Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?

Всех приветствую, друзья! Меня зовут Васильев Дмитрий, я адвокат.

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?

С 2014 г я занимаюсь помощью клиентам в подготовке ответов на запросы по 115-ФЗ, настройкой легальных схем ведения онлайн бизнеса и получения онлайн доходов, консультирую по вопросам международного налогового планирования, валютного законодательства, криптовалюты, помогаю с подбором юрисдикции для регистрации бизнеса.

Более подробная информация обо мне на моем сайте и в профиле Правовед.ру. Для индивидуального разбора и решения Ваших правовых задач обращайтесь ко мне лично в телеграм или whatsapp, либо оставляйте заявку на моем сайте. Буду рад помочь!

Сегодня мы разберем более широко вопросы по 115-ФЗ, но только по одному конкретному банку - Т-Банку, в частности следующие вопросы:

  • причины получения 115-ФЗ в Т-Банке.
  • как избежать 115-ФЗ.
  • что реально интересует банк в своем запросе по 115-ФЗ.
  • как ответить на запрос - что можно делать и говорить банку, а что нельзя.
  • как повысить шансы на положительный результат если Вы получили 115-ФЗ.

Сразу поясню, что мы будем говорить именно про 115-ФЗ. Это важно, так как сейчас еще действует 161-ФЗ – это совсем другая ситуация.

Отличия между 115-ФЗ и 161-ФЗ существенные:

  • 115-ФЗ – это когда система конкретного банка распознала Ваши операции как подозрительные по ряду параметров (то есть Ваши операции отличаются от тех, которые проводит среднестатистический гражданин и / или отличаются от тех, что Вы проводили раньше). По итогу Вы получаете запрос по 115-ФЗ в одном конкретном банке, готовите ответ, далее уже живой человек все смотрит и принимает решение. На отношениях с другими банками это не сказывается (для физлиц не сказывается, для ИП/ООО может сказываться).
  • 161-ФЗ – это когда кто-то подал в МВД или в конкретный банк жалобу на то, что у него обманным путем стащили деньги с карты. Не обязательно должна быть прямая жалоба на Вас, но Ваш счет должен быть упомянут как счет, на который поступили мошеннические деньги (то есть Ваш счет выступил в качестве того знаменитого "безопасного счета", куда бабушки отправляют свои деньги с ведома мошенников). Это может быть либо заявление в правоохранительные органы (тогда обычно блочат все карты сразу), либо жалоба в конкретный банк (во-втором случае проблемы начинаются тоже со всеми банками, но каждый банк может принять индивидуальное решение и не устанавливать собственные ограничения, запросив у Вас пояснения и документы).

Итак, ключевые отличия – это причина запроса и последствия (при 115-ФЗ проблемы с 1 конкретным банком, при 161-ФЗ во всех банках сразу).

В рамках данной статьи мы разберем только 115-ФЗ, так как обычные люди практически не сталкиваются со 161-ФЗ.

1. Из-за чего физлицу чаще всего поступает запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф)?

Как Вы понимаете, большинство запросов по 115-ФЗ поступают из-за большого количества операций по карте, чаще всего это входящие и / или исходящие переводы с третьими лицами, либо операции с юридическими лицами.

Вот наиболее частые кейсы, с которыми ко мне обращаются клиенты, которые получили 115-ФЗ в Т-Банке:

  • получение оплаты от клиентов за услуги / товары на личную карту без оплаты налогов.
  • активные переводы 3-м лицам с карты у клиентов, у которых есть ИП. Классическая схема - у клиента ИП и счет в Т Банке, он выводит деньги с р/с ИП на личную карту и дальше платит людям "серую зарплату" или переводит деньги неофициальным поставщикам за товар. Сюда же можно отнести кейсы, когда клиент выводит с р/с ИП на личный счет и далее снимает большую часть денег наличными.
  • поступление на личный счет денег со счета своего же ИП, но в другом банке, чаще всего из банков Точка и Модульбанк.
  • активные операции с криптовалютой, различные нелегальные в РФ букмекерские конторы, онлайн казино и т.п.
  • внесение крупных сумм наличными на счет (хотя в целом к внесению наличных Т Банк (Тинькофф) достаточно лоялен). Пример запроса по наличным, который получил один из моих клиентов на днях:

Здравствуйте, ХХХ. Пожалуйста, ответьте до 05.06.2025 Вы внесли на свой счет 5 000 000,00 ₽. Предоставьте информацию об источнике происхождения денежных средств, которые вы внесли на счет, и пришлите подтверждающие документы (2-НДФЛ, 3-НДФЛ, справку о доходах, подтверждение продажи движимого или недвижимого имущества и другие). Пожалуйста, пришлите информацию в ответном письме.

пример запроса из Т-Банка при внесении наличных
Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?

2. Почему Т-Банк (Тинькофф) блокирует счет и карту, запрашивает документы и информацию (пояснения) по 115-ФЗ?

Как написал Т Банк в комментарии к одной из моих статей "Без причин мы не ограничиваем дистанционное обслуживание". Давайте разбираться.

В каждом банке есть автоматизированная система, которая понимает какие операции совершает среднестатистический гражданин, а какие не совершает. Когда Ваши операции не похожи на те, которые проводит среднестатистический гражданин – Вам прилетает 115-ФЗ.

Это одна из причин, на практике их конечно может быть больше, в частности, иногда запросы прилетают "по цепочке" - когда Вам кто-то отправил денежку и получил запрос сам и по этой причине Вам тоже прилетает запрос.

Причем если мы откроем 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то формально кажется, что он должен быть направлен на борьбу с серьезными вещами – легализация преступных доходов и борьба с терроризмом.

Так как сейчас покупка квартиры/машины/акций на доходы, с которых не был оплачен налог, тоже приравнивается к преступлению - это может караться сразу по 198 УК РФ "Уклонение физического лица от уплаты налогов" и еще по ст. 174.1 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества", получается, что 115-ФЗ в том числе направлен на борьбу с уклонением от уплаты налогов, если Вы дошли до лимитов по 198 УК РФ. Кому интересно вбейте в поиске "блогеров привлекли по 174.1 УК РФ за покупку квартиры".

На практике этот закон используется банками максимально широко (причем так происходит не только в России, но и во всем мире), а именно в рамках него банк может проверить практически любую сделку и запросить практически любые документы.

Сразу поясню, что запросы банки присылают не по своей воле. Они вынуждены это делать, так как это требование ЦБ и закона – проверять операции клиентов.

Система устроена следующим образом:

1) ЦБ РФ разработал критерии, ориентируясь на которые банки должны проверять своих клиентов. Формально некоторые из этих рекомендаций есть в открытом виде.

Например, они изложены в Методических рекомендациях Банка России от 6 сентября 2021 г. № 16-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц»), но объективно то, что в них указано и то, как банки проверяют своих клиентов на практике – совершенно разные вещи (ну и согласитесь, было бы странно, если бы ЦБ опубликовал фактически руководство по обходу 115-ФЗ).

Вот список из этих рекомендаций:

  • необычно большое количество контрагентов - физических лиц (плательщиков и (или) получателей), например, более 10 в день, более 50 в месяц;
  • необычно большое количество операций по зачислению и (или) списанию безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), проводимых с контрагентами - физическими лицами, например, более 30 операций в день;
  • значительные объемы операций по списанию и (или) зачислению безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), совершаемых между физическими лицами, например, более 100 тысяч рублей в день, более 1 миллиона рублей в месяц;
  • короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств);
  • в течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению и (или) списанию денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств);
  • в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете (электронных денежных средств) на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по банковскому счету (электронному средству платежа) в указанный период;
  • операции по списанию денежных средств, электронных денежных средств характеризуются отсутствием платежей в пользу юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности физического лица (например, оплата коммунальных услуг, услуг связи, иных услуг, товаров, работ);
  • совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адрес, цифровой отпечаток устройства и др.), используемом разными клиентами - физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств.

На практике мы видим совершенно другую картину – клиенты, которые не выполняют данные Методические рекомендации могут спокойно работать долгое время, а клиенты, которые их выполняют могут легко получить блокировку, на практике в банках работают несколько другие параметры, причем в каждом банке они отличаются.

2) далее на основании приведенных и других параметров банки разработали свой собственный софт (роботов), который в автоматическом режиме отслеживает подозрительные операции. Алгоритмы роботов в разных банках во многом похожи, но есть и существенные отличия.

3) в случае, если Вы попадаете под мониторинг банка (система распознает Ваши операции как подозрительные), то Вы получаете запрос по 115-ФЗ (обычно запросы предварительно проходят ручную проверку). На этом этапе чаще всего это типовой запрос из банка.

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?

Мы обнаружили подозрительные операции по вашему счету. Согласно рекомендациям ЦБ, вам необходимо предоставить документы, которые подтвердят происхождение средств, и уточнения по некоторым банковским операциям.

До хх.хх.хххх пришлите в этот чат:

...

Стандартное начало запроса из Т-Банка (Тинькофф)

4) Вы готовите пояснения для банка, предоставляете документы.

5) Далее Ваши пояснения и документы смотрит уже живой человек, который может принять одно из следующих решений:

  • Установить ограничения по Вашему счету (либо если они уже были установлены при запросе, то оставить их в силе) / ограничить дистанционное банковское обслуживание. Часто при этом Вам рекомендуют закрыть счет.
  • Не устанавливать ограничения по счету (либо снять их, если они ранее были установлены в момент направления Вам запроса).
  • Запросить дополнительные пояснения и документы.

Это то, как этот процесс должен выглядеть в нормальном виде, на практике не всегда все так просто – иногда отдельные банки выдают запрос только лично в офисе, иногда приходится по 5 раз ходить в банк под рассказы сотрудников «запроса никакого нет, мы просто хотим, чтобы Вы закрыли счет», по итогу с 5-го раза выясняется, что запрос все таки был, просто менеджер банка все это время его не видел.

К сожалению во многих банках еще распространена практика, когда после предоставления документов Вы неделями не можете получить ответ банка и его решение, но благо к Т Банку это не относится - они ответы почти всегда дают быстро.

Важно учитывать, что банк - это коммерческая организация, задача которой зарабатывать деньги, но так, чтобы при этом не лишиться лицензии ЦБ. Банки в результате блокировки своих клиентов теряют деньги, поэтому формально они должны быть заинтересованы в адекватной, а не формальной проверке своих клиентов. На практике часто к сожалению сталкиваемся с тем, что банку все равно на своих клиентов, но это касается других банков. Т Банк (Тинькофф) чаще всего погружается в детали и готов адекватно подходить к Вашей ситуации.

3. Что запрашивает Т Банк (Тинькофф) по 115-ФЗ? Какие документы имеет право запрашивать банк у физлица при проверке по 115-ФЗ?

Закон не содержит какого-то конкретного перечня того, что банк может запрашивать. Практически в 100% запросах во всех банках нас просят предоставить:

  • источник происхождения денежных средств.
  • экономический смысл совершаемых операций (кто, кому и зачем переводил деньги).
  • документы, обосновывающие операции (договоры, акты и т.д.)

Вот примеры требований по 115-ФЗ из Т Банка (Тинькофф):

Пример №1.

Первая часть требования
Первая часть требования

Продолжение:

Вторая часть требования
Вторая часть требования

Пример №2.

Первая часть требования
Первая часть требования

Вторая часть этого же запроса:

Вторая часть требования
Вторая часть требования

Это примеры довольно подробных запросов из Т Банка, часто они приходят куда менее детальными, но в целом они все между собой похожи.

Помимо этого, в зависимости от конкретного банка у нас часто запрашивают документы, на основании которых были совершены конкретные операции с отдельными контрагентами по Вашему счету (договоры и т.п.). Например, часто банки по 115-ФЗ запрашивают:

  • выписки с тех банковских счетов, с которых было осуществлено зачисление на счет, либо наоборот со счета, на который ушли деньги (но Т Банк / Тинькофф это делает редко).
  • источник происхождения денежных средств займодавца (если деньги были переведены по договору займа).
  • цели займа (в случае предоставления договора займа), обоснование связи с займодавцем (почему человек доверил вам крупную сумму денег), официальные доходы, с которых вы планируете возвращать заем.
  • цели перевода денег за рубеж.
  • уведомление о счете за рубежом при переводе денег на свой счет в другую страну.

В целом у каждого банка своя политика, поэтому сказать, что есть универсальный порядок действий «на все случаи жизни» при получении запроса по 115-ФЗ нельзя.

Более того, одни и те же аргументы, одни и те же позиции в разных банках могут приводить к разным результатам, и более того иногда одна и та же позиция в одном и том же банке также может приводить к разным результатам.

4. Что делать при получении запроса по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и требовании о предоставлении документов и пояснений? Как физлицу разблокировать карту и ответить на сообщение Т Банка?

Порядок Ваших действий при получении уведомления о запросе по 115-ФЗ из Т Банка (Тинькофф) должен быть следующим:

Шаг №1. Определиться с позицией для Т Банка в рамках запроса по 115-ФЗ.

Нужно ознакомиться с запросом банка, разобраться какие документы мы будем предоставлять в банк.

Здесь частая ошибка - начитаться в интернете советов формата "мой друг Вася получил 10 млн руб. от 50 лиц, сказал банку, что это все займы и ограничения сняли".

Задача банка не в том, чтобы просто получить "любой документ" и сразу закрыть вопрос (ведь банк несет риски потери лицензии перед ЦБ, если будет формально проводить комплаенс процедуры). Ваши пояснения, их логику и документы банк будет сравнивать с Вашими операциями. Если там будет явное противоречие - решение будет отрицательным.

Худший совет, который тут можно дать - начать читать отзывы о банке в интернете.

  • Во-первых картина в таких отзывах будет необъективной. Естественно те, кто нашел в себе силы написать целый отзыв про банк, это в основном люди, у кого был отрицательный исход. Согласитесь, вряд ли бы Вы успешно пройдя 115-ФЗ в банке решили "а потрачу ка я кучу времени , чтобы написать как хорошо у меня прошла проверка по 115-ФЗ".
  • Во-вторых Вы недооцениваете как много реальных мошенников / обнальщиков и "злодеев" разного уровня, которые действительно проводят операции через банк, за которые действительно надо их блочить. Естественно все они уверены, что банк не имеет права тормозить их обнальные операции, поэтому будут писать в интернете про то, как "злобный банк мучает белую пушистую овечку". Естественно в отзыве они не будут писать "я обналил деньги из ООО через Т Банк, они мне приостановили операции, мне это не понравилось", они напишут "я получил займ от компании, имея все документы, все предоставил по запросу банка, но банк не стал разбираться и заблокировал мне счет". Упоминать о том, что действительно странно, когда ООО выдала 50 млн руб. займа 18-летнему парню без официальных доходов на безвозмездной основе естественно никто в отзыве не будет.

Шаг №2. Составить письменные пояснения с обоснованием экономического смысла совершаемых операций для Т Банка в рамках запроса по 115-ФЗ.

Пояснения в свободной форме о назначении поступлений и списаний по вашему счету в Т-Банк

Цитата из перечня того, что Т Банк просит прислать в рамках проверки по 115-ФЗ

Здесь постоянная ошибка - слишком краткие пояснения. Сам клиент всегда знает какие операции и зачем он проводил. Но часто клиент недооценивает насколько сложно стороннему человеку в этом разобраться, если Вы составите пояснения в 2 строчки и просто скинете документы.

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?
  • Вам заняли крупную сумму Леша, Петя и Сережа? Нужно объяснить зачем Вам столько денег и все чаще банки спрашивают "с каких официальных доходов вы собираетесь возвращать долг" и "с каких официальных доходов займодавец выдал вам займ".
  • Вы начали заниматься организацией мероприятий, получили кучу платежей на карту, но у Вас все еще нет ИП / самозанятости? Почему так?
  • Вы вывели деньги из ИП и сразу их направили 5 людям? Нужно объяснить и обосновать почему эти переводы не связаны с ИП (ведь в противном случае Вы уклоняетесь от уплаты НДФЛ и страховых взносов за этих лиц).

Наши пояснения, которые мы пишем с клиентами занимают от 2 до 4 страниц обычно. В более сложных случаях бывает и до 10 страниц.

Все должно быть расписано подробно с расчетом на то, что у сотрудника комплаенс нет желания сидеть и пытаться разобраться в куче документов.

Принцип: сотруднику комплаенс намного проще заблокировать Ваш счет, чем пытаться разобраться, если ему что-то осталось непонятным, поэтому важно максимально «разжевать» им всю информацию.

Шаг №3. Подготовить документы, обосновывающие проводимые операции для Т Банка (Тинькофф) в рамках запроса по 115-ФЗ.

Документы, указанные в назначении поступлений от третьих лиц за последние 3 календарных месяца: например, договоры займа, трудовые и другие договоры

Цитата из перечня того, что Т Банк просит прислать в рамках проверки по 115-ФЗ

С одной стороны, тут как Вы понимаете все очень индивидуально, так как все документы отличаются от одной ситуации к другой.

Но в то же время и здесь ошибка №1 - формальный сбор документов.

Нужно понимать, что запросы из банка (особенно первичные) довольно типовые - банк сам не знает что у Вас есть, а чего нет, поэтому запрос Вы получаете довольно абстрактный (хоть и не всегда).

Часто нужно действовать проактивно и предоставлять какие-то документы даже если банк их прямо не запрашивал (если они служат цели обоснования логики и прозрачности Ваших операций).

Иногда банк может спросить про какую-то конкретную операцию, которая действительно может быть не очень прозрачной (странный займ, продажа криптовалюты) и иногда в таких случаях лучше сделать акцент на том, что такого рода операции это редкость и основные операции по Вашему счету максимально прозрачны.

Шаг №4. Собрать документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств для Т Банка (Тинькофф) при проверке по 115-ФЗ.

Документ, подтверждающий ваш доход: справка 2-НДФЛ, декларация о доходах 3-НДФЛ или другой

Цитата из перечня того, что Т Банк просит прислать в рамках проверки по 115-ФЗ

В качестве подобных документов можно использовать:

  • Справки 2 НДФЛ, декларации о доходах ИП (по УСН), декларации 3 НДФЛ, документы о продаже квартир или автомобилей (договор, акт, подтверждение факта регистрации и получения денежных средств).
  • В отдельных случаях могут быть использованы те же самые доходы Ваших близких родственников.
  • По поводу распространенного варианта «источник происхождения денежных средств – договор займа / договор дарения» - банками они принимаются далеко не всегда (заем должен выглядеть логичным - если Вы безработный, а в банк предоставляете документы о том, что совершенно сторонний человек занял Вам 50 млн руб., для банка это будет выглядеть очень сомнительно). Также желательно сразу предоставить документы о происхождении денежных средств у Вашего займодавца (то есть не просто некий «сосед Вася» занял 30 млн руб. непонятно откуда, а вот договор займа, вот документы об официальных доходах «соседа Васи»).

По ссылке образец Договора займа.

По ссылке образец Договора дарения.

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?

Рассчитывать на то, что Вы получите запрос по 115-ФЗ от банка, а в ответ предоставите нарисованный «договор займа» и банк тут же снимет ограничения не стоит.

Как ни странно, у нас много ситуаций, когда клиент думает, что у него нет официального источника происхождения денежных средств, но по итогу нам удается его найти, так как многие воспринимают понятие "официальный источник дохода" как довольно узкое понятие.

Шаг 5. Направить документы в банк.

Документы отправляем там, где пришел запрос. Часто запрос приходит одновременно в приложении и на электронную почту - в этом случае обычно даем ответ и там и там.

Далее после предоставления документов в банк, Вы получите следующее сообщение:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?

Чаще правда банк пишет не "в течение 1 календарного дня", а в течение 2-4 дней.

Шаг. 6. Дождаться реакции банка.

Их может быть две:

  • банк пришлет окончательное решение - положительное или отрицательное.
  • банк пришлет уточняющий запрос, если ему что-то непонятно / не хватает документов / информации.

При положительном решении Вы получите вот такое сообщение:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?

5. В какой момент Т Банк (Тинькофф) установит ограничения по карте физлица / заблокирует счет? Сразу при запросе документов или после проверки при отрицательном решении?

Если вы не предоставите необходимую информацию, мы ограничим отдельные виды операций по вашему счету.

Цитата из текста запроса Т Банка в рамках проверки по 115-ФЗ

Т Банк устанавливает ограничения по счету обычно либо при отрицательном решении, либо в случае, если Вы не дали ответ во время, то есть на следующий день после истечения срока для ответа.

Но иногда ограничения могут быть установлены и на период разбирательства. Вот пример сообщения из банка:

Мы заинтересованы в том, чтобы проверка прошла удачно, как можно скорее, и мы продолжили с вами сотрудничать. Поэтому ждем от вас документы и пояснения.


Касаемо текущего состояния счета, первое, на что хочу обратить ваше внимание, что счет ваш не заблокирован, а просто установлены ограничения на некоторые операции


Делаем это на основание пунктов 4.5 и 7.3.9 УКБО.


Вы можете совершать операции в наших сервисах:

◾ покупки в наших сервисах — кино, рестораны, театры и другие.

◾ оплата через приложение Т-Банк или личный кабинет: налоги, Госуслуги, домашний телефон, ЖКХ, интернет, образование, путешествия, страховки и ТВ.


Так же вы можете делать покупки и снимать наличные в рамках лимитов. Они устанавливаются на календарный месяц

◾ Лимит на наличные

Установленный лимит: 20 000 руб.

Остаток лимита: 20 000 руб.

◾ Лимит на покупки

Установленный лимит: 50 000 руб.

Остаток лимита: 0 руб.

Что не получится сделать:

- Не получится совершать переводы

6. Что будет при отрицательном решении Т Банка /блокировке карты по 115-ФЗ? Попаду ли я в черный список ЦБ? Начнутся ли у меня проблемы с другими банками?

Сразу отмечу, что банки любят к подобным статьям писать текст формата "мы никогда не блокируем счета клиентов, мы всего лишь ограничиваем совершение отдельных видов операций или ограничиваем дистанционное банковское обслуживание", например так было в комментариях к вот этой моей статье.

Но если убрать маркетинг из такой фразы и учесть, что в реальности обычно при отрицательном решении Вам ограничивают все переводы / снятие денег, то в реальности не вижу причин избегать неполиткорректного слова "блокировка".

Тоже самое касается такой мелочи как "отключение дистанционного банковского обслуживания (ДБО)" в банке без отделений...

Если решение будет отрицательным от Т Банка, то Вам придет вот такое сообщение:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?

Стандартный текст Т Банка при отрицательном решении "Нам пришлось ограничить операции по вашей карте: снятие наличных, покупки и переводы. Решение принято по результатам проверки документов, которые вы предоставили ранее".

Теперь по поводу того, как это повлияет на Ваши отношения с другими банками.
В интернете много информации формата «Банк заберет ваши деньги», «Вас внесут в черный список ЦБ и больше ни один банк Вам не откроет счет», «банк удержит штраф (комиссию) 20% при закрытии счета». Также иногда можно встретить отзывы людей, которые пишут о том, что им заблокировали счет в одном банке, а потом им отказывали в открытии счета в других банках.

Дам комментарий по подобным "прогнозам":

  • На самом деле с 2018 г. у нас с клиентами не было ни единого случая, чтобы после блокировки счета физлица (тут я говорю только про физиков) по 115-ФЗ в одном банке мы столкнулись автоматически с проблемами в других банках. До 2018 г. такие случаи действительно были и действительно после блокировки счета в одном банке бывали проблемы с открытием счета в другом банке. Сейчас по физическим лицам у нас таких проблем нет. Такие проблемы периодически возникают по счетам ИП/ООО, но и то это скорее исключение из правил.

Очень важно - здесь речь только про 115-ФЗ. Если придет 161-ФЗ, то да, заблокировать могут все счета во всех банках, но это совсем другое.

  • Что касается штрафов – ранее действительно некоторые банки при закрытии счета по 115-ФЗ удерживали комиссии при переводе денег до 20% от суммы операции. Сейчас такого практически нет, поскольку суды признали такую практику банков незаконной (см, например, Определение Верховного суда РФ № 309-ЭС20-22963 от 15 февраля 2021 г. по делу №А60-59887/2019).

Что касается реальных последствий установления ограничений по счету Т Банком на основании 115-ФЗ, то они следующие:

  • испорченные отношения с конкретным банком. Заблокировали счет в Т-Банке - не сможете нормально пользоваться им. Но сможете спокойно пользоваться услугами других банков. Также через некоторое время можно будет пробовать и с Т Банком восстановить отношения (обычно пробуем через 6-12 мес.), правда на этот счет все довольно сложно прогнозировать.

Вот пример с клиентом - его заблокировали в 2022 г. В апреле 2025 г. подали на пересмотр, банк прислал следующее сообщение:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?

Правда по итогу решение все равно осталось отрицательным, снять ограничения не удалось.

  • шанс на передачу информации Т Банком (Тинькофф) в налоговую о Ваших операциях.

Ниже приведу примеры подобных запросов из ФНС.

Первым привожу запрос за прошлые годы потому что это одно из немногих требований ФНС, из которого сразу видно откуда информация попала в налоговую (в требовании ФНС есть сразу ссылка на конкретный банк):

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?

Есть много и более свежих, но в этих случаях мы узнали о том, что причина интереса ФНС в "сливе" от банка уже после похода в налоговую:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?
Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?

Причем 7-8 лет назад таких случаев практически не было, сейчас их с каждым годом становится все больше и больше.

7. Какие шансы "снять" 115 ФЗ с карты в Т Банке (Тинькофф) и избежать ограничений? Какая статистика разблокировок сейчас в этом банке?

Здесь отмечу 2 ключевых момента:

  • статистика - это средняя температура по больнице, во всех случаях шансы разные.
  • тем не менее в среднем сейчас статистика в Т Банке намного лучше, чем в большинстве других банков. Банк действительно в большинстве случаев ведет себя адекватно и погружается в ситуацию клиента, хотя многие другие банки действуют по принципу "запросим для приличия, но потом все равно заблочим".

У нас сейчас с клиентами статистика положительных решений в Т Банке (Тинькофф) держится на уровне 90%, исторически это довольно высокий уровень, но частично он достигается за счет того, что мы еще до того, как взять клиента в работу проводим краткий предварительный анализ и если видим, что шансы низкие или нулевые (такие ситуации тоже есть), то мы обычно в принципе не берем такие кейсы в работу. Если бы брали, то статистика конечно была бы сильно ниже.

Для сравнения есть банки и их большинство, где мы в принципе берем в работу только очень редкие и самые простые кейсы, потому что там шансы снять ограничения низкие - ВТБ, Газпромбанк, Юникредитбанк и т.д.

8. Как физлицу избежать запроса по 115-ФЗ в Т-Банке (Тинькофф)? Можно ли "прогреть" карту или иным образом сделать так, чтобы запрос не приходил?

Понятное дело, тут есть очевидный совет - "не проводите операций с кучей физиков без подтверждающих документов, платите налоги", но ведь запросы получают и те, кто платит все налоги и не проводит сомнительных операций и таких случаев очень много.

На практике да, мы видим, что если соблюдать некоторые правила, то можно избегать запросов по 115-ФЗ.

На самом деле понимать логику банка не так сложно. Допустим Вы активный гражданин с большими официальными доходами, всю жизнь обслуживались в Альфа-Банке. Потом что-то случилось и Вы перешли на Т Банк и начали сходу проводить кучу операций по внесению наличных и переводов физлицам - банк видит, что счет новый, а операций уже много - легко можно получить запрос по 115-ФЗ. А если бы Вы потихоньку наращивали свои обороты, то банк бы воспринимал ситуацию спокойнее.

К слову, иногда сам банк при положительном решении дает некоторые советы как не попасть повторно на 115-ФЗ:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Т Банка (Тинькофф) и избежать блокировки счета если Т Банк просит документы и информацию по операциям по карте?

А какой у Вас опыт прохождения запроса по 115-ФЗ в Т Банке (Тинькофф)? Пишите в комментариях, давайте делиться опытом.

Обращаю Ваше внимание, что в настоящий момент действует специальное предложение по помощи в подготовке ответов банкам по 115-ФЗ, а именно написав напрямую, Вы можете получить индивидуальный разбор своей ситуации и помощь в подготовке ответа банку.

Я готов помочь КАЖДОМУ:

1. Сформировать позицию и подготовить грамотные пояснения банку в ответ на 115-ФЗ.

2. Настроить законную схему совершения операций, чтобы не получать 115-ФЗ и работать законно.

3. В случае, если Ваши операции были связаны с получением дохода на карту без оплаты налогов, то я могу предложить помощь в переводе Вашего дохода в легальное русло с поиском вариантов налоговой оптимизации и с минимизацией рисков за прошлые периоды, когда налоги не оплачивались (полностью сопровождение всего процесса, от выбора системы налогообложения и банка, до получения первых платежей и уплаты первых налогов).

4. Также я могу помочь с оценкой рисков выявления факта неоплаты налогов в отношении уже полученных Вами ранее доходов (в Вашем конкретном случае), возможных последствий и ответственности. Я расскажу в целом о механизмах, которые использует налоговая для выявления тех, кто не платит налоги, после чего мы совместно выработаем план по устранению всех нарушений и минимизации рисков.

5. По любым иным вопросам в рамках моей специализации.

Для получения консультаций и полной настройки легальной модели Вашей работы и совершаемых операций, Вам нужно: написать мне сообщение с кратким описанием своей ситуации на:

Телеграм @Dmitriy_vasilev7,

WhatsApp 8-960-767-64-03,

juristvasiliev@yandex.ru.

и мы в индивидуальном порядке разберем и обязательно решим Ваш вопрос.

Обращайтесь ко мне лично, буду рад помочь!

С Уважением, адвокат Васильев Дмитрий (№ 1510 в реестре адвокатов, адвокатское удостоверение № 1911, выдано 29.10.2015 г. адвокатской палатой Красноярского края).

Юрист №1 в рейтинге юристов России по версии крупнейшего правового сервиса РФ Правовед.Ру — https://pravoved.ru/lawyer/362127/.

5
Начать дискуссию