы ограничим отдельные виды операций по вашему счету.
Т Банк устанавливает ограничения по счету обычно либо при отрицательном решении, либо в случае, если Вы не дали ответ во время, то есть на следующий день после истечения срока для ответа.
Но иногда ограничения могут быть установлены и на период разбирательства. Вот пример сообщения из банка:
Мы заинтересованы в том, чтобы проверка прошла удачно, как можно скорее, и мы продолжили с вами сотрудничать. Поэтому ждем от вас документы и пояснения.
Касаемо текущего состояния счета, первое, на что хочу обратить ваше внимание, что счет ваш не заблокирован, а просто установлены ограничения на некоторые операции
Делаем это на основание пунктов 4.5 и 7.3.9 УКБО.
Вы можете совершать операции в наших сервисах:
◾ покупки в наших сервисах — кино, рестораны, театры и другие.
◾ оплата через приложение Т-Банк или личный кабинет: налоги, Госуслуги, домашний телефон, ЖКХ, интернет, образование, путешествия, страховки и ТВ.
Так же вы можете делать покупки и снимать наличные в рамках лимитов. Они устанавливаются на календарный месяц
◾ Лимит на наличные
Установленный лимит: 20 000 руб.
Остаток лимита: 20 000 руб.
◾ Лимит на покупки
Установленный лимит: 50 000 руб.
Остаток лимита: 0 руб.
Что не получится сделать:
- Не получится совершать переводы
6. Что будет при отрицательном решении Т Банка /блокировке карты по 115-ФЗ? Попаду ли я в черный список ЦБ? Начнутся ли у меня проблемы с другими банками?
Сразу отмечу, что банки любят к подобным статьям писать текст формата "мы никогда не блокируем счета клиентов, мы всего лишь ограничиваем совершение отдельных видов операций или ограничиваем дистанционное банковское обслуживание", например так было в комментариях к вот этой моей статье.
Но если убрать маркетинг из такой фразы и учесть, что в реальности обычно при отрицательном решении Вам ограничивают все переводы / снятие денег, то в реальности не вижу причин избегать неполиткорректного слова "блокировка".
Тоже самое касается такой мелочи как "отключение дистанционного банковского обслуживания (ДБО)" в банке без отделений...
Если решение будет отрицательным от Т Банка, то Вам придет вот такое сообщение:
Стандартный текст Т Банка при отрицательном решении "Нам пришлось ограничить операции по вашей карте: снятие наличных, покупки и переводы. Решение принято по результатам проверки документов, которые вы предоставили ранее".
Теперь по поводу того, как это повлияет на Ваши отношения с другими банками.
В интернете много информации формата «Банк заберет ваши деньги», «Вас внесут в черный список ЦБ и больше ни один банк Вам не откроет счет», «банк удержит штраф (комиссию) 20% при закрытии счета». Также иногда можно встретить отзывы людей, которые пишут о том, что им заблокировали счет в одном банке, а потом им отказывали в открытии счета в других банках.
Дам комментарий по подобным "прогнозам":
- На самом деле с 2018 г. у нас с клиентами не было ни единого случая, чтобы после блокировки счета физлица (тут я говорю только про физиков) по 115-ФЗ в одном банке мы столкнулись автоматически с проблемами в других банках. До 2018 г. такие случаи действительно были и действительно после блокировки счета в одном банке бывали проблемы с открытием счета в другом банке. Сейчас по физическим лицам у нас таких проблем нет. Такие проблемы периодически возникают по счетам ИП/ООО, но и то это скорее исключение из правил.
Очень важно - здесь речь только про 115-ФЗ. Если придет 161-ФЗ, то да, заблокировать могут все счета во всех банках, но это совсем другое.
- Что касается штрафов – ранее действительно некоторые банки при закрытии счета по 115-ФЗ удерживали комиссии при переводе денег до 20% от суммы операции. Сейчас такого практически нет, поскольку суды признали такую практику банков незаконной (см, например, Определение Верховного суда РФ № 309-ЭС20-22963 от 15 февраля 2021 г. по делу №А60-59887/2019).
Что касается реальных последствий установления ограничений по счету Т Банком на основании 115-ФЗ, то они следующие:
- испорченные отношения с конкретным банком. Заблокировали счет в Т-Банке - не сможете нормально пользоваться им. Но сможете спокойно пользоваться услугами других банков. Также через некоторое время можно будет пробовать и с Т Банком восстановить отношения (обычно пробуем через 6-12 мес.), правда на этот счет все довольно сложно прогнозировать.
Вот пример с клиентом - его заблокировали в 2022 г. В апреле 2025 г. подали на пересмотр, банк прислал следующее сообщение:
Правда по итогу решение все равно осталось отрицательным, снять ограничения не удалось.
- шанс на передачу информации Т Банком (Тинькофф) в налоговую о Ваших операциях.
Ниже приведу примеры подобных запросов из ФНС.
Первым привожу запрос за прошлые годы потому что это одно из немногих требований ФНС, из которого сразу видно откуда информация попала в налоговую (в требовании ФНС есть сразу ссылка на конкретный банк):
Есть много и более свежих, но в этих случаях мы узнали о том, что причина интереса ФНС в "сливе" от банка уже после похода в налоговую:
Причем 7-8 лет назад таких случаев практически не было, сейчас их с каждым годом становится все больше и больше.
7. Какие шансы "снять" 115 ФЗ с карты в Т Банке (Тинькофф) и избежать ограничений? Какая статистика разблокировок сейчас в этом банке?
Здесь отмечу 2 ключевых момента:
- статистика - это средняя температура по больнице, во всех случаях шансы разные.
- тем не менее в среднем сейчас статистика в Т Банке намного лучше, чем в большинстве других банков. Банк действительно в большинстве случаев ведет себя адекватно и погружается в ситуацию клиента, хотя многие другие банки действуют по принципу "запросим для приличия, но потом все равно заблочим".
У нас сейчас с клиентами статистика положительных решений в Т Банке (Тинькофф) держится на уровне 90%, исторически это довольно высокий уровень, но частично он достигается за счет того, что мы еще до того, как взять клиента в работу проводим краткий предварительный анализ и если видим, что шансы низкие или нулевые (такие ситуации тоже есть), то мы обычно в принципе не берем такие кейсы в работу. Если бы брали, то статистика конечно была бы сильно ниже.
Для сравнения есть банки и их большинство, где мы в принципе берем в работу только очень редкие и самые простые кейсы, потому что там шансы снять ограничения низкие - ВТБ, Газпромбанк, Юникредитбанк и т.д.
8. Как физлицу избежать запроса по 115-ФЗ в Т-Банке (Тинькофф)? Можно ли "прогреть" карту или иным образом сделать так, чтобы запрос не приходил?
Понятное дело, тут есть очевидный совет - "не проводите операций с кучей физиков без подтверждающих документов, платите налоги", но ведь запросы получают и те, кто платит все налоги и не проводит сомнительных операций и таких случаев очень много.
На практике да, мы видим, что если соблюдать некоторые правила, то можно избегать запросов по 115-ФЗ.
На самом деле понимать логику банка не так сложно. Допустим Вы активный гражданин с большими официальными доходами, всю жизнь обслуживались в Альфа-Банке. Потом что-то случилось и Вы перешли на Т Банк и начали сходу проводить кучу операций по внесению наличных и переводов физлицам - банк видит, что счет новый, а операций уже много - легко можно получить запрос по 115-ФЗ. А если бы Вы потихоньку наращивали свои обороты, то банк бы воспринимал ситуацию спокойнее.
К слову, иногда сам банк при положительном решении дает некоторые советы как не попасть повторно на 115-ФЗ:
А какой у Вас опыт прохождения запроса по 115-ФЗ в Т Банке (Тинькофф)? Пишите в комментариях, давайте делиться опытом.
Обращаю Ваше внимание, что в настоящий момент действует специальное предложение по помощи в подготовке ответов банкам по 115-ФЗ, а именно написав напрямую, Вы можете получить индивидуальный разбор своей ситуации и помощь в подготовке ответа банку.
Я готов помочь КАЖДОМУ:
1. Сформировать позицию и подготовить грамотные пояснения банку в ответ на 115-ФЗ.
2. Настроить законную схему совершения операций, чтобы не получать 115-ФЗ и работать законно.
3. В случае, если Ваши операции были связаны с получением дохода на карту без оплаты налогов, то я могу предложить помощь в переводе Вашего дохода в легальное русло с поиском вариантов налоговой оптимизации и с минимизацией рисков за прошлые периоды, когда налоги не оплачивались (полностью сопровождение всего процесса, от выбора системы налогообложения и банка, до получения первых платежей и уплаты первых налогов).
4. Также я могу помочь с оценкой рисков выявления факта неоплаты налогов в отношении уже полученных Вами ранее доходов (в Вашем конкретном случае), возможных последствий и ответственности. Я расскажу в целом о механизмах, которые использует налоговая для выявления тех, кто не платит налоги, после чего мы совместно выработаем план по устранению всех нарушений и минимизации рисков.
5. По любым иным вопросам в рамках моей специализации.
Для получения консультаций и полной настройки легальной модели Вашей работы и совершаемых операций, Вам нужно: написать мне сообщение с кратким описанием своей ситуации на:
Телеграм @Dmitriy_vasilev7,
WhatsApp 8-960-767-64-03,
juristvasiliev@yandex.ru.
и мы в индивидуальном порядке разберем и обязательно решим Ваш вопрос.
Обращайтесь ко мне лично, буду рад помочь!
С Уважением, адвокат Васильев Дмитрий (№ 1510 в реестре адвокатов, адвокатское удостоверение № 1911, выдано 29.10.2015 г. адвокатской палатой Красноярского края).
Сайт: https://vasilev-law.ru/.
Юрист №1 в рейтинге юристов России по версии крупнейшего правового сервиса РФ Правовед.Ру — https://pravoved.ru/lawyer/362127/.